Проблемы инвестиционного развития предприятния

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 21:40, курсовая работа

Краткое описание

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………...3
2. Основная часть
2.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………....................................................4
2.2 Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»……………………….…………………… 14
3. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..….…..24
4. Список используемой литературы…………………………….............................................................................25

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы инвестиционного развития предприятия.doc

— 159.00 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО ВВАГС

Факультет Среднего Профессионального  Образования и  Довузовской Подготовки

Кафедра Общеобразовательных  и Специальных  Дисциплин 
 
 
 
 
 
 

Курсовая  работа

Тема «Проблемы инновационного развития предприятия»

                                                                                      

                                                                               Разработала: студентка 2 курса гр. мкв-3442                                                                                                                                       Валентина Куприянова

                                                                                         Проверила: старший преподаватель

                                                                                                                                          Логинова Т.М. 
 
 
 
 
 

г. Нижний Новгород

2011 год

Содержание курсовой работы:

 1. Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………...3

2. Основная часть

         2.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………....................................................4

         2.2 Инновационная деятельность предприятия ОАО «Северсталь»……………………….…………………… 14

3. Заключение…………………………………………………………………………………………………………………………………..….…..24

4. Список используемой литературы…………………………….............................................................................25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2

Введение. 

Возможные пути создания благоприятного инновационного климата  в российской экономике начали активно в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы “внедрения” результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался, достигнув к 1990 году 10,8 лет.

С тех пор был  принят ряд государственных Концепций  регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено  о создании национальной инновационной  системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.

В официальной статистике под технологическими инновациями  понимаются конечные результаты инновационной  деятельности, получившие воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренных на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса или способа производства (передачи) услуг, используемых в практической деятельности. От того, какое определение инноваций используется, зависят все формализуемые характеристики этого процесса. В настоящее время единого подхода к определению инновационной деятельности нет, равно как и не проводилось сплошных обследований предприятий и организаций, в которых исследовались бы инновации. Существующие оценки инновационной деятельности основываются на выборочных обследованиях большей или меньшей широты, и этим объясняется нередкое противоречие их результатов.

    Инновационным  является такое предприятие, которое  внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации – работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).

   Таким образом  цель этой работы – дать  представление о проблемах инновационного развития предприятия . А основные задачи – понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

  Объектом этой  работы является предприятие,  как хозяйствующий субъект, а  предметом-инновационная деятельность.

  При изучении  инновационной деятельности предприятия  использовались сравнительный анализ  и  метод сбора данных. 
 
 

3

2. Основная часть

2.1. Инновации, их экономическая сущность и значение.

    Следует  различать термины «нововведения»  и «инновации». Инновация более  широкое понятие, чем нововведение.

 Инновация - это  развивающийся комплексный процесс  создания, распространения и использования новой идеи, которая способствует повышению эффективности работы предприятия. При этом инновация - это не просто объект, внедренный в производство, а объект, успешно внедренный и приносящий прибыль в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога.

  Научно-техническое  нововведение необходимо рассматривать  как процесс преобразования научного  знания в научно-техническую идею  и далее - в производство продукции  для удовлетворения потребности пользователя. В этом контексте можно выделить два подхода к научно-техническому нововведению.

   Первый подход  отражает в основном продуктовую  ориентацию нововведения. Инновация  определяется как процесс преобразования  ради выпуска готовой продукции. Это направление распространяется в период, когда позиции потребителя по отношению к производителю достаточно слабы. Однако сами по себе продукты - не конечная цель, а лишь средство удовлетворения потребностей. Поэтому, согласно второму подходу, процесс научно-технического нововведения рассматривается как передача научного или технического знания не­посредственно в сферу удовлетворения нужд потребителя. Продукт при этом превращается в носителя технологии, а форма, которую он принимает, определяется после увязки технологии и удовлетворяемой потребности.

   Таким образом,  инновации, во-первых, должны носить  рыночную структуру для удовлетворения  нужд потребителей. Во-вторых, любая  инновация всегда рассматривается  как сложный процесс, предполагающий изменение как научно-технического, так и экономического, социального и структурного характера. В-третьих, в инновации акцент делается на быстром внедрении новшества в практическое использование. В-четвертых, инновации должны обеспечивать экономический, социальный, технический или экологический эффект.

Инновационный процесс - это процесс преобразования научного знания в инновацию, который можно  представить как последовательную цепь событий, в ходе которых инновация  вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется при практическом использовании. Инновационный процесс направлен на создание требуемых рынков продуктов, технологий или услуг и осуществляется в тесном единстве со средой: его направленность, темпы, цели зависят от социально-экономической среды, в которой он функционирует и развивается. Поэтому только, на инновационном пути развития возможен подъем экономики.       

    Инновационная  деятельность - это деятельность, направлена  на использование и коммерциализацию результатов научных исследоваемой и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективном реализацией на внутреннем и зарубежном рынках.

  

4

 Инновация может  быть рассмотрена как:

- процесс;

- система;

- изменение;

- результат.

      Инновация  имеет четкую ориентацию на  конечный результат прикладного  характера, она всегда должна  рассматриваться как сложный  процесс, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

     Инновация  в своем развитии (жизненном цикле)  меняет формы, продвигаясь от  идеи до внедрения. Протекание  инновационного процесса, как и  любого другого, обусловлено сложным  взаимодействием многих факторов. Использование в предпринимательской практике того или иного варианта форм организации инновационных процессов определяют три фактора:

- состояние внешней  среды (политическая и экономическая  ситуация, тип рынка, характер  конкурентной борьбы, практика государственно-монополистического регулирования и т.д.);

     - состояние  внутренней среды данной хозяйственной  системы (наличие лидера-предпринимателя  и команды поддержки, финансовые  и материально-технические ресурсы,  применяемые технологии, размеры, сложившаяся организационная структура, внутренняя культура организации, связи с внешней средой и т.д.);

     - специфика  самого инновационного процесса  как объекта управления.

     Инновационные  процессы рассматриваются как  процессы, пронизывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность производителей и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение потребностей рынка. Важнейшим условием успеха инновации является наличие новатора-энтузиаста, захваченного новой идеей и готового приложить максимум усилий, чтобы воплотить ее в жизнь, и лидера-предпринимателя, который нашел инвестиции, организовал производство, продвинул новый товар на рынок, взял на себя основной риск и реализовал свой коммерческий интерес.

  Новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационный процесс обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости. 

Инновационный процесс как объект управления.

   Инновационный  процесс может рассматриваться  как относительно обособленный, имеющий свой конечный продукт  и использующий традиционные  процессы и структуры в качестве средств своей реализации без какого-либо их существенного изменения (пример - выпуск некоторого технического изделия, не заменяющего производства уже существующих изделий, а дополняющего их). Управление таким простейшим типом инновационного процесса сводится к выделению ресурсов для

5

обеспечения данного  процесса и созданию дополнительных стимулов к участию в этом процессе обеспечивающих систем и служб.

  Признание полезности  новой концепции или идеи конечным  потребителем вызывает изменение  внешней среды. Польза, полезная функция - это отличие инновации от открытия и изобретения. Открытия и изобретения не имеют социальной и экономической ценности, если не становятся основой инновации. Вторичное внедрение относится уже к обновлению.

    Целесообразно ввести разделение: к инновациям первого рода относятся новые открытия, изобретения, идеи, впервые внедряемые в производство инноваторами, получающие первичное превосходство и нередко финансируемые из централизованных источников; к инновациям второго рода относятся изобретения, ноу-хау, идеи и открытия, внедряемые повторно имитаторами, т.е. такие новинки уже не являются новыми в мире. Если инновации первого рода не обязательны для всех предприятий, то инновации второго рода обязательны для всех, и они уже чаще финансируются за счет кредитных источников в венчурной и других формах.

     Создатель  новой технологии, т.е. инноватор,  исходит из таких критериев,  как уникальность и новизна;  а имитатор - из таких критериев,  как жизненный цикл изделия  и его экономическая эффективность.

    Уникальность  может быть достигнута лишь  в том случае, если персонал  предприятия обладает собственными, оригинальными знаниями и навыками  в данной промышленной сфере.  Инновации крайне важны для  таких организаций, которые продают лицензии.

 Под воздействием  современных изменений, тенденций  и процессов как в технике,  так и в экономике формируются  новые потребности, которые не  могут быть удовлетворены за  счет имеющихся результатов деятельности  людей. Возникают проблемы, решение  которых возможно лишь путем конструирования новых средств и изделий, новых организационных форм, т.е. благодаря инновационной деятельности людей, которая и составляет содержание любой инновации. 

Информация о работе Проблемы инвестиционного развития предприятния