Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа
Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты потребительского поведения;
- выявить предпочтения населения в теориях кардинализма и ординализма;
- проанализировать процесс принятия решений потребителями;
- исследовать предпочтения населения России;
- проанализировать и выявить динамику потребительских предпочтений на продукты питания.
Из первых
двух наблюдений можно сделать
вывод, что поведение
Если при
третьем наблюдении
Рассмотрим в Таблице 1.3.2. данные о расходах на покупку трёх видов благ.
Результаты наблюдения за покупателем трёх благ Таблица 1.3.2
Наблюдение |
PA |
PB |
PC |
QA |
QB |
QC |
M |
I II III IV |
15 20 20 32,5 |
10 10 10 11 |
12 14,5 15 15 |
40 34 38 26 |
36 43 44 50 |
20 20 20 27 |
1200 1400 1500 1800 |
Чтобы узнать, стремится ли покупатель к максимизации полезности, посмотрим, были ли ему доступны другие наборы благ в момент покупки одного из них. Для этого в правой части Таблицы 1.3.3 представлена стоимость каждой потребительской корзины в каждой системе цен. По диагонали располагаются суммы, уплаченные в момент наблюдения. Остальные цифры в каждой строке показывают стоимость других наборов благ в действовавших на момент наблюдения ценах. Цифры, отмеченные звёздочкой, представляют те наборы, которые потребитель мог купить, но предпочёл им другой набор. Источник [3, с. 82]
Таблица 1.3.3
Стоимость потребительских корзин при различных системах цен
M |
Цена |
Корзина(QA, QB, QC) | |||||
PA |
PB |
PC |
I (40;36;20) |
II (34;43;20) |
III (38;44;20) |
IV (26;50;27) | |
1200 1400 1500 1800 |
15 20 20 32,5 |
10 10 10 11 |
12 14,5 15 15 |
1200 1450 1460* 1996 |
1180* 1400 1410* 1878 |
1250 1490 1500 2019 |
1214 1411,5 1425* 1800 |
На основе первого наблюдения можно сделать вывод, что потребитель предпочитает корзину I корзине II: он мог купить этот набор, но выбрал корзину I. Второе и четвёртое наблюдения ничего не говорят о предпочтениях индивида. Из третьего наблюдения следует, что среди всех рассмотренных наборов самым полезным для потребителя является набор III. В целом поведение данного индивида на рынке благ не противоречит принципу максимизации.
Глава 2. Потребительские предпочтения населения России
2.1. Процесс принятия решений потребителями
Существует множество причин, которые косвенно или прямо могут повлиять на решение купить какой-либо товар. Для того чтобы упростить процесс изучения множества факторов используют их определенную классификацию. Итак, принято выделять следующие группы факторов.
1. Личностные факторы.
Жизненный цикл семьи (тот
Стиль жизни потребителя.
На самом деле, какие бы потребности
ни были в голове у потребителя, если
он соблюдает определенный стиль
жизни, он никогда не приобретет тот
товар, который будет идти вразрез
с его стилем жизни. К стилю
жизни относятся убеждения
Тип личности (активным ли человек, насколько самоуверен, есть ли у него амбиции, насколько он независим и уверен в себе).
Самопредставление: каким человек видит себя сам, какое место определяет себе в этом мире, насколько уважает себя, жалеет ли себя и т. д.
Общественный класс, где объединены группы с однородными положением и занятиями. Имеет не последнее место при совершении покупок.
2. Социальные факторы. Референтные группы. В какой-либо степени воздействуют на человека. Это могут быть первичные группы (с которыми человек контактирует постоянно, например семья) или вторичные (те, с которыми человек общается реже).
Выделяют следующие виды влияния:
1) нормативное, которое основывается на использовании штрафов, правил деятельности, распоряжений;
2) ценностно-ориентированное. Человек принимает ценности и убеждения группы добровольно (например, становится участником какой-либо субкультуры и т. д.);
3) информационное – получение человеком каких-либо данных;
4) социальная роль –
это определенное участие
5) статус. Положение человека
в обществе часто не дает
ему возможности реализовать
все его потребности и желания,
3. Психологические факторы:
1) восприятие, посредством
которого отражаются вещи
2) усвоение – человек
овладевает различными
3) отношение – это эмоции,
которые появляются у человека
на основе его прошлого опыта,
знаний по отношению к
Также существует еще одна классификация процессов принятия решения о покупках, которую можно разделить на 3 большие группы: первичные покупки, повторные и импульсивные. Для того чтобы грамотно управлять и влиять на поведение потребителей, необходимо заранее знать, какую покупку в основном совершают потребители определенного сегмента рынка. Для этого нужно рассмотреть особенности каждого из типов покупки.
Первичная покупка. Если у человека впервые появилась неудовлетворенная потребность в определенном товаре, вероятнее всего он начнет активный поиск информации о данном товаре. Это будет и внешний поиск, т. е. изучение рекламных предложений разнообразных фирм, обращение за советом к друзьям, родственникам, знакомым, и внутренний поиск – обращение к прошлому опыту, анализ всплывших в памяти ассоциаций, связанных с похожим или данным продуктом, или даже прислушивание к своей интуиции. Маркетологам необходимо при данном процессе принятия решения основной упор делать на рекламу товара в местах продажи, разработку интересной, привлекающей внимание упаковки, проведение различных пиар-акций, развитие эксклюзивной системы продвижения – в общем делать все, что может привлечь внимание потребителя именно к продукту фирмы.
Повторные покупки, как правило, не отличаются высокой лояльностью потребителя. Если потребитель во второй раз пришел за товаром, это вовсе не означает, что он купит тот же товар, что и в первый раз. Если удовлетворенность первым товаром была высокой, то вероятно, конечно, он совершит повторную покупку этого же товара. Однако если данного товара не окажется на полке, он может переключиться на другой товар. При разработке маркетинговой стратегии относительно повторных покупок необходимо проследить обеспеченность центров распределения продукции, а также проводить различные мероприятия по удержанию клиентов. Это могут быть подарки при повторной покупке, скидки и т. д.
Импульсивные покупки отличаются от первых двух типов тем, что они не являются для потребителя запланированными. Например, до прихода в магазин потребитель не испытывал потребности купить шоколад. Однако на витрине он увидел специальное предложение: возможность купить две шоколадки по цене одной. В данном случае человеку не остается времени на раздумье, он руководствуется только эмоциями. Например, он может подумать: «Если я не воспользуюсь этим предложением сейчас, кто-то другой раскупит все шоколадки». Возникает необходимость быстро действовать – совершить покупку. Часто импульсивные покупки совершаются не только под влиянием стимулирования сбыта, но и в силу ограниченности времени на покупку или ограниченности ассортимента на витрине.
2.2. Структура и динамика потребительских предпочтений на продукты питания
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке.
На потребительский выбор влияют:
Теория потребительского поведения, исследующая механизм взаимодействия потребностей человека и индивидуального спроса, строится на нескольких гипотезах:
1) доходы всех потребителей ограничены;
2) на все товары и услуги установлены цены;
3) все потребители осуществляют выбор самостоятельно, независимо друг от друга;
4) каждый потребитель
стремится вести себя
Полезность товара (услуги) для каждого человека индивидуальна: один любит хорошо отдохнуть, другой предпочитает хорошо покушать.
Потребительский
набор, на основании которого
рассчитывается ИПЦ,
Рассмотрим
индексы цен на
Таблица 2.2.1
Индексы цен на отдельные группы и виды продовольственных товаров
К предыдущему месяцу |
Февраль 2010г. |
Февраль 2010г. к декабрю 2009г. | ||||
Декабрь 2010г. |
Январь 2011г. |
Февраль 2011г. |
К февралю 2010г. |
К декабрю 2010г. | ||
Товары, без алкоголя |
100,6 |
101,4 |
101,3 |
104,8 |
102,7 |
103,5 |
Хлеб |
100 |
100,1 |
100,2 |
101,9 |
100,4 |
100,8 |
Крупа и бобовые |
98,4 |
99,9 |
101,8 |
96,9 |
101,6 |
102,2 |
Макаронные изделия |
99,4 |
99,7 |
99,7 |
99,6 |
99,4 |
101,4 |
Мясо и птица |
99,7 |
100,2 |
100 |
102,5 |
100,2 |
102,7 |
Рыба |
99,5 |
100,2 |
101 |
106,4 |
101,1 |
105,1 |
Молочная продукция |
101,3 |
101,3 |
101,3 |
103,9 |
102,7 |
101,1 |
Масло сливочное |
103,5 |
102 |
101,9 |
111 |
104 |
101 |
Масло подсолнечн |
99,5 |
100,3 |
100,7 |
84,7 |
101 |
95,6 |
Яйца |
100,6 |
100,4 |
101,9 |
94,1 |
102,3 |
92,9 |
Сахар |
100,4 |
108,3 |
103,4 |
132,1 |
112 |
121 |
Плодоовощная продукция |
103 |
107,2 |
105,6 |
101,4 |
113,2 |
109,8 |
Алкоголь |
100,5 |
101,4 |
101,2 |
109,2 |
102,5 |
102,3 |
Информация о работе Потребительские предпочтения населения: струтура и динамика