Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 11:34, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение одного из важнейших рычагов повышения эффективности производства, то есть цены, и ценообразования в организации, а также выработка на этой основе практических рекомендаций и выводов по улучшению финансового состояния предприятия.
Исходя из поставленной цели, можно сформировать задачи:
рассмотрение сущности, функций и видов цен;
анализ ценовой политики на предприятии и ценообразующих факторов;
Введение…………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическая часть…………………………………………………………….5
1.1 Сущность и функции цены как экономической категории………………………...5
1.2 Система цен и их классификация…………………………………………………….6
1.3 Ценообразующие факторы и ценовая политика на предприятии………………...10
1.4 Методы ценообразования на продукцию предприятия…………………………...18
Глава 2. Состояние и особенности ценообразования на предприятии……………….24
2.1 Краткая характеристика ОАО «Пермалко»………………………………………..24
2.2 Система ценообразования на основные виды продукции………………………...26
Глава 3. Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность ОАО «Пермалко»…….29
Заключение……………………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………
Для выработки эффективной ценовой политики фирмы необходим всесторонний анализ факторов, влияющих на уровень цен. Основными из них являются: спрос на продукцию; государственное регулирование цен; издержки по производству и реализации продукции; конкуренция и другие факторы.
В зависимости от конкретных условий и целей предприятия используют различные методы расчета: метод, основанные на затратном подходе и метод, основанный на целевом ценообразовании. При первом методе к издержкам производства и реализации товара прибавляют определенную сумму прибыли, которую планирует получить предприятие. Цену можно определить по формуле:
Ц = Кок * ИП, (4)
где Кок – коэффициент окупаемости затрат;
ИП – издержки производства.
Таблица 2.1
Определение уровня цен на алкогольную продукцию затратным методом
Показатели |
Рентабельность, % | ||
15 |
30 |
50 | |
1. Выпуск продукции, тонн (т) |
84055,42 |
87862,71 |
91222,6 |
2. Постоянные издержки, тыс. руб. |
8152,33 |
8410,91 |
8795,64 |
3. Переменные издержки на единицу продукции, руб./л. |
215 |
250 |
290 |
4. Переменные издержки, всего, тыс. руб. |
18071,92 |
21965,68 |
26454,55 |
5. Валовые издержки, всего, тыс. руб. |
26224,25 |
30376,59 |
35250,19 |
6. Себестоимость единицы продукции, руб./л. |
311,99 |
345,73 |
386,42 |
7. Цена 1 тонны, руб. |
358,79 |
449,45 |
579,63 |
8. Выручка от реализации, всего, тыс. руб. |
30157,88 |
39489,56 |
52875,28 |
9. Прибыль от реализации продукции, всего, тыс. руб. |
3933,64 |
9112,98 |
17625,09 |
10. Уровень рентабельности продукции, % |
15 |
30 |
50 |
По данным таблицы 2.1, можно сделать вывод, что для увеличения прибыли и рентабельности надо улучшить качество продукции, маркетинг и повысить цены. При коэффициенте окупаемости 1,15 продукцию нужно продавать по цене 335,43 рубля за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,3 продукцию нужно продавать по цене 415,68 рублей за тонну, а при коэффициенте окупаемости 1,5 продукцию нужно продавать по цене 550,38 рублей за тонну. Переменные издержки выше при коэффициенте окупаемости 1,5 (24675,68). Там выше и прибыль (16735,76), и рентабельность (50%).
Затратные методы ценообразования просты и удобны, но их можно использовать, если предприятие уверено в реализации своего товара, то есть, нет конкурентов, а если конкуренты есть и с более низкими ценами на эту продукцию, то они могут вытеснить предприятие с рынка. Нужно детально изучать состояние конкуренции, цену и качество их товаров, изменение спроса на товар при изменении цены.
Таблица 2.2
Определение оптимального уровня цены на алкогольную продукцию с учетом спроса
Цена за ед. (1 т.) товара, руб. |
Спрос (кол-во реализованного товара), т. |
Постоянные издержки, всего, тыс. руб. |
Переменные изд-ки, тыс. руб. |
Валовые изд-ки произ-ва, всего, тыс. руб. |
Выручка от реализации, всего, тыс. руб. |
Прибыль (убыток), всего, (+,-) тыс. руб. |
Уровень рентабельности +, убыточности -, % | |
На ед. товара (1 т.) |
всего | |||||||
0 |
180000 |
8000 |
0,25 |
45000 |
53000 |
0 |
-53000 |
-100,00 |
150 |
150000 |
8000 |
0,25 |
37500 |
45500 |
22500 |
-23000 |
-50,55 |
300 |
120000 |
8000 |
0,25 |
30000 |
38000 |
36000 |
-2000 |
-5,26 |
450 |
90000 |
8000 |
0,25 |
22500 |
30500 |
40500 |
10000 |
32,79 |
600 |
60000 |
8000 |
0,25 |
15000 |
23000 |
36000 |
13000 |
56,52 |
750 |
30000 |
8000 |
0,25 |
7500 |
15500 |
22500 |
7000 |
45,16 |
900 |
0 |
8000 |
0,25 |
0 |
8000 |
0 |
-8000 |
-100,00 |
По таблице 2.2 видно, что при самой низкой цене за 1 тонну алкогольной продукции, равной 0 руб., спрос на данную продукцию будет максимальный. Одновременно с этим предприятие ОАО «Пермалко» не получит прибыль, то есть выручка от реализации гораздо меньше валовых издержек производства. Поэтому при данной цене предприятие работает убыточно. Аналогичная ситуация возникнет, если продукцию продавать по самой высокой цене, то есть по 900 руб./л., но убытки будут гораздо меньше (в первом случае убыток составил -53000 тыс. руб., а во втором - -8000 тыс. руб., что на 45000 тыс. руб. меньше), при этом рентабельность будет одинаковой (-100 %). При этой цене спрос равняется нулю, то есть ни один потребитель данной продукции не будет ее приобретать по цене 900 руб./л. Также данное предприятие получит убыток, реализуя свою продукцию по цене 150 руб./л. и по цене 300 руб./л.; рентабельность в данном случае также будет отрицательной. Следовательно, реализовывать алкогольную продукцию по выше перечисленным ценам предприятию не выгодно.
Цена за литр продукции, равная 450 руб./л., 600 руб./л. или 750 руб./л., принесет предприятию прибыль. Но максимальная прибыль и рентабельность достигается при цене 600 руб./л. (13000 тыс. руб. и 56,52 % соответственно). Эта цена одновременно устраивает и покупателя, и продавца (предприятие ОАО «Пермалко»), то есть обеспечивает временный компромисс между ними.
Таким образом, наиболее эффективно реализовывать алкогольную продукцию по цене 600 руб./л., так как это принесет максимальную прибыль и наивысшую рентабельность. Значит, оптимальный уровень цены с учетом спроса будет соответствовать 600 руб./л.
Глава 3. Влияние уровня цен на прибыль и рентабельность ОАО «Пермалко»
Таблица 3.1
Влияние качества продукции на среднюю цену ее реализации
Показатели |
план |
факт |
Отклонения от плана (+,-) |
1. Реализовано алкогольной продукции, всего, тонн (т), а том числе: |
100000 |
94000 |
-6000 |
а) горькие |
60000 |
59000 |
-1000 |
б) сладкие |
40000 |
35000 |
-5000 |
2. Структура реализованной алкогольной продукции по сортам, всего, %, в том числе |
100 |
100 |
- |
а) горькие |
60 |
63 |
- |
б) сладкие |
40 |
37 |
- |
3. Цена 1 литр алкогольной продукции, руб./л, в том числе |
|||
а) горькие |
450 |
460 |
10 |
б) сладкие |
400 |
400 |
0 |
4. Выручка от реализации алкогольной продукции, всего, тыс. руб., в том числе |
43000 |
43600 |
600 |
а) горькие |
27000 |
27600 |
600 |
б) сладкие |
16000 |
16000 |
0 |
5. Средняя цена реализации единицы алкогольной продукции, руб. за 1 л |
430 |
464 |
34 |
По данным таблицы 3.1 можно сделать вывод, что большую часть реализованной продукции составляют алкогольная продукция горькие(60% по плану и 63% по факту). Цена 1 литр данного вида продукции составила по плану 450 руб./л., а фактически 460 руб./л., что на 10 руб./л. больше плана. Значит, отклонение фактической цены реализации от плановой положительно и составляет 10 руб./л. Фактическая цена сладкой алкогольной продукции соответствует плановой и равняется 400 руб./л.
Отклонение фактической выручки от реализации горькой алкогольной продукции положительно и составляет 600 тыс. руб. Это означает, что фактически предприятие ОАО «Пермалко» получило выручку на 600 тыс. руб. больше, чем было запланировано (27600 тыс. руб. 27000 тыс. руб. соответственно). Выручка от реализации второго вида продукции по факту и по плану равна (16000 тыс. руб.). Если сравнивать выручку от реализации алкогольной продукции горькиеи сладкие, то можно сказать, что от реализации первого вида изделий предприятие получит больше выручки на 11600 тыс. руб. по факту и на 11000 тыс. руб. по плану, чем от реализации второго вида продукции.
Средняя цена реализации 1 литра алкогольной продукции фактически составила 464 руб./л., а по плану 430 руб./л., что на 34 руб./л. меньше факта. Значит, отклонение фактической средней цены от плановой положительно и составит 34 руб./л. Цена 1 литра алкогольной продукции горькиесоставила по плану 450 руб./л., что больше средней цены на 20 руб./л.; фактически данная продукция реализовывалась по цене 460 руб./л., а средняя цена составила 464 руб./л., то есть на 4 руб./л. больше. Цена 1 литра алкогольной продукции сладкие по плану и по факту составила 400 руб./л., то есть меньше средней цены реализации на 30 руб./л. по плану и на 64 руб./л. – по факту.
Следовательно, предприятию ОАО «Пермалко» выгоднее реализовывать алкогольную продукцию с глазурью.
Таблица 3.2
Влияние качества водки на среднюю цену ее реализации, прибыль и рентабельность
Показатели |
план |
факт |
Отклонение от плана (+,-) |
1. Реализовано водки, л. |
175000 |
175000 |
- |
2. Содержание спирта в водке, % |
39 |
41 |
- |
3. Цена 1 л. водки с 40 % содержания спирта, руб. |
200 |
200 |
- |
4. Себестоимость 1 л. водки, руб. |
140 |
140 |
- |
5. Реализовано водки с 40 % содержанием спирта, л. |
170625 |
179375 |
8750 |
6. Выручка от реализации водки, всего, тыс. руб. |
34125 |
35875 |
1750 |
7. Затраты на производство и реализацию водки, всего, тыс. руб. |
24500 |
24500 |
|
8. Прибыль от реализации водки, тыс. руб. |
9625 |
11375 |
1750 |
9. Уровень рентабельности, % |
39,29 |
46,43 |
|
10. Цена реализации водки, руб. |
195 |
205 |
Информация о работе Проблема определения оптимально цены товара