Предприятие в условиях рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 14:47, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений предприятие является основным звеном всей экономики, поскольку именно на этом уровне создается нужная обществу продукция, оказываются необходимые услуги.
Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект производственной сферы народного хозяйства, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.

Содержание

1. Общая характеристика предприятия
1.1. Понятие предприятия, цели и направления деятельности
1.2. Правовые основы функционирования предприятий
1.3. Классификация предприятий (объединений)
2. Управление и структура предприятия
2.1.Понятие, принципы, функции и методы управления
2.2. Производственная и общая структура
3. Внешняя среда предприятия
3.1. Общая характеристика внешней среды предприятия
3.2. Микро- и макросреда хозяйствования, определяющие факторы
3.3. Рынок и поведение на нем субъектов хозяйствования

Вложенные файлы: 1 файл

Предприятие в условиях рыночной экономики.docx

— 89.35 Кб (Скачать файл)

Линейно-штабное управление используется в управлении цехами и  отделами. Единоначалие сохраняется, однако руководитель подготавливает решение, приказы и задания для исполнителей с помощью штабных специалистов, осуществляющих сбор информации и ее анализ и разрабатывающих проекты необходимых распорядительных документов.

Функциональное управление предусматривает разделение функций  управления между отдельными подразделениями  аппарата управления, что позволяет  рассредоточить административно-управленческую работу и поручить ее наиболее квалифицированным  кадрам. Однако это приводит к необходимости сложных согласований между функциональными службами при подготовке важного документа, снижает оперативность работы, удлиняет сроки принятия решений.

Дивизиональное управление позволяет централизовать стратегические общекорпоративные функции управления (финансовую деятельность, разработку стратегии фирмы и др.), которые сосредоточиваются в высших звеньях администрации корпорации и децентрализовать оперативные функции управления, которые передаются производственным подразделения. Это приводит к гибкому реагированию на изменения во внешней среде, быстрому принятию управленческих решений и повышению их качества, но в тоже время - к увеличению численности аппарата управления и затрат на его содержание.

Матричное управление выделяет временные предметно-специализированные звенья - проектные группы, которые  формируются из специалистов постоянных функциональных отделов. При этом они  лишь временно подчинены руководителю проекта. А после завершения работ  над проектом возвращаются в свои функциональные подразделения. Преимущества: исключительно высокая гибкость системы управления и ориентация на нововведения.

В хозяйственной практике часто встречается сложный вид  управления - сочетание перечисленных  типов организационных структур управления на разных уровнях управления предприятием.

 

 

 

3. Внешняя среда  предприятия

3.1. Общая характеристика  внешней среды предприятия

Предприятие - это открытая система, которая может существовать лишь при условии активного взаимодействия с окружающей (внешней) средой.

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных  условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на:

- микросреду  - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

- макросреду, влияющую на  предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую,  научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних  факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности.

3.2. Микро- и  макросреда хозяйствования, определяющие  факторы

Микросреда представлена силами, имеющими непосредственное отношение  к предприятию и его предпринимательским  возможностям, т.е. поставщиками, клиентами, маркетинговыми посредниками, конкурентами и контактными аудиториями.

Поставщики - это разные субъекты хозяйствования, обеспечивающие предприятие  материально-техническими и энергетическими  ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров или услуг.

Основными клиентами предприятий  являются потребители продукции (услуг) на разных клиентурных рынках:

- потребительском (население, приобретающее товары и услуги для личного потребления);

- производителей (организации,  приобретающие продукцию производственно-технического  назначения);

- промежуточных продавцов,  приобретающих товары и услуги  для последующей их перепродажи  с прибылью для себя;

- государственных учреждений (оптовые покупатели продукции  для государственных нужд);

- международном (зарубежные покупатели на ранее перечисленных типах клиентурных рынков).

Маркетинговые посредники - это фирмы, помогающие предприятию  в продвижении, сбыте и распространении  его товаров среди клиентов. К  ним относятся торговые посредники, фирмы - специалисты по организации  товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг и кредитно-финансовые учреждения.

Конкуренты - соперники предприятия  в борьбе за более выгодные условия  производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.

Предприятиям для производства конкурентоспособной продукции  необходимо постоянно изучать своих  конкурентов, разрабатывать и соблюдать  определенную рыночную стратегию и  тактику.

Контактные аудитории - это  организации, проявляющие реальный или потенциальный интерес к  предприятию или оказывающие  влияние на его способность достигать  поставленных целей. Это финансовые круги (банки, инвестиционные компании, фондовая биржа, акционеры), средства информации, различные государственные учреждения представительской и исполнительной власти, население и граждане группы действий (общественные организации).

В макросреде предприятия  действует значительно большее  количество факторов, чем в микросреде. Им свойственна многовариантность, неопределенность и непредсказуемость последствий.

Природные факторы. Для природной  среды характерны: дефицит некоторых  видов сырья, вздорожание энергии  и усиление вмешательства государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Индустриально-аграрный потенциал  Украины базируется в значительной степени на собственных минерально-сырьевых и сельскохозяйственных ресурсах. В  настоящее время разведано более 8 тыс. месторождений свыше 90 видов  полезных ископаемых. Ежегодная добыча минерального сырья превышает 1 млрд. тонн, что составляет около 5% мировой  добычи. Наиболее важные: каменный уголь, железные и марганцевые руды, сера, графит, цементное сырье, нерудное металлургическое сырье.

Наша страна располагает  значительными энергетическими  ресурсами, которые обеспечены работой  атомных, тепло- и электростанций, а  также имеет годовой ветроэнергетический  потенциал в 150 млрд квт/час.

Демографические факторы. Для  демографической среды Украины  характерны: увеличение смертности, снижение рождаемости, старение населения, рост числа служащих. Превышение количества умерших над количеством рожденных за 1991-1997 годы составило 1,5 млн. человек. Нынешний уровень рождаемости на Украине - один из наиболее низких среди новых независимых государств в Европе (после России).

Снижение рождаемости  уменьшает потребность в товарах  на демографических рынках - детских, подростковых, молодежных, что вынуждает  предприятия приспосабливать свою деятельность для удовлетворения потребностей людей среднего, предпенсионного и пенсионного возраста.

Изменение структуры населения  по возрастным группам привело к  сокращению трудового потенциала, т.к. в трудоспособном возрасте во многих регионах Украины оказалась меньшая  часть населения. Это требует  от предприятий разработки стратегии  экономии живого труда путем технико-технологического перевооружения, повышения уровня механизации  и автоматизации производственных процессов.

Научно-технические факторы. Научно-технический прогресс играет определяющую роль в развитии и интенсификации промышленного производства. Он охватывает все звенья процесса, включающего фундаментальные, теоретические исследования, прикладные изыскания, конструкторско-технологические разработки, создание образцов новой техники, ее освоение и промышленное производство, а также внедрение новой техники в народное хозяйство. Происходит обновление материально-технической базы промышленных предприятий, растет производительность труда повышается эффективность производства.

Экономические факторы. К  основным факторам этой среды принадлежат: рост и спад промышленного производства, уровень и темпы инфляции, колебания  курса гривни относительно валют других государств, система налогообложения и кредитования, спрос и предложение на рынке, платежеспособность контрагентов, уровень и динамика цен, безработица и др.

Экологические факторы. Для  этой среды характерны: рост загрязнения  окружающей среды и усиление вмешательства  в процесс рационального использования  и воспроизводства природных  ресурсов, ужесточение государственного контроля за доброкачественностью и безопасностью товаров.

В настоящее время две  трети территории Украины охвачены острым экологическим кризисом. Ежегодно потери от неэффективного природопользования составляют от 15 до 20% национального  дохода, что само по себе указывает  на необходимость установления гармоничных  взаимоотношений предприятий и  природы. Нужно максимально учитывать  природные условия и ресурсы, другие компоненты при проектировании и функционировании предприятий, добиваться обеспечения экономического равновесия в производственной и социальной деятельности и воспроизводства  природной среды.

Политические факторы. На производственной и социальной деятельности предприятия определенно сказываются  события, происходящие в политической среде. Для нее характерны: законодательное регулирование предпринимательской деятельности, повышение требований со стороны государственных учреждений, следящих за соблюдением законов. Внезапные изменения в политической ситуации в стране могут привести к изменению условий хозяйствования, к повышению ресурсных затрат, потере прибыли.

Международные факторы, к  которым можно отнести интернационализацию  мировой экономики, изменение стоимости  доллара на мировом рынке, рост экономической  мощи отдельных государств, становление  международной финансовой системы, открытие новых крупных рынков и  др., оказывают влияние на предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность.

3.3. Рынок и поведение  на нем субъектов хозяйствования

Рынок - это сфера товарного  обмена и связанная с ним совокупность отношений, которые складываются между  товаропроизводителями и покупателями по поводу купли-продажи.

Условия функционирования рынка: реализация многообразных форм собственности  и их равноправие, создание рыночной инфраструктуры и свободная конкуренция, являющаяся регулирующей силой в  рыночной экономике.

Рынок выполняет следующие  функции:

- регулирующую (регулирует производство и обращение товаров и услуг);

- контролирующую (определяет  общественную значимость произведенного  продукта и затраченного на  его производство труда);

- распределительную (устанавливает  необходимые вопроизводственные пропорции, обеспечивающие сбалансированность экономики);

- стимулирующую (побуждает  снижать индивидуальные затраты  труда, использовать новую технику);

- информационную (информирует о состоянии дел в хозяйственной сфере);

- санирующую (очищает общественное производство от экономически слабых, неконкурентноспособных хозяйственных единиц).

Инфраструктуру рынка  составляет совокупность субъектов, имеющих  разные направления деятельности и  обеспечивающих эффективное взаимодействие всех рыночных контрагентов. К наиболее важным элементам рыночной инфраструктуры относятся: товарные, товарно-сырьевые, фондовые и валютные биржи, коммерческие информационные центры, банки, транспортная и складская сеть, системы и  средства коммуникации.

Существуют следующие  принципы поведения хозяйствующих  субъектов в рыночной экономике:

1) принцип свободы экономической,  хозяйственной и предпринимательской  деятельности, который проявляется  в предоставлении субъекту собственнических   и предпринимательских прав, дающих возможность создать собственное дело и воплотить замыслы в конкретные объекты, а также в ликвидации чрезмерных ограничений на формы, виды, объекты предпринимательства предприятий и граждан;

2) принцип свободного  рыночного ценообразования;

3) принцип главенства  потребителя;

4) принцип партнерства  (на основе договоров и контрактных  отношений);

5) принцип государственного  регулирования рыночных отношений  (на основе государственных программ, антимонопольных мер, ценовых  ограничений, налогового, финансово-кредитного  и трудового законодательства).

Информация о работе Предприятие в условиях рыночной экономики