Причины и показатели концентрации в отрасли торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 20:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение понятия концентрации, ее показателей и форм.
Объектом исследования курсовой работы является концентрация .
Предметом исследования является влияние концентрации на отрасль торговли.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3
Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации
1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5
1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10
1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации
производства ……………………………………………………….....................14
1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20
Глава 2. Практическая часть
2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22
Заключение……………………………………………………………........…...27
Список использованных источников и литературы……...………….…...29

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya(1).docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

КАФЕДРА «ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ»

 

Факультет Экономики и  финансов

очная форма обучения

Специальность «Экономика и  управление

на предприятии (туризма  и 

гостиничного хозяйства)»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономика отрасли»

тема №13

«Причины и показатели концентрации в отрасли торговли»

 

                        

 

                                                                                                                                      

Работу выполнила:

Крылова Мария

Зачетная книжка № Это 10-23

Преподаватель:

Ермаков Виктор Николаевич

 

                                                                                       

 

 

Челябинск 2011

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………..........3

Глава 1. Сущность, факторы, понятие и формы концентрации

  1.1. Понятие, формы концентрации в отрасли ………………..........................5

  1.2. Факторы, оказывающие влияние на экономическую эффективность концентрации производства ………………........................................................10

  1.3. Положительные эффекты и недостатки концентрации

производства ……………………………………………………….....................14

 1.4. Показатели уровня концентрации производства…………………...……20

Глава 2. Практическая часть

 2.1. Основные показатели деятельности предприятий и организаций с участием иностранного капитала по отраслям экономики………...................22

Заключение……………………………………………………………........…...27

   Список использованных источников и литературы……...………….…...29

 

 

Введение

 

Концентрация производства и капитала является одним из постоянно  действующих факторов развития экономики. Формы и механизмы концентрации претерпевают непрерывные изменения. 
В отрасли торговли процессы концентрации производства и капитала протекают с особой интенсивностью. 
Актуальность данной проблемы для отечественной экономической науки обусловлена следующими причинами:

Во-первых, современные процессы концентрации в торговли имеют принципиально  иные организационно-экономические  формы, побудительные мотивы и механизмы. Появляются новые направления и  тенденции в экономической деятельности торговых предприятий, прямо влияющие на концентрацию отрасли. Концентрация торговых предприятий порождает  новую систему технологических  и экономических взаимосвязей между  ними. Меняется прежняя система производственных и территориальных связей и весь характер межпроизводственной кооперации. Формируются специфические корпоративные  отношения. 
Во-вторых, меняются принципы взаимоотношений торговых предприятий и корпораций с общей институциональной системой государства. Создаются высококонцентрированные отраслевые и межотраслевые корпорации с государственным участием.

В-третьих, на важнейшие отраслевые пропорции и воспроизводственные  характеристики торгового производства, формы и масштабы концентрации непосредственное влияние оказывает структура  собственности. В сфере торговли до настоящего времени происходят непрерывные  и существенные изменения в соотношениях между государственной и частной  собственностью. Меняются соотношения  собственности внутри отдельных  корпораций и отраслей торговли.

В-четвертых, концентрация торговли в настоящее время является не следствием внутреннего накопления капитала предприятий, а преимущественно  следствием происходящей реструктуризации торговли. Большинство предприятий  торговой отрасли сегодня не имеют  достаточных внутренних инвестиционных ресурсов для расширения. Существуют серьезные проблемы с привлечением кредитных ресурсов и ресурсов фондового  рынка. В такой ситуации одним  из наиболее возможных и результативных способов расширения производства становится его централизация. Реструктуризация корпораций путем централизации  означает расширение сферы интеграционных процессов. Интеграция приводит к трансформации  организационно-экономической структуры  промышленного производства. 
В-пятых, концентрация в торговли осуществляется в различных технологических и организационных формах (специализация, диверсификация, комбинирование, горизонтальная и вертикальная интеграция).

Все эти аспекты обусловили цель и задачи курсовой работы. 
Основной целью работы стало изучение основных организационных форм торговых объедининений, развивающихся в результате интеграции, концентрации и централизации торгового капитала.

Целью  работы является рассмотрение понятия концентрации, ее показателей  и форм.

Объектом исследования курсовой работы является концентрация .

Предметом исследования является влияние  концентрации на отрасль торговли.

 

 

 

 

 

Глава 1. Сущность, формы, понятие и факторы концентрации

1.1.Понятие, формы концентрации в отрасли

 

Концентрация – сосредоточение специализированного (однородного) производства в рамках технико-экономических и организационных систем, промышленных предприятий, объединений и отраслей.

Понятие концентрации имеет  узкое и широкое значение. В  узком смысле понятие концентрации применимо к отдельному предприятию, к многопрофильному, так и многопрофильному по номенклатуре производимой продукции. В широком смысле понятие концентрации целесообразно использовать преимущественно  по отношению к различным типам  корпораций. При различных вариантах  концентрации должны использоваться разные показатели ее уровня и разные критерии оценки эффективности концентрации.

Концентрация на предприятии  может развиваться на основе различных форм:

• увеличения выпуска разнородной  продукции (универсальные предприятия);

• развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);

• развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так  как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.

Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:

• увеличения количества машин, оборудования, технологических линий  на прежнем техническом уровне;

• применения машин и  оборудования с большей единичной мощностью;

• одновременного увеличения машин, оборудования, как прежнего технического уровня, так и более современного;

• развития комбинирования взаимосвязанных производств;

• диверсификации производства.

С экономической точки  зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации — интенсивный, т. е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так  и относительные показатели, поэтому  и различают абсолютную и относительную  концентрацию.

Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной

концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации  предприятия.

Концентрация выражает процесс сосредоточения производства на все более крупных предприятиях. Этот процесс характеризуется увеличением  размеров промышленных предприятий  и ростом доли крупных предприятий  в общем выпуске продукции  отрасли. Концентрация производства находится  в тесной взаимосвязи с другими  формами общественной организации  производства и имеет среди них  определяющее значение. Высокий уровень  концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высокопроизводительной техники, осуществления рациональных форм специализации, кооперирования и комбинирования.

Концентрация производства может осуществляться в трех основных формах:

  • концентрация разнородных производств на предприятиях универсального типа;

  • концентрация производства однородной продукции на специализированных предприятиях;

  • концентрация на основе комбинирования взаимосвязанных производств в рамках одного предприятия.

Специализированное крупное  предприятие и комбинат - две прогрессивные  формы концентрации, обеспечивающие наиболее высокую эффективность  производства.

С точки зрения основных направлений процесса укрупнения промышленности концентрация имеет такие формы, как собственно концентрация и централизация. Собственно концентрация представляет собой рост промышленности за счет производственного накопления. Она реализуется через создание новых крупных предприятий и реконструкцию и расширение действующих.

Весьма эффективной  формой концентрации промышленности является централизация. Она означает создание крупных хозрасчетных производственных комплексов при слиянии отдельных  предприятий, теряющих при этом свою индивидуальную самостоятельность. До настоящего времени централизация  промышленности осуществлялась преимущественно  в виде процесса формирования крупных  объединений.

Для характеристики концентрации производства и ее отраслевых особенностей могут быть использованы, в зависимости  от поставленных задач, как отдельные  показатели, так и их система.

В отдельных случаях  могут быть использованы такие показатели, как величина энергетической мощности, обслуживающей производственный процесс, и мощность основных агрегатов.

Показателями уровня концентрации производства в отраслях промышленности являются:

1)объем выпуска продукции за год, приходящийся в среднем на одно предприятие;

2)удельный вес продукции, вырабатываемой крупными предприятиями, в общем объеме производства валовой продукции;

3)удельный вес числа крупных предприятий в общей их численности в целом;

4)удельный вес численности промышленно-производственного персонала или рабочих крупных предприятий в общей их численности;

5)удельный вес основных производственных фондов, сосредоточенных на крупных предприятиях, в общей их стоимости в отрасли;

6)удельный вес потребления электроэнергии крупными предприятиями в общем потреблении ее отраслью промышленности.

Концентрация производства может быть достигнута путем: увеличения количества машин, оборудования, технологических  линий на прежнем техническом  уровне; применения машин и оборудования с большей единичной мощностью; одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного; развития комбинирования взаимосвязанных производств.

С экономической точки  зрения наиболее целесообразный путь развития концентрации – интенсивный, т.е. за счет внедрения новой техники и технологии и увеличения единичной мощности машин и оборудования.

Крупные предприятия по сравнению  с мелкими и средними имеют существенные преимущества и недостатки. К основным преимуществам крупных предприятий можно отнести следующее:

–           являются проводниками научно-технического прогресса, т.к. имеют возможность осуществления всего цикла "наука – производство", т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;

–           легче внедряют и эффективнее используют современное и высокопроизводительное оборудование;

–           создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;

Информация о работе Причины и показатели концентрации в отрасли торговли