Потребительские предпочтения населения: струтура и динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2012 в 22:33, курсовая работа

Краткое описание

Поставленная цель реализуется решением следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты потребительского поведения;
- выявить предпочтения населения в теориях кардинализма и ординализма;
- проанализировать процесс принятия решений потребителями;
- исследовать предпочтения населения России;
- проанализировать и выявить динамику потребительских предпочтений на продукты питания.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 96.64 Кб (Скачать файл)

 

     Обратим внимание, что по сравнению с предыдущими месяцами в феврале 2011г. цена повысилась на хлеб, крупы и бобовые, рыбу, подсолнечной масло, яйца, сахар, овощи и алкоголь. В итоге в феврале 2011г. по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары увеличились на 1,3% (в феврале 2009г. - на 1,9%).

     Наиболее значительными темпами росли цены на плодоовощную продукцию. Например, цены на лук репчатый за месяц увеличились на 17,1%, капусту белокочанную свежую - на 13,7%, на морковь и бананы - на 11,4% и 10,9% соответственно. В то же время отмечено снижение цен на апельсины - на 1,9%, лимоны - на 0,9% и чеснок - на 0,4%.

     В группе сыров продолжал отмечаться существенный рост цен на сыры твердые и мягкие, которые стали дороже на 4,6% (в январе - на 3,3%).

     В феврале на 4,7% выросли цены на крупу гречневую-ядрицу.

     Среди остальных видов продовольственных товаров, на 1,4-2,6% выше стали цены на пиво отечественное, водку обыкновенного качества, рыбу мороженную неразделанную, а также на живую и охлажденную, молоко питьевое и молочный напиток, творог, хлопья из злаков.

     Одновременно в феврале цены на муку пшеничную снизились на 1,2%, на куры - на 0,8%, на икру лососевых рыб отечественную - на 0,6%, на свинину, крупы овсяную и перловую, манную - на 0,1-0,4%.

На основе этих данных, можно  сделать вывод, что рыночные отношения  существенно изменили потребительские  предпочтения по отношению к продуктам  питания. В первую очередь это  связано с кризисом, который  заставил россиян сокращать потребительские расходы. Экономить приходится на товарах как длительного спроса, т.е. непродовольственных товарах, так и ежедневного спроса - еде. Как показывают исследования, принципы подхода к оптимизации расходов на одежду, бытовую химию, парфюмерии полностью совпадают с принципами экономии на продуктах питания: россияне в обоих случаях отказываются от покупки дорогих товаров в пользу приобретения более дешевых аналогов. 
Кроме того, граждане признаются в том, что стараются реже ходить в магазины и не пытаются "затовариваться" впрок. Это "замечание" выглядит довольно интересным, если учесть, что в первые месяца кризиса россияне старались делать как можно больше покупок "на черный день". Вероятнее всего, по прошествии года с момента начала кризиса граждане смирились с мыслью о том, что нынешний кризис продлится долго и поэтому бессмысленно совершать "стратегические" покупки. Кроме того, к настоящему моменту у большинства наших соотечественников закончились ранее накопленные деньги, а тратить текущие доходы "под ноль" многие граждане не рискуют, так как угроза потери работы и источников доходов весьма серьезна.

Исходя из этого, рассмотрим структуру стоимости минимального набора продуктов питания в процентах, в расчёте на одного человека в  месяц.

Рис. 2.2.1 Структура стоимости  минимального набора продуктов питания

     Наблюдаем такую картину : попрежнему мясо, молоко, хлеб, овощи и фрукты занимают в корзине наибольшее место. Мясо и мясопродукты, по данным ведомства, заняли  20% в структуре стоимости минимального набора питания. Повысилась доля рыбопродуктов – с 4,3% в феврале 2009 года до 4,4% в феврале текущего года. Молоко и молочные продукты стали занимать больше места в стоимостной корзине питания – 19% на февраль текущего года по сравнению с 18,3% в феврале прошлого года. Доля сахара, повысилась с 2,1% в стоимости корзины до 2,8%. На долю хлеба, круп и макаронных изделий пришлось 23,3% в стоимости корзины против 24,3% в феврале 2010 года.

     Стоимость минимального набора продуктов питания, по предварительным данным, в среднем по России в конце февраля 2011г. составила 2240,7 рубля в расчете на месяц. По сравнению с концом января его стоимость увеличилась на 2,2% (с начала года - на 4,7%). Стоимость минимального набора продуктов питания рассчитывается для того, чтобы контролировать финансовое положение беднейших слоев населения, – фактически этот набор составлен на уровне, близком к физиологическому выживанию его потребителя. [7]

     Типичным примером более рационального подхода россиян к вопросу приобретения продуктов питания является ситуация на рынке макаронных изделий, отмечают эксперты. Здесь отмечено отставание роста трат от роста цен, что является первым признаком массового перехода потребителей на более дешевые марки. Дорогие марки макарон постоянно теряли покупателей. При этом более дешевые марки в феврале текущего года, наоборот, массово укрепляли свои позиции.

     Прежде покупатели могли купить более дорогой продукт, полагая его более качественным и не вдаваясь в детали. Сейчас наблюдается тенденция к более придирчивому выбору продукта, когда становится очевидным, что продукты такого же качества можно покупать дешевле.

     Аналитики отметили еще одну тенденцию — возвращение на стол россиян таких продуктов, как кефир, майонез, творог. Наряду с этим питьевые йогурты, пиво, сок и кофе, которые в постсоветское время вытеснили традиционные продукты питания, в кризисный период пользуются среди россиян меньшим спросом. Так, для питьевых йогуртов сокращение по сравнению с осенним периодом составило 15—20% домохозяйств, для пива — 9—12%, для соков — 15—16%, для кофе — 2—4%. [13]

     Еще в начале кризиса прогнозировали, что в условиях снижения покупательской способности население будет ориентироваться на те товары, стоимость которых растет не очень сильно. Это касается молочной продукции, где основная себестоимость приходится на сырое молоко. Конечно, йогурты и десерты продаются, но сейчас производители вынуждены повышать их стоимость, потому что основная себестоимость этой продукции приходится на импортные ингредиенты и наполнители.        

     Оценив алкогольный рынок, можно сказать, что число домохозяйств, покупающих, в частности, бренди и коньяк, остается стабильным. Но экономия осуществляется за счет сокращения физического объема потребления, отмечают эксперты. Теперь одно домохозяйство покупает 0,5 литра, тогда как в прошлом году покупалось 0,75 литра.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Потребительские предпочтения - способ, которым потребители, делающие покупки на свободном рынке, распределяют свои совокупные расходы на покупку товаров и услуг. С помощью анализа потребительских предпочтений производитель, выпустивший товар, может определить, на каком уровне устанавливать цену, а потребитель – принять рациональное решение. Люди приобретают блага для удовлетворения своих потребностей. Способность благ удовлетворять потребности людей называют полезностью.

     Рассмотрев концепции потребительского выбора, были выделены две теории:

     Кардиналисты заметили, что если потребление других товаров остается неизменным, то по мере насыщения потребности в каком-то товаре удовлетворение от потребления последующей единицы этого блага падает.

     Ординалисты полагают, что поскольку оценка предельной полезности является субъективной, то её невозможно измерить, и вводят понятие "ординальной" полезности, с помощью которой можно выяснить, уменьшается или увеличивается степень удовлетворения потребителя от того или иного набора благ.  Теория потребления исходит из того, что потребитель при выборе покупаемых благ имеет определенные последовательные индивидуальные вкусы и предпочтения, что он ограничен в удовлетворении своих вкусов и предпочтений бюджетным ограничением, и что он делает в этих условиях выбор, обеспечивающий максимально возможную полезность.

     Поведение и предпочтения потребителей в значительной степени определяют решения по производству, переработке и маркетингу, принимаемые в продовольственной отрасли. Эти предпочтения весьма неоднозначны и связаны с физиологическими, социально-психологическими и экономическими аспектами потребления продуктов питания.

     Динамика цен на продукты питания показывает, что по сравнению с предыдущими месяцами в феврале 2011г. цена повысилась на хлеб, крупы и бобовые, рыбу, подсолнечной масло, яйца, сахар, овощи и алкоголь. В итоге в феврале 2011г. по сравнению с предыдущим месяцем цены на продовольственные товары увеличились на 1,3% (в феврале 2010г. - на 1,9%).

     Проанализировав динамику потребительских предпочтений на продукты питания можно сделать вывод, что со временем многие семьи вернуться от новомодных продуктов к более традиционным и дешёвым. Россияне стали рациональнее подходить к приобретению продуктов питания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Быковская Т.Г. Проблемы формирования предпочтений потребителей продуктов питания: статья. – Красноярск.

  1. Васекин Е.А. Мотивация потребителей/Е.А.Васекин, Г.Н.Любанова - М.: Наука. - 2008
  2. Внуков Г.Б. Управление поведением потребителей/Г.Б.Внуков - М.: Просвещение- 2007
  3. Каменева, Н.Г. Маркетинговые исследования: Учеб. пособие / Н.Г. Каменева, В.А. Полякова. – М.: Вузовский учебник, 2009. – 439 с.
  4. Котлер Ф. Основы маркетинга/Ф.Котлер - М.: Бизнес-книга- 2008
  5. Кузьменко А. Потребители вернулись в прошлое/А.Кузьменко//РБК daily. - 2009. - № 5
  6. Нуиминаев Е.Н. Психология потребителей / Е.Н.Нуиминаев - М.: Просвещение – 2001
  7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики/Р.М.Нуреев – М.: НОРМА- 2006
  8. Потребительские цены 2011 г./Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/b10_00/IssWWW.exe/Stg/d03/4-1.htm
  9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь/Б.А.Райзберг, Л.Ш.Лозовский, Е.Б.Стародубцева 5-е изд.,— М.: ИНФРА-М- 2007
  1.  Тарасевич Л.С. Микроэкономика/Л.С. Тарасевич, П.И.Гребенников, А.И.Леусский – М.: Юрайт-Издат- 2007

  1.  Юданов А.Ю. Микроэкономика: теория и российская практика/А.Ю. Юданов– М.: КНОРУС- 2008

 


Информация о работе Потребительские предпочтения населения: струтура и динамика