Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 19:47, контрольная работа
Государственным регулированием земельных отношений называется система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.
Вопрос 10. Принципы государственного регулирования земельных отношений……………………………………...................................................3
Вопрос 20. Анализ и оценка эффективности государственной поддержки и регулирования развития АПК…………………………………………………7
Список литературы……………………………………………………………12
В России имеются земельные ресурсы с вполне пригодными агроклиматическими потенциалами для ведения эффективного сельскохозяйственного производства - не менее 85 млн. га из 115 млн. га пашни. На этих землях, как показывают исследования и подтверждает опыт передовых хозяйств, при инновационном развитии возможно производство зерновых с рентабельностью свыше 22 % и урожайностью свыше 32 ц/га (при средней по России - 20,8 ц/га), подсолнечника - с рентабельностью свыше 30% и урожайностью свыше 16 ц/га (при средней по России - 12,3 ц/га), картофеля - с рентабельностью свыше 23 % и урожайностью свыше 250 ц/га (при средней по России - 137,4 ц/га) и многих других, в том числе кормовых культур. Таким образом, имеется резерв повышения производства основных видов растениеводческой продукции в ближайшие годы, как минимум, на 1/3 на основе реализации относительно современных и не очень дорогостоящих инновационных технологий.
Еще более низок уровень производства в животноводстве. Почти 90% молочного скота находится на привязном содержании, многие фермы слабо механизированы. Более 50% молока, говядины и свинины производятся в личных подсобных хозяйствах, использующих в основном ручной труд.
Исследования показывают, а практика передовых хозяйств подтверждает, что сравнительно рентабельное производство молока (свыше 14 %) обеспечивается при беспривязном содержании коров и их удоях свыше 6000 кг молока в год на одну корову. Опыт целенаправленной работы в ряде хозяйств подтвердил возможность повышения удоев на 70-80% в течение 6-7 лет за счет эффективной племенной работы и кормления, перехода к беспривязному содержанию даже без приобретения племенных телок. За счет охвата такой целенаправленной работой 25-35% потенциально способных хозяйств страны за период до 2020 года можно добиться роста производства молока более чем на 1/3 при незначительных изменениях численности поголовья коров в стране, причем в сторону снижения.
Сложной является проблема инновационного развития мясного скотоводства с использованием мясных пород КРС. В этой отрасли пока остаются низкими конкурентные позиции отечественного производства мяса КРС по сравнению с импортом. Отсутствует современная первичная переработка такого скота на селе, которая за рубежом, будучи кооперативной, приносит ощутимый доход сельским жителям и обеспечивает поставки в город и на глубокую переработку качественно другой продукт по сравнению поставками скота на забой.
Развитие свиноводства с применением инновационных технологий уже реализуется, важно осуществить переход к использованию в основном мясных пород животных и при определенной целенаправленной комплексной поддержке это позволит обеспечить страну необходимыми объемами производства мяса ранее 2020 года и даже ориентироваться на экспорт продукции свиноводства. При этом также очень значимо развитие современной первичной переработки свинины в местах её производства.
Наиболее интенсивно на инновационной основе развивается птицеводство, а также овощеводство защищенного грунта. Сохранение существующих темпов их развития в течение 4-5 лет позволит повысить конкурентоспособность производств данных подотраслей сельского хозяйства до требуемого уровня.
Сфера хранения и переработки сельскохозяйственной продукции является наиболее развитой из всего агропромышленного комплекса. Здесь более интенсивно идет процесс инновационного развития. За последние 20 лет осуществлено перевооружение более 1/4 перерабатывающих мощностей, в основном за счет импортного оборудования. В течение последних 5 лет введены новые перерабатывающие мощности, охватившие около 9 процентов производства мяса и более 4 процентов - молока.
Значимым резервом развития на инновационной логистической основе третьей сферы агропромышленного комплекса является организация переработки и хранения сельскохозяйственной продукции на сельских территориях на кооперативных началах и обеспечение регулярной доставки в распределительные центры и торговые сети готовых к употреблению продуктов питания.
Таким образом, природный потенциал России и оцененные выше уровни развития сельскохозяйственного производства убедительно свидетельствуют в пользу наличия значимых резервов развития этого производства и реальных возможностей достижения в большинстве отраслей сельского хозяйства к 2020 г. и даже раньше показателей, определенных Доктриной продовольственной безопасности страны.
Это возможно только при условии интенсивного развития АПК на инновационной основе с охватом 25-30% потенциально способных сельскохозяйственных товаропроизводителей, которые и обеспечат эффективное производство более 3/4 всей продукции. Инновационное развитие возможно не только за счет применения зарубежных техники, технологий и даже семенного материала, как действуют новаторы настоящего времени, но и с использованием отечественных достижений и передовой практики и, самое главное, при наличии кадров соответствующего уровня подготовленности к реализации инновационных технологий.
В российской аграрной науке только по отдельным научным направлениям ведутся исследования, близкие к мировым аналогам или даже задающие мировой уровень. Практическая же результативность этих исследований крайне низка - ежегодно остаются невостребованными сельхозпроизводством до 40-50% законченных научно-технических разработок. Это обусловлено как отсутствием эффективного организационно-экономического механизма управления инновационной деятельностью, побуждающего разработчика создавать инновационные проекты, а потребителя их использовать, так и низкой ориентированностью науки на потребности практики. Низкий уровень материальной обеспеченности аграрной науки и заработной платы ученых существенно снижают приток в науку молодых кадров. Не обеспечивается преемственность научных школ. Прогрессирует деградация отечественных аграрных наук.
Растет зависимость нашего сельского хозяйства от зарубежных стран в научно-технологическом отношении. Например, доля зарубежных сортов в общем посеве овощных культур составляет 90%, сахарной свеклы - 82%, кукурузы - 60%. Около половины закупок племенного скота и сельскохозяйственной техники - зарубежные.
Недостаточный уровень развития человеческого капитала в АПК особенно наглядно проявляется в несоответствии качества и структуры кадрового потенциала инновационным потребностям:
- наряду с развитием техники и технологий необходимы существенные изменения в направленности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (для работы на 1000 га зерновых при современных технике и технологии достаточно всего двух, но высококвалифицированных работников;
- при беспривязном содержании коров один квалифицированный работник может обслуживать не менее 60 коров и т.п.);
- сельские кадры стареют, усиливается дефицит специалистов (менее 40 процентов хозяйств обеспечены высококвалифицированными агрономами, зооинженерами, механиками и экономистами с высшим образованием);
- не развита институциональная среда инновационного развития агропромышленного комплекса, что, например, проявляется в неразвитости консультационных и научно-внедренческих институтов. В то время как один высококвалифицированный консультант вполне может заместить по своей результативности труд соответствующих специалистов 10-12 средних хозяйств;
- неразвитость социальной и информационной инфраструктур села, демографические проблемы и многое другое.
Необходим переход на инновационный путь развития АПК с модернизацией техники и оборудования, технологических процессов на базе развития науки и распространения передовой практики, обеспечения масштабного использования инноваций и, соответственно, необходимы развитие кадрового потенциала и перехода к прогрессивным организационно-экономическим механизмам государственной поддержки инновационного развития АПК.
Список литературы
Информация о работе Принципы государственного регулирования земельных отношений