Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа
Целью данной работы является выяснить экономическую сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее увеличения, проанализировать формирование и использование прибыли, охарактеризовать мероприятия, направленные на увеличение прибыли.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность прибыли;
- рассмотреть виды прибыли и факторы, влияющие на нее;
- изучить порядок формирования и использования прибыли;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..……………5
1.1 Экономическая сущность прибыли…………………………………………….....5
1.2 Виды прибыли и их взаимосвязь………………………...………………………..7
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и источники ее увеличения……………….… 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛНЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..……………………..14
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции……………...............14
2.2 Анализ формирования и использования прибыли…………………………… ..17
2.3 Анализ себестоимости продукции…………………………………………….....23
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………....27
3.1 Мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции……….27
3.2 Мероприятия, связанные с улучшением маркетинговой деятельности………28
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий на
предприятии……………………………………………………………………...……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……
Кафедра экономики предприятия
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика предприятия отрасли»
на тему «Прибыль предприятия, и пути ее, увеличения»
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..……………5
1.1 Экономическая сущность
1.2 Виды прибыли и их взаимосвязь………………………...…………………
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и источники ее увеличения……………….… 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПОКАЗАТЕЛНЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..……………………..
2.1 Характеристика предприятия
и выпускаемой продукции……………..
2.2 Анализ формирования
и использования прибыли…………………
2.3 Анализ себестоимости продукции……………………………………………....
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИЯТИЯ…………………………………………………
3.1 Мероприятия, направленные
на снижение себестоимости
3.2 Мероприятия, связанные с улучшением маркетинговой деятельности………28
3.3 Расчет экономического
эффекта от предложенных
предприятии…………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...…………….38
ПРИЛОЖЕНИЕ А Схема организационной структуры ЗАО «СИПР с ОП»
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Направления использования чистой прибыли
ПРИЛОЖЕНИЕ В Схема маркетинговой деятельности предприятия
ПРИЛОЖЕНИЕ Г Бухгалтерский баланс за 2007г
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача предприятия в условиях рыночной экономики является всемерное удовлетворение потребностей народного хозяйства и граждан в его продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах. Для осуществления своей главной задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли.
Прибыль является первоочередным стимулом к созданию новых или развитию уже действующих предприятий. Возможность получения прибыли побуждает людей искать более эффективные способы сочетания ресурсов, изобретать новые продукты, на которые может возникнуть спрос, применять организационные и технические нововведения, которые обещают повысить эффективность производства. Работая прибыльно, каждое предприятие вносит свой вклад в экономическое развитие общества, способствует созданию и приумножению общественного богатства и росту благосостояния народа.
Прибыль — многозначная
экономическая категория. От глубины
ее познания и рациональности использования
зависит эффективность
Многоаспектное значение прибыли
усиливается с переходом
В условиях рыночных отношений предприятие должно стремиться к получению максимальной прибыли, то есть к такому ее объему, который позволял бы предприятию не только прочно удерживать позиции сбыта на рынке своей продукции, но и обеспечивать динамичное развитие его производства в условиях конкуренции.
Поэтому каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Отсюда прибыль является основной целью предпринимательской деятельности, ее конечным результатом.
Важной задачей каждого
Прибыль как результирующий показатель хозяйственной деятельности предприятия зависит от цены продукции и затрат на ее производство. Поэтому прибыль теснейшим образом связана с неопределенностью будущих экономических явлений, которые нельзя предсказать с достоверностью, а только с той или иной степенью вероятности.
Вследствие выше перечисленного, анализ прибыли на предприятии сегодня становится чрезвычайно актуальным. Анализ прибыли позволяет выявить основные факторы ее роста, эффективное использование ресурсов, потенциальные возможности предприятия, а также определить влияние внешних и внутренних факторов на размер прибыли, порядок ее распределения.
На мой взгляд, в современных условиях тема прибыли очень актуальна, т.к. от нее зависит финансовая устойчивость предприятия. Прибыль является источником формирования бюджетов, стимулом к обновлению выпускаемой продукции, расширению ассортимента. И самое главное, она является базой экономического развития государства.
Целью данной работы является выяснить экономическую сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее увеличения, проанализировать формирование и использование прибыли, охарактеризовать мероприятия, направленные на увеличение прибыли.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность прибыли;
- рассмотреть виды прибыли и факторы, влияющие на нее;
- изучить порядок формирования и использования прибыли;
- провести анализ состава, структуры, динамики прибыли на ЗАО «Солигорский институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством» в разрезе источников её формирования и направлений использования;
- выявить резервы роста прибыли и возможности по их использованию;
- разработать мероприятия, направленные на увеличение прибыли.
В качестве объекта исследования взято предприятие - ЗАО «Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством».
Предметом исследования являются процессы формирования и использования прибыли.
В условиях становления и развития рыночных отношений в Республике Беларусь основным показателем хозяйственной деятельности организаций всех отраслей является прибыль. Как экономическая категория, она отражает экономический эффект, полученный в результате хозяйственной деятельности, дающий приращение основного капитала, что в свою очередь позволяет динамично развиваться организациям, повышая свой экономический и социальный потенциал.
Экономическая сущность прибыли является одной из сложных и дискуссионных проблем в экономической теории. Прибыль- наиболее простая и одновременно наиболее сложная категория рыночной экономики. Простота состоит в том, что она является основным источником финансовых ресурсов и одновременно финансовым ресурсом, побудительным мотивом производственно-хозяйственной деятельности. Сложность определяется многообразием сущностных сторон, которые она отражает, многообразием ее роли в условиях рыночной экономики, многообразием ее видов.
Прибыль – это денежное выражение стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, а также части прибавочного продукта, созданного в отраслях материального производства, передаваемого в торговлю через систему скидок и надбавок в качестве платы за реализацию товаров (продукции, услуг) и закрепляемого за торговой организацией. Сущность прибыли проявляется в следующих ее характеристиках:
Характеристика прибыли связана и с ее ролью, которую она играет в экономике производства:
во-первых, прибыль-главная цель хозяйственно-коммерческой деятельности, поскольку побудительным мотивом является рост благосостояния участников ее формирования;
во-вторых, прибыль создает базу экономического развития государства на основе ее перераспределения через налоговую систему;
в-третьих, прибыль предприятия является критерием эффекта и базой расчета эффективности конкретной производственной деятельности;
в-четвертых, она является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, постоянно воспроизводимым и главным фактором возрастания рыночной стоимости предприятия за счет капитализации ее части и основным защитным фактором от угрозы банкротства предприятия.
Сущность прибыли также отражается в ее функциях. Большинство экономистов выделяют три основные функции прибыли. Это функции обобщенного оценочного показателя деятельности, воспроизводственная и стимулирующая функции.
В соответствии с первой функцией прибыль характеризует результат деятельности хозяйствующего субъекта. Величина прибыли зависит от многих факторов и отражает практически все стороны хозяйственной деятельности. Так, на ее величину влияют факторы как зависящие от усилий организации, так и независящие от них. Практически вне сферы воздействия организаций находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые ресурсы, а также уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от организаций, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность. Необходимо, однако, подчеркнуть противоречивость прибыли как обобщающего показателя деятельности. Как показывает практика, рост прибыли может являться не только следствием эффективной экономической деятельности, но и, например, монопольного положения субъекта.
Наряду с оценочной функцией прибыль выполняет и функцию стимулирования. Эта функция прибыли проявляется не только в направлении части ее на экономическое стимулирование, а связана со всем процессом формирования, распределения и использования прибыли. При этом прибыль служит как бы «узлом» взаимоувязки интересов общества, организации и отдельных работников.
Еще одной функцией прибыли является воспроизводственная функция, в которой она выступает как один из основных источников ресурсов расширенного воспроизводства. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, должна быть достаточной для финансирования расширенного производства, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.
Кроме того, прибыль является источником формирования бюджетов разных уровней, куда она поступает в виде налогов и других обязательных платежей и используется для финансирования совместных общественных потребностей, обеспечения выполнения государственных инвестиционных, научно-технических и социальных программ.
В торговле основным источником возмещения расходов по реализации товаров, начисления налогов и образования накоплений является валовой доход. Он формируется на основе торговых надбавок и скидок, которые выступают в качестве составного элемента цены [5, с. 243].
Прибыль от реализации товаров определяется как валовой доход нетто (реализованные торговые надбавки за вычетом обязательных платежей, расходов на реализацию, приходящихся на реализованный товар).
Для организаций торговли прибыль от реализации составляет основную часть прибыли за отчетный период. Кроме нее в формировании прибыли участвуют:
Кроме прибыли за отчетный период, рассчитывают еще и чистую прибыль, которая рассчитывается как разность прибыли за отчетный период от хозяйственной деятельности и обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды из прибыли. Чистая прибыль направляется на производственное развитие, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного фонда, уплату в бюджет экономических санкций, связанных с нарушением организациями действующего законодательства, на благотворительные и другие цели.
1.2 Виды прибыли и их взаимосвязь
Информация о работе Прибыль предприятия, и пути ее, увеличения