Заключение
Рационализаторским предложением
признается техническое решение, являющееся
новым и полезным для предприятия, организации или учреждения которому
оно подано, и предусматривающее создание
или изменение конструкции изделий, технологии
производства и применяемой техники или
изменение состава материала, а также
новое для предприятия организационное
решение, дающее экономию трудовых, сырьевых,
топливоэнергетических и других материальных
ресурсов или иной положительный эффект.
Новым техническое решение признается,
если до подачи заявления по установленной
форме данное или такое же решение:
- не использовалось
на предприятии, в организации или учреждении, которому
оно подано;
- не было известно
предприятию в степени, достаточной
для его практического осуществления;
- не предусмотрено
обязательными для предприятия,
организации или учреждения нормативами
(стандартами, нормами, техническими условиями и т.п.).
При анализе планирования и стимулирования рационализаторской
деятельности на ОАО «МПЗ» было выявлено,
что на конец анализируемого периода (2012
г.) наблюдается отрицательная динамика
внедрения рационализаторских предложений
по ОАО «МПЗ». Если в период 2010-2011 гг. прослеживается
увеличение темпа роста числа инновационных
внедрений, составившее 141,89 %, то в период
2011-2012 гг. он сокращается до 79,05 %, что свидетельствует
о потере потенциальной прибыли (экономии).
Данные цифры свидетельствуют о снижении
уровня технического творчества работников
при выполнении своей работы, заинтересованности
работников в повышении качества производимой
продукции, совершенствовании процесса
труда и т.д.
На заводе создание рационализаторских предложений выступает
как выполнение организационно-технического
плана, по результатам
выполнения которого премия выплачивается
всем сотрудникам
структурного подразделения, что еще больше
снижает мотивацию работни-
ков.
Размер вознаграждения
за рационализаторские предложения, не
создающие экономии в сумме 1 базовая величина
на момент выплаты
является недостаточным для создания
творческой заинтересованности сотрудников
цеха. Данная сумма является минимальным
размером авторского вознаграждения,
который предусмотрен Законодательством
Республики Беларусь.
Отрицательным является
и тот фактор, что рационализаторская
деятельность является творческой и
не может быть запланирована заранееСоответственно, в третьей главе работы
представлены направления оптимизации
оплаты труда работников ОАО «МПЗ».
Создание фонда развития инновационного
поведения персонала позволит ОАО «МПЗ»
получить положительные результаты в
области:
- достижения зависимости результатов труда работников инженерно-технического состава персонала организации с прибыльностью деятельности организации, в соответствие с этим – рост уровня мотивационного стимулирования специалистов, нацеленный на конечный финансовый результат;
- улучшения основных показателей, характеризующих прежний результат, при одновременном снижении некоторых других показателей, но с обязательным преобладанием некоторых других преимуществ над недостатками;
- повышения размера прибыли в целом, что способствует улучшению финансового состояния организации.
На ОАО «МПЗ» разработан в соответствии
с требованиями СТБ ИСО 9001 стандарт
организации «Предложения рационализаторские,
порядок оформления, подачи, рассмотрения
и использования» (СТП 366-115-2004). То есть,
возможны новые для работников ОАО «МПЗ»
условия стимулирования создания и внедрения
рационализаторских предложений за счёт
фонда развития инновационного поведения
персонала. Это позволяет аккумулировать
творческий потенциал специалистов, инициировать
продвижение новаторских идей, реально
применимых в производстве.
Динамика выплат по рационализаторским предложениям
прямо пропорциональна изменениям суммы
нераспределённой прибыли. Это означает,
что рост нераспределённой прибыли отразится
на увеличении отчислений в фонд развития
инновационного поведения персонала,
уменьшение скажется на сокращении отчислений
в фонд. Следовательно, работники организации
будут заинтересованы в повышении выплат,
что скажется на оптимизации нераспределённой
прибыли, то есть ее увеличении.
Увеличению оплаты труда
также будет способствовать рост
его результативности за счет повышения уровня
профессиональной подготовки персонала
ОАО «МПЗ» отмечено, что повысить производительность
труда и качество производства посредством
организации обучения работников новым
смежным видам деятельности, а также повышению
их квалификации. Этому могут способствовать
современные тренинги, достоинство которых
в более кратких сроках обучения, соответственно
– меньших расходах на него, а также уделению
внимания практическим вопросам в процессе
обучения.
Список использованных источников
- Архив новостей за июнь 2010 г. [Электронный ресурс] // Национальная академия наук Беларуси. Режим доступа: <http://nasb.gov.by/rus/news/news2010jun.php>. Дата доступа: 07.06.2011.
- Биргер, П. Будущее за нами / П. Биргер // Эксперт Северо-Запад. 2005. № 23. С. 20—25.
- Бунчук, М. А. Инновационная и технологическая политика в социальном рыночном хозяйстве / М. А. Бунчук // Наука и науковедение. 2012. № 2. С. 98—103.
- Галиева Г. Ф. Зарубежный опыт инновационной экономики:
принципы и приоритеты Государственное управление. Электронный вестник. - № 29. – 2012 г. С. 2-7.
- Гончаренко Л.П., Арутюнов
Ю.А. Инновационная политика: учебник. М.:
КНОРУС, 2010. – 231 с.
- Гончаров, В. В. Нормативно-правовые аспекты управления научно-инновационной сферой / В. В. Гончаров, Е. Н. Иванова. Минск: МИТСО, 2012. – 321 с.
- Дежина, И. Г. Механизмы государственного финансирования науки в России / И. Г. Дежина. М.: ИЭПП, 2012. – 410 с.
- Зарубежный опыт государственной поддержки
инновационных малых и средних предприятий/ Электронный ресурс.
Режим доступа: http://kfpp.ru/analytics/material/innovation.php. Дата
доступа: 01.11.2012 г.
- Инвестиционные аспекты инновационного
роста: Мировой опыт и российские перспективы.
М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. – 120 с.
- Инновационное развитие компании: управление
интеллектуальными ресурсами: учеб. пособие
/ Под ред. В.Г. Зинова. М.: Издательство
«Дело» АХН, 2010. – 230 с.
- Касько, С. Эффективное движение капитала
// С. Касько. М.: Наука и инновации. - №9(79). – 2010. С. 8-10.
- Коваленко, В. Создание Национального
агентства инвестиций и приватизации активизирует инвестиционные
процессы в Беларуси // В. Коваленко. Электронный
ресурс: www.belta.by. Дата доступа: 01.11.2012
- Леонтьев, Л. И. О формах и методах стимулирования инновационной деятельности: монография / Л. И. Леонтьев. М.: Ин-т соц.-полит. исслед. РАН, 2012. – 145 с.
- Марков, А. В. Организационно-финансовые механизмы стимулирования инновационных процессов в Беларуси / А. В. Марков [Электронный ресурс] // Белорусский институт системного анализа. Режим доступа: <http://belisa.org.by/pdf/2010/A.Markov.pdf>. Дата доступа: 10.10.2012.
- Марков, А. В. Стратегия и механизм реализации инновационной политики Беларуси: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05 / А. В. Марков. Минск, 2006.
- Мельникова И. Стимулирование научно-инновационной деятельности: мировой опыт // Журнал международного права и международных отношений 2011 — № 3. С. 15-26.
- Нехорошева, Л. Н. Модели государственного регулирования развития венчурной деятельности: мировой опыт и проблемы стран СНГ / Л. Н. Нехорошева, С. А. Егоров // Материалы Первого инновационного форума Содружества Независимых государств «Международное инновационное развитие и инновационное сотрудничество: состояние, проблемы и перспективы» и Одиннадцатой международной научно-практической конференции «Проблемы и перспективы инновационного развития экономики», Алушта, 16 сент. 2006 г. Ч. 3. Киев, 2006. С. 190—199.
- Поболь А.И. Экономический потенциал инновационного развития стран в интеграционных процессах СНГ, ЕврАзЭС и ЕЭП // Евразийская экономическая интеграция, №1(14), февраль 2012
- Проблемы и перспективы развития научно-инновационного комплекса Республики Беларусь: сб. науч. ст. / редкол.: В. И. Недилько [и др.]. Минск: БелИСА, 2011. – 127 с.
- Федулова Л. (2012) Сотрудничество Республики
Беларусь и Украины в сфере обеспечения инновационного развития
экономики и нового качества экономического
роста. Евразийская экономическая интеграция. №2(11): 51-70.
- Экономический совет СНГ (2012) Межгосударственная программа
инновационного сотрудничества государств-участников
Содружества Независимых Государств до
2020 года. Доступно на: http://rs.gov.ru/taxonomy/term/185.