Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 19:40, курсовая работа
Целью данной работы является выяснить экономическую сущность прибыли, определить ее функции в экономике, выявить источники ее увеличения, проанализировать формирование и использование прибыли, охарактеризовать мероприятия, направленные на увеличение прибыли.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
- определить экономическую сущность прибыли;
- рассмотреть виды прибыли и факторы, влияющие на нее;
- изучить порядок формирования и использования прибыли;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..3
1 ПРИБЫЛЬ В СИСТЕМЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ……………..……………5
1.1 Экономическая сущность прибыли…………………………………………….....5
1.2 Виды прибыли и их взаимосвязь………………………...………………………..7
1.3 Факторы, влияющие на прибыль и источники ее увеличения……………….… 9
2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛНЙ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ………………..……………………..14
2.1 Характеристика предприятия и выпускаемой продукции……………...............14
2.2 Анализ формирования и использования прибыли…………………………… ..17
2.3 Анализ себестоимости продукции…………………………………………….....23
3 МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УВЕЛИЧЕНИЕ ПРИБЫЛИ
ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………………………………………....27
3.1 Мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции……….27
3.2 Мероприятия, связанные с улучшением маркетинговой деятельности………28
3.3 Расчет экономического эффекта от предложенных мероприятий на
предприятии……………………………………………………………………...……31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………..35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………...……
Таблица 2.7- Рентабельность собственного капитала в 2006-2008гг.
Примечание. Источник: собственная разработка
Из таблицы 2.7 видно что рентабельность собственного капитала предприятия максимальной была в 2006 году, по сравнению с двумя другими исследуемыми годами. В 2007 году произошёл резкий спад, в следствии чего предприятие отказалось от предыдущей схемы работы предприятия и осуществления расчётов.
Рентабельность собственных средств показывает эффективность использования собственного капитала, указывает на величину прибыли полученной с каждого рубля, вложенного в предприятия, собственниками.
Для достижения высоких темпов роста оборота нужно повышать возможности увеличения рентабельности собственных средств.
2.3Анализ себестоимости продукции
Важным показателем, характеризующим работу промышленных предприятий, является себестоимость продукции. От её уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнение плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Объектами анализа
себестоимости продукции
- Полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;
- Отдельные калькуляционные статьи затрат;
- Затраты на рубль товарной продукции;
- Себестоимость отдельных изделий.
Основным обобщающим показателем
себестоимости продукции являет
Анализ себестоимости
Группировка затрат по элементам необходима для того, чтобы изучить материалоемкость, энергоемкость, трудоемкость, фондоемкость и установить влияние технического прогресса на структуру затрат. Если доля заработной платы уменьшается, а доля амортизации увеличивается, то это свидетельствует о повышении технического уровня предприятия, о росте производительности труда. Удельный вес зарплаты сокращается и в том случае, если увеличивается доля покупных комплектующих изделий, полуфабрикатов, что говорит о повышении уровня кооперации и специализации.
При анализе себестоимости
- Материальные затраты (сырье и материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, топливо, электроэнергия и т.д.) - (МЗ);
- Затраты на оплату труда - (ФОТ);
- Отчисления на социальные нужды - (О);
-Амортизация основных фондов – (А/О);
-Прочие затраты (износ нематериальных активов, арендная плата, налоги, включаемые в себестоимость продукции, проценты по кредитам и др.).
Анализ структуры затрат на производство начинается с определения удельных весов (в процентах) отдельных элементов затрат в общей сумме затрат и их изменения за отчётный период (за год, реже за квартал).
С целью более полного выявления внутрипроизводственных резервов , оказывающих влияние на снижение себестоимости товарной продукции, проводится её анализ по статьям затрат (группировка затрат по назначению), где указывается куда, на какие цели и в каких размерах израсходованы ресурсы. Она необходима для исчисления себестоимости отдельных видов изделий в многономенклатурном производстве, установления центров сосредоточения затрат и поиска резервов их сокращения.
Основные статьи калькуляции: сырье и материалы, возвратные отходы, топливо и энергия на технологические цели, основная и дополнительная зарплата производственных рабочих, отчисления на социальное и медицинское страхование производственных рабочих, расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования, общепроизводственные расходы, общехозяйственные расходы, потери от брака, прочие производственные расходы, коммерческие расходы.
Статьи затрат группируются в однородные по экономическому содержанию и методике анализа группы:
-прямые материальные;
-прямые трудовые;
-косвенные.
К прямым материальным затратам относятся следующие статьи: сырьё и основные материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, топливо и энергия на технологические цели.
К прямым трудовым затратам относится оплата труда производственных рабочих с отчислениями на социальные нужды.
Косвенные затраты - это многоэлементные
статьи. Сюда относятся общепроизводственные
Таким образом, рассмотрение модели формирования и распределения финансовых результатов предприятия позволяет ясно представлять не только объективные основы протекания процессов формирования прибыли, но и конкретную форму их организации. Появляется возможность не только определить факторы, оказывающие влияние на процесс формирования финансовых результатов, но и границы их управляемости, позволяет выделить среди них зависящие и не зависящие от хозяйствующего субъекта, что в свою очередь позволяет определить основные резервы роста прибыли: рост объёма производства и реализации продукции; снижение себестоимости продукции; рост цен на реализуемую продукцию; «улучшение» ассортимента, использование предоставляемых и гарантируемых государством налоговых льгот, реинвестирование дивидендного фонда акционерного общества.
Основными показателями, участвующими в формировании прибыли выступают прибыль от реализации, операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы. Универсальной формой отчетности по формированию и использованию прибыли являются квартальные и годовой «Отчет о прибыли и убытках».
Использование чистой прибыли – одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положение, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения).Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.
Вся прибыль, остающаяся
в распоряжении предприятия, подразделяется
на две части. Первая увеличивает
имущество предприятия и
Нераспределенная прибыль в широком смысле, и нераспределенная прибыль прошлых лет свидетельствуют о финансовой устойчивости предприятия, о наличии источника для последующего развития.
Как видно из Приложения Б значительная часть чистой прибыли расходуется на создание, освоение и внедрение новой техники, совершенствование технологии и организации производства, модернизацию оборудования, а так же на социальные выплаты работникам предприятия (оказание материальной помощи, единовременные поощрения).На данном предприятии не создан резервный фонд.
3 Мероприятия, направленные
на увеличение прибыли
3.1 Мероприятия, направленные на снижение себестоимости продукции
Основными источниками резервов снижения себестоимости промышленной продукции (Р↓ С) являются:
1.Увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р↓ ВП);
2.Сокращение затрат на ее производство (Р↓ З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, проиводственного брака и т.д.
где Св , Сф – соответственно возможный и фактический уровень себестоимости изделия; Зд – дополнительные затраты, необходимые для освоения резервов увеличения выпуска продукции.
Резервы увеличения производства продукции выявляются в процессе анализа выполнения производственной программы. При увеличении объема производства продукции возрастают только переменные затраты (прямая зарплата рабочих, прямые материальные расходы и др.), сумма же постоянных расходов, как правило, не изменяется, в результате снижается себестоимость изделий.
Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов, энергии и т.д.
Экономию затрат по оплате труда (Р↓ ЗП) в результате внедрения организационно-технических мероприятий можно рассчитать, умножив разность между трудоемкостью изделий до внедрения (УТЕ0) и после внедрения (УТЕ1) соответствующих мероприятий на планируемый уровень среднечасовой оплаты труда (ОТ) и на количество планируемых к выпуску изделий (ВПпл):
Р↓ ЗП = ( УТЕ0 - УТЕ1)х ОТпл Х ВПпл . (3.2)
Сумма экономии увеличится на процент отчислений от фонда оплаты труда, включаемых в себестоимость продукции (отчисления в фонд социальной защиты населения, фонд занятости, чернобыльский налог и др.)
Резерв снижения материальных затрат (Р↓ МЗ) на производство запланированного выпуска продукции за счет внедрения новых технологий и других оргтехмероприятий можно определить следующим образом:
Р↓МЗ
= (УР1 – УР0)х ВПпл х Цпл
,
где УР1 , УР0 - расход материалов на единицу продукции соответственно до и после внедрения организационно-технических мероприятий; Цпл – плановые цены на материалы.
Резерв сокращения расходов на содержание основных средств за счет реализации, передачи в долгосрочную аренду и списания ненужных, лишних неиспользуемых зданий, машин, оборудования (Р↓ ОПФ) определяется умножением первоначальной и стоимости на норму амортизации (НА):
Резервы экономии накладных расходов выявляются на основе их факторного анализа по каждой статье затрат за счет разумного сокращения аппарата управления, экономного использования средств на командировки, почтово-телеграфные и канцелярские расходы, сокращения потерь от порчи материалов и готовой продукции, оплаты простоев и др.
Дополнительные затраты на освоение резервов увеличения производства продукции подсчитываются отдельно по каждому его виду. Это в основном зарплата за дополнительный выпуск продукции, расход сырья, материалов, энергии и прочих переменных расходов, которые изменяются пропорционально объему производства продукции.
3.2 Мероприятия, связанные
с улучшением маркетинговой
На уровне отдельных субъектов хозяйствования маркетинг определяется как цельная система, предназначенная для планирования ассортимента и объема выпускаемых продуктов, определения цен, распределения продуктов между выбранными рынками и стимулирования их сбыта, чтобы достигнутое при этом разнообразие благ приводило к удовлетворению интересов как производителей, так и потребителей. Данное определение имеет достаточно широкий смысл, так как охватывает деятельность также и некоммерческих организаций. Таким образом, маркетинг - это деятельность организации в интересах ее клиентов.
Методы маркетинговой деятельности (см. Приложение С) заключаются в том, что проводится:
- Анализ внешней (по
отношению к предприятию)
Информация о работе Прибыль предприятия, и пути ее, увеличения