Потребительские рынки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:01, реферат

Краткое описание

Цель работы рассмотреть типы потребительского рынка. Задачами работы являются:
1. Дать понятие определения рынка и потребительского рынка
2. Рассмотрение аспектов государственное регулирование потребительского рынка

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие потребительского рынка
1.1 Понятие функции и принципы потребительского рынка
1.2 Система государственного регулирования потребительского рынка
Глава 2. Типы потребительского рынка
2.1 Характеристика типов потребительского рынка
2.2 Сегментация рынка
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Потребительские Рынки.docx

— 46.75 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

Глава 1. Понятие  потребительского рынка

1.1 Понятие  функции и принципы потребительского  рынка

1.2 Система  государственного регулирования  потребительского рынка

Глава 2. Типы потребительского рынка

2.1 Характеристика  типов потребительского рынка

2.2 Сегментация  рынка

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

В современной экономике большое  значение в развитии экономики России уделяется вопросам перспективного развития торговых предприятий, оптимизации  хозяйственных связей и механизмов продаж. И это не удивительно, поскольку желание стать ближе к конечному потребителю позволяет получить дополнительные конкурентные преимущества на потребительском рынке, развить его инновационный потенциал и увеличить прибыль торговых и сбытовых предприятий. Технологии управления потребительским рынком и соблюдение условий «здоровой конкуренции» существуют в мире достаточно давно. Однако в силу специфики перехода России к рыночным механизмам хозяйствования динамика изменений отечественного потребительского рынка говорит о необходимости адаптации зарубежного опыта и использования инновационных механизмов его развития с целью соблюдения конкурентных условий хозяйствования и построения высокоэффективной экономики, направленной на конечного потребителя. Управление потребительским рынком в современных условиях хозяйствования позволяет регулировать два типа отношений: конкурирующих между собой хозяйствующих субъектов, а также этих субъектов с поставщиками сырья, материалов, иных ресурсов и потребителями продукции (товаров, работ, услуг). Эти отношения регулируются многими законами. Кроме того, в определенных случаях в отношения конкуренции и взаимоотношений с потребителями продукции вмешивается государство в лице органов законодательной, судебной и исполнительной власти. Возникает необходимость «привязки» законодательства к типу потребительского рынка, изучения его жизненных циклов, продукции, товаров-заменителей, товарных групп, изучение географических границ рынка и формирование инновационных моделей хозяйствования, позволяющих эффективно контролировать деятельность торговых и сбытовых предприятий в отношении предоставления продукции или услуг конечному потребителю. Регулирование субъектов потребительского рынка, конкурирующих за получение наиболее выгодных условий предпринимательства, за минимизацию издержек производства и обращения путем внедрения инноваций и иных достижений, формирования и поддержания спроса на свою продукцию разнообразными мерами информационного, в том числе рекламного, воздействия, должно осуществляться на принципах равноправия и единства стандартов управления. Определенные шаги в развитии методологии изучения потребительского рынка в России были предприняты Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, которое выработало ряд рекомендаций по оценке структур рынка и определению границ потребительского рынка. Актуальность исследования потребительского рынка, анализ тенденций и перспектив его развития, формирование эффективных механизмов его управление и контроля раскрыта в ряде работ зарубежных и отечественных ученых и практиков.

Несмотря на достаточное количество работ, по развитию потребительского рынка, в экономической литературе мало внимания уделяется вопросам внедрения инновационных технологий управления и контроля потребительского рынка, в то время как данное направление развития в условиях современной экономики является не только перспективным, но и жизненно необходимым для дальнейшего развития потребительского рынка. Важен вопрос и уяснения типологии данного объекта исследования курсовой работы. Следовательно, данная область исследования не получила достойного освящения в отечественной экономической литературе, и является несомненно актуальной. Цель работы рассмотреть типы потребительского рынка. Задачами работы являются:

1. Дать понятие определения рынка  и потребительского рынка

2. Рассмотрение аспектов государственное  регулирование потребительского рынка

3. Характеристика типов потребительского  рынка

4. Сегментация рынка

 

Глава 1. Понятие потребительского рынка

1.1 Понятие функции и  принципы потребительского рынка

 

Рынок - это есть совокупность экономических  отношений производства и обмена товаров при помощи денег. Рынок - обмен товарами и услугами, организованный по законам товарного производства и обращения. Это механизм взаимодействия покупателей и продавцов, отношения спроса и предложения. Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг.

Рынки можно разделить по признакам: степень монополизированности (формы конкуренции), меры государственного регулирования, масштабность товарообменных процессов, региональная принадлежность, легальность, виды реализуемых товаров и услуг.

По форме конкуренции: высококонкурентный, немонополизированный, (идеальный), монополистической конкуренции с дифференциацией продукта, олигополистический, дуополистический, монополизированный (чистая монополия). По виду товара: предметов потребления и услуг; жилой площади, зданий, недвижимости; средств производства (включая землю), имущества; инвестиций; денег и ценных бумаг; рабочей силы(труда, рабочих мест); инноваций, духовного, интеллектуального продукта. по территориальному признаку (местные, национальные, региональные, мировой); функциональный признак (оптовый, неорганизованный); по потребительским товарам (дефицитный - недефицитный, национальные или импортные товары). Совокупность рынков одной страны называется национальным (внутренним) рынком. Он образует сферу обращения национальной экономики. Внутри него могут выделяться региональные рынки.

Классификация по территории:

1. Местный, региональный, национальный, межстрановых объединений, мировой. Есть организованный, неорганизованный легальный – теневой, бывают: - потребительский - дефицитный – перенасыщенный.

Различают следующие виды рынков:

Рынок товаров и услуг;

Рынок ценных бумаг;

Рынок кредитных ресурсов;

Рынок недвижимости;

Рынок средств производства;

Рынок “ноу-хау” и другой информации;

Рынок труда;

Финансовый рынок или рынок  капитала;

Рынок ссудного капитала;

Рынки также могут различаться  и характером конкуренции: рынок  свободной конкуренции, чистая монополия (власть одного), монополистическая конкуренция (регулируется государством), олигополия (власть немногих). Национальные рынки различаются валютой, налогами, национальными стандартами. Рынок потребительских товаров - это рынок товаров широкого потребления. Он формируется в результате следующих мер:

  1. путем развития предпринимательства в сфере производства и сбыта продовольственных и непродовольственных товаров.
  2. путем поддержания малых и средних предприятий.
  3. налоговое и кредитное стимулирование товаров широкого потребления.
  4. переход к свободному ценообразованию на большинство товаров постепенная отмена дотирования убыточных предприятий. радикальный пересмотр льготного перераспределения товаров широкого потребления.

Инфраструктурой потребительского рынка  являются магазины, сельские городские рынки, ярмарки, аукционы. Рынок услуг включает производственные и непроизводственные услуги: транспортные, связи, ремонтные, лизинговые, аудиторские, страховые, юридические, бытовые, культурные.

Рынок потребительских товаров  предназначен для продажи обширной группы товаров народного потребления, включая одежду, обувь, головные уборы, парфюмерию, бытовые товары, мебель, лекарства, отдельные виды стройматериалов, транспортные средства личного и семейного пользования и др. товаров аналогичного назначения. Рынок бытовых, коммунальных, информационных услуг - это платные услуги по бытовому обслуживанию населения(прачечные, химчистки, парикмахерские, транспортные услуги, услуги связи, охрана), на коммунальные услуги (водо-, тепло-, энерго-, газоснабжение жилищ, обслуживание лифтового хозяйства, поддержание нормального функционирования домов и квартир), услуги по ремонту жилья, бытовой аппаратуры и на информационные услуги(справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат и т.д.) и др.

Механизм государственного регулирования  рынка потребительских товаров  также основан на определенных принципах, соблюдение которых позволяет эффективно достигать обозначенных целей. Эти  принципы должны учитывать особенности текущего периода социально-экономического развития: состояние экономики, роль государственных институтов управления рынком, шкалу общественных приоритетов, уровень развития материальных и духовных потребностей населения и т.д. Вместе с тем они должны включать и универсальные правила управленческой деятельности, независимо от текущих особенностей.

Функционирование потребительского рынка — сложный механизм взаимодействия социальных, экономических, правовых, административных, политических и других элементов. Авторское видение совокупности принципов государственного регулирования потребительского рынка сводится к выделению трех их групп: целевые, функционально-процессуальные и структурно-организационные.

Целевые принципы потребительского рынка  включают.

1. Принцип согласованности государственных  интересов с интересами других участников рынка. Его несоблюдение ведет к противоречиям между субъектом и объектами в механизме регулирования, снижению мотивации участников рынка;

2. Принцип приоритетности социальной  составляющей в системе целей  и задач регулирования рынка,  означающий, прежде всего первичность спроса перед товарным предложением. В условиях эффективной системы формирования и регулирования спроса он должен определять предложение. Потребности, интересы и запросы потребителя на рынке даже в условиях переходной экономики должны быть приоритетными;

3. Принцип подчинения локальных  интересов общим, означающий соответствие  системы целей каждого участника  рынка стратегическим и текущим  целям государства, а также  каждого отдельного элемента  любой подсистемы рынка характеру всей подсистемы;

4. Принцип необходимости и достаточности.  Он предполагает, что достижение  целей предыдущего уровня в  системе целей развития потребительского рынка должно быть необходимым и достаточным условием для достижения целей следующего уровня. Скажем, для обеспечения приемлемой для получателя цены товара необходимо использование сырья приемлемой цены, что в свою очередь предполагает приемлемую цену его добычи, транспортировки; высокого уровня спроса на рынке нельзя достичь без соответствующего роста доходов населения и т.д.;

5. Принцип приоритетности целей  (выделения ведущего звена), не  приемлющий распыления усилий на решение сиюминутных, неглавных задач. Соблюдение этого принципа означает определение устойчивых приоритетов с высокой степенью настоятельности, их всестороннее обоснование и следование им. По сути, реализация названного принципа сопряжена с построением системы ориентиров в виде «дерева целей»;

6. Принцип соизмеримости цели  и средств ее достижения, необходимый как одно из условий эффективности регулирования рынка. Важно, чтобы финансовые, материальные и кадровые усилия не превышали возможный результат. Скажем, решение задачи насыщения рынка необходимыми товарами может осуществляться на убыточной основе для конкретных товаропроизводителей, и дотационные выплаты для поддержания такого производства могут в несколько раз превышать полученный эффект от насыщения рынка данными товарами. В этом случае необходим кардинально новый механизм стимулирования производства, учитывающий как интересы потребителей, так и интересы товаропроизводителей.

1.2 Система государственного  регулирования потребительского  рынка

 

Систему государственного регулирования  потребительского рынка следует  понимать как совокупность отношений  между субъектом и объектом управления, которые в свою очередь подразумевают наличие целей, задач, принципов, функций и методов осуществления управленческого воздействия.

Главной целью государственного регулирования  потребительского рынка является оптимизация  потребностей, интересов и целей  всех его участников, объединенных для необходимого достижения общественно  значимых и приемлемых целей.

Это предполагает решение комплекса  взаимосвязанных задач, сущность которых можно свести к следующему:

1. Обеспечение максимального объемного  и структурного соответствия  спроса населения и предложения  товаров;

2. Рационализация спроса населения  на товары и услуги в соответствии  с социально и экономически  обоснованными нормами, ориентирами,  традициями; 3. Постоянное совершенствование объемной и ассортиментной структуры товарного предложения на основе широкого внедрения передовых производственных и торговых технологий;

4. Всестороннее развитие рыночной инфраструктуры, включающей рыночную торговую сеть, складское хозяйство, транспорт и т.д.;

5. Обеспечение социальной гармонии  и справедливости в сфере потребления, создание льгот молодым семьям, лицам пенсионного возраста и др.;

6. Создание равновыгодных условий для реализации интересов всех субъектов хозяйствования — участников рынка;

7. Стимулирование развития, заимствование  и внедрение в практику современных технологий продвижения товаров на рынок;

8. Законодательное и нормативно-правовое  обеспечение механизма регулирования рынка на всех уровнях;

Информация о работе Потребительские рынки