Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:36, курсовая работа
Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.
Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике
Значение малого и среднего бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие их является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.
В мировой
экономике функционирует
Существенный вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.
Нельзя также забывать, что малые и средние предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.
Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление прорыва по ряду важнейших направлений НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс конверсии. Все эти и многие другие свойства малого и среднего бизнеса делают их развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.
Чтобы глубже и подробнее разобраться и понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого и среднего бизнеса.
Во всех зарубежных странах с нормально развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Например, в Германии субсидии малым и средним предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.
В конгрессе США проблемами малого и среднего бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого и среднего бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне.
В Японии, где особенно высоко количество малых предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства развиваться не могут.
Стимулирующим фактором в развитии малого и среднего бизнеса является налоговая политика государства.
Малые и средние предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма “SAAB”, являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.
Среднее время жизни малых предприятий где-то 6 лет. Но число новых предприятий превышает число закрывшихся.
Все малые и средние предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые и средние предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.
В общем, стоит еще раз отметить, что в развитых странах именно малому и среднему бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый и средний бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.
Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому и среднему бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых и средних предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.
Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы снизить уровень отчислений малых предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы развития собственного района с малым бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам прямой выгоды. Местные власти охотней регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.
Очень часто
МП предприятия создаются на базе
старых государственных предприятий.
Например, в Москве 60% кооперативных
кафе преобразовано вместо государственных
предприятий общепита. В итоге, количество
кафе не увеличилось, а цены поднялись
достаточно высоко. Такая форма кооперации
приводит не к ослаблению государственной
монополии, а к новым формам его
проявления. Государственные научно-
Достаточно
сказать, что процесс образования
малых предприятий в
Сложившаяся экономическая обстановка подрывает стимулы к предпринимательской деятельности, которые только и могут привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к развитию рыночной экономики в целом.
1.4
Роль малого и среднего
Во-первых,
предприятия малого бизнеса обеспечивают
необходимую мобильность в
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.
Успех малого
и среднего бизнеса в этой области
можно объяснить следующими причинами.
Углубление специализации в научных
разработках привело к тому, что
во многих случаях небольшие фирмы
идут по более простому или рискованному
пути, работают в неперспективных
отраслях. Мелкие и средние фирмы
также охотно берутся за освоение
оригинальных нововведений, поскольку
при выпуске принципиально
Отношение
нововведений к затратам на научные
исследования и разработки малых
предприятий в 3-4 раза выше, чем в
крупных. Если проследить путь изобретения,
использованного крупными монополиями,
то нередко оно оказывается
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Развитие
специализации и кооперации вовлекает
мелких и средних предпринимателей
в сферу влияния крупных
Фактически
они теряют свою независимость и
превращаются в отдельные звенья
более крупных монополий, хотя официальная
статистика учитывает их как самостоятельные
единицы. Крупные предприятия привлекают
узкоспециализированные мелкие фирмы,
производящие для них отдельные
детали и узлы. Вокруг монополий, особенно
в отраслях машиностроения, электронной
промышленности, группируются обычно
по несколько десятков тысяч мелких
предприятий, которые пользуются финансовой
и технической помощью
Важность
малых и средних предприятий
еще и в том, что ведя ожесточенную
конкурентную борьбу за выживание, они
вынуждены постоянно
Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей громоздкости вынуждены затрачивать много усилий в этом направлении или создавать разветвленную сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания престижа крупной фирмы.
Деятельность
малых и средних предприятий
в менее развитых районах западноевропейских
стран – это основа всей их социальной
и экономической жизни и
В то же
время, на мелких и средних предприятиях
отмечается более высокая эффективность
труда, малые фирмы с меньшими
затратами удовлетворяют
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных сферах деятельности
Достигнутый
в России уровень развития малого
предпринимательства
По данным Госкомстата России, на 01.01.05 г. в Российской Федерации действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3% ниже соответствующего показателя на 01.01.2000.г.
Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса