Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, курсовая работа
В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.
1. Общая характеристика предприятия
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности
1.2. Правовые основы функционирования предприятий
1.3. Классификация предприятий (объединений)
2. Управление и структура предприятия
2.1.Понятие, принципы, функции и методы управления
2.2. Производственная и общая структура
3. Внешняя среда предприятия
3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия
3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы
3.3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования
Линейно-штабное управление
используется в управлении цехами и
отделами. Единоначалие сохраняется, однако
руководитель подготавливает решение,
приказы и задания для
Функциональное управление предусматривает разделение функций управления между отдельными подразделениями аппарата управления, что позволяет рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.
Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.
Матричное управление выделяет
временные предметно-
В хозяйственной практике часто встречается сложный вид управления - сочетание перечисленных типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.
3. Внешняя среда предприятия
3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия
Предприятие - это открытая
система, которая может существовать
лишь при условии активного
Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.
Внешнюю среду подразделяют на:
- микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.
- макросреду, влияющую на
предприятие и его микросреду.
Она включает природную,
Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.
3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы
Микросреда представлена
силами, имеющими непосредственное отношение
к предприятию и его
Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие материально-техническими и энергетическими ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.
Основными клиентами предприятий являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:
- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);
- производителей (организации,
приобретающие продукцию
- промежуточных продавцов,
приобретающих товары и услуги
для последующей их
- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции для государственных нужд);
- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).
Маркетинговые посредники -
это фирмы, помогающие предприятию
в продвижении, сбыте и распространении
его товаров среди клиентов. К
ним относятся торговые посредники,
фирмы - специалисты по организации
товародвижения, агентства по оказанию
маркетинговых услуг и
Конкуренты - соперники предприятия в борьбе за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции необходимо постоянно изучать своих конкурентов, разрабатывать и соблюдать определенную рыночную стратегию и тактику.
Контактные аудитории - это
организации, проявляющие реальный
или потенциальный интерес к
предприятию или оказывающие
влияние на его способность достигать
поставленных целей. Это финансовые
круги (банки, инвестиционные компании,
фондовая биржа, акционеры), средства информации,
различные государственные
В макросреде предприятия действует значительно большее количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.
Природные факторы. Для природной среды характерны: дефицит некоторых видов сырья, вздорожание энергии и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Индустриально-аграрный потенциал
Украины базируется в значительной
степени на собственных минерально-
Наша страна располагает
значительными энергетическими
ресурсами, которые обеспечены работой
атомных, тепло- и электростанций, а
также имеет годовой
Демографические факторы. Для демографической среды Украины характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).
Снижение рождаемости
уменьшает потребность в
Изменение структуры населения
по возрастным группам привело к
сокращению трудового потенциала, т.к.
в трудоспособном возрасте во многих
регионах Украины оказалась меньшая
часть населения. Это требует
от предприятий разработки стратегии
экономии живого труда путем технико-
Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.
Экономические факторы. К основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.
Экологические факторы. Для
этой среды характерны: рост загрязнения
окружающей среды и усиление вмешательства
в процесс рационального
В настоящее время две трети территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального дохода, что само по себе указывает на необходимость установления гармоничных взаимоотношений предприятий и природы. Нужно максимально учитывать природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства природной среды.
Политические факторы. На
производственной и социальной деятельности
предприятия определенно
Международные факторы, к
которым можно отнести
3.3. Рынок и поведение
на нем субъектов
Рынок - это сфера товарного
обмена и связанная с ним совокупность
отношений, которые складываются между
товаропроизводителями и
Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в рыночной экономике.
Рынок выполняет следующие функции:
- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);
- контролирующую (определяет
общественную значимость
- распределительную (
- стимулирующую (побуждает
снижать индивидуальные
- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);
- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).
Инфраструктуру рынка составляет совокупность субъектов, имеющих разные направления деятельности и обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и средства коммуникации.
Существуют следующие принципы поведения хозяйствующих субъектов в рыночной экономике:
1) принцип свободы экономической,
2) принцип свободного рыночного ценообразования;
3) принцип главенства потребителя;
4) принцип партнерства
(на основе договоров и
5) принцип государственного
регулирования рыночных
Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики