Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

 

 

1.3 Значение и функции  малого и среднего бизнеса  в рыночной экономике

 

Значение  малого и среднего бизнеса в рыночной экономике, очень велико. Без малого и среднего бизнеса рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие их является одной из основных проблем экономической политики в условиях перехода от административно-командной экономики к нормальной рыночной экономике. Малый и средний бизнес в рыночной экономике – ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого и среднего бизнеса.

В мировой  экономике функционирует огромное количество малых и средних фирм, компаний и предприятий. Но дело не только в этом. Малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает рыночной экономике необходимую гибкость.

Существенный  вклад вносит малый и средний бизнес в формирование конкурентной среды, что для нашей высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Нельзя  также забывать, что малые и средние предприятия оказывают меньше воздействие и на экологическую обстановку.

Немаловажна роль малого бизнеса в осуществление  прорыва по ряду важнейших направлений  НТП, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики. В  нашей стране эту роль трудно переоценить, имея в виду, развернувшийся процесс  конверсии. Все эти и многие другие свойства малого и среднего бизнеса делают их развитие существенным фактором и составной частью реформирования экономики России.

Чтобы глубже и подробнее разобраться и  понять необходимость малого и среднего бизнеса, безусловно, необходимо рассмотреть опыт ведущих зарубежных стран по развитию малого и среднего бизнеса.

Во всех зарубежных странах с нормально  развитой рыночной экономикой существует мощная государственная поддержка  малого и среднего бизнеса. Например, в Германии субсидии малым и средним предприятиям составляют около 4 млрд. марок ежегодно.

В конгрессе  США проблемами малого и среднего бизнеса заняты два комитета. Во главе стоит Администрация по делам малого и среднего бизнеса. В каждом штате есть региональные отделения по 30-40 человек. Цель Администрации - поддержка малого и среднего бизнеса на государственном уровне.

В Японии, где особенно высоко количество малых  предприятий, специально выделены те из них, которые в условиях рыночной экономики без помощи государства  развиваться не могут.

Стимулирующим фактором в развитии малого и среднего бизнеса является налоговая политика государства.

Малые и средние предприятия выполняют в капиталистической экономике разнообразные функции. Как правило, они специализируются на изготовлении отдельных узлов и деталей, а крупные предприятия ведут сборку готовых изделий. Иногда малые предприятия осуществляют промежуточную сборку. Например, фирма “SAAB”, являющаяся одной из крупнейших фирм по производству авиационных двигателей имеет около 4500 фирм, которые делают различные детали.

Среднее время жизни малых предприятий  где-то 6 лет. Но число новых предприятий  превышает число закрывшихся.

Все малые  и средние предприятия довольно быстро реагируют на внешние условия и видоизменяют конечную продукцию, следуя за спросом, осваивая новую продукцию. Например, малые и средние предприятия в Японии способны завершить опытное производство в течение недели, в то время как на крупных предприятиях это заняло бы гораздо больше времени. Малые предприятия специализируются и на выпуске конечной продукции, ориентированной в основном на местные рынки сбыта. В основном, это скоропортящиеся продукты, ювелирные изделия, одежда, обувь и т.д. и т.п.

В общем, стоит еще раз отметить, что  в развитых странах именно малому и среднему бизнесу уделяются внимание в государственном масштабе. Государство поддерживает малый и средний бизнес как и деньгами, так и различными льготами, в сфере налоговой политики.

Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что именно больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований малому и среднему бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых и средних предприятий не существует, как и нет хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 миллионов малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время, как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировался, а значит, фактически не используется его потенциал.

Местные власти отнюдь не обеспокоены тем, чтобы  снизить уровень отчислений малых  предприятий в местные бюджеты. Власти не желают связывать перспективы  развития собственного района с малым  бизнесом. Власти не всегда бывают заинтересованы в развитии наукоемких производств, так как они не приносят районам  прямой выгоды. Местные власти охотней  регистрируют предприятия, способствующие в благоустройстве района.

Очень часто  МП предприятия создаются на базе старых государственных предприятий. Например, в Москве 60% кооперативных  кафе преобразовано вместо государственных  предприятий общепита. В итоге, количество кафе не увеличилось, а цены поднялись  достаточно высоко. Такая форма кооперации приводит не к ослаблению государственной  монополии, а к новым формам его  проявления. Государственные научно-исследовательские  и проектные учреждения - монополисты в своей области. Сотрудники этих организаций, объединившись в предприятия, сами решают какие заказы делать как государственной предприятие, а какие как фирма, по более высоким ценам.

Достаточно  сказать, что процесс образования  малых предприятий в производственной сфере, начавший набирать силу в 1991 году, в 1992 году фактически прекратился. По данным Лиги кооператоров и предпринимателей РФ, “за 1992 год в России практически  не возникло ни единого малого негосударственного предприятия в производственной сфере”. Для сравнения, в развитой рыночной экономике процесс образования новых фирм идет нарастающим потоком. Если в США в 1970 году возникло 264 тыс. новых предприятий, то в 1980 году – 532 тыс., а в 1988 году – 682 тысячи. Всего же, по оценке, в американской экономике в 1998 году действовало около 18 млн. деловых предприятий, прежде всего в малом бизнесе.

Сложившаяся экономическая обстановка подрывает  стимулы к предпринимательской  деятельности, которые только и могут  привести к образованию рыночной экономики. Ясно, что в сегодняшней  экономической ситуации одной инициативы, идущей от малых предприятий, недостаточно. Должна быть мощная государственная  поддержка малых предприятий. Только правильные шаги в области экономических  реформ, могут привести к развитию малого бизнеса, что и приведет к  развитию рыночной экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4 Роль малого и среднего бизнеса  в экономике

 

Во-первых, предприятия малого бизнеса обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  их высокая эффективность. Во-вторых, они способны не только быстро заполнять  ниши, образующиеся в потребительской  сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, – создавать атмосферу  конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), они создают ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика  невозможна.

Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках.

Несмотря  на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных  компаниях, малые и средние фирмы  по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических  нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия  в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических  нововведений.

Успех малого и среднего бизнеса в этой области  можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных  разработках привело к тому, что  во многих случаях небольшие фирмы  идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных  отраслях. Мелкие и средние фирмы  также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку  при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных  лабораторий с устоявшимися направлениями  исследований. К тому же малые и  средние фирмы стремятся как  можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров  и услуг, что в свою очередь  активно стимулирует процесс  производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и  среднего предпринимательства.

Отношение нововведений к затратам на научные  исследования и разработки малых  предприятий в 3-4 раза выше, чем в  крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом  работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение  осуществляется компаниями, обладающими  необходимыми для этого финансовыми  и материальными ресурсами.

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый и средний  бизнес воздействует на структуру рынка  и расширение рыночных отношений  прежде всего в результате изменения  количества субъектов рынка, повышения  квалификации и степени приобщенности  все более и более широких  слоев населения к системе  предпринимательства и делового администрирования.

Развитие  специализации и кооперации вовлекает  мелких и средних предпринимателей в сферу влияния крупных объединений.

Фактически  они теряют свою независимость и  превращаются в отдельные звенья более крупных монополий, хотя официальная  статистика учитывает их как самостоятельные  единицы. Крупные предприятия привлекают узкоспециализированные мелкие фирмы, производящие для них отдельные  детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной  промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий. Для хозяев монополистических объединений  также мелкие субподрядчики удобны и выгодны: они поставляют свою продукцию  по достаточно низким ценам. Их производственные, социальные и другие проблемы мало заботят руководителей монополий. В периоды неблагоприятной конъюнктуры  и других осложнений, монополии (хозяева) рвут связи со своими мелкими поставщиками, бросая их на произвол судьбы. В последнее  десятилетие во многих странах усилилась  тенденция к объединению мелких предприятий на основе специализации  и кооперации производства, в крупные  отраслевые структуры, которые сейчас производят большие объемы разнообразной  продукции, в том числе высокого технического и технологического уровня, и довольно успешно конкурируют  на рынках с крупными компаниями и  монополиями.

Важность  малых и средних предприятий  еще и в том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они  вынуждены постоянно развиваться  и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы  прибыль доставалась именно им.

Массовый  выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) крупными предприятиями  вызывает потребность в соответствующих  промышленных услугах по ремонту  и обслуживанию, которые часто  осуществляют мелкие и средние предприятия, так как монополии из-за своей  громоздкости вынуждены затрачивать  много усилий в этом направлении  или создавать разветвленную  сеть маленьких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее  занятие, служащее в основном для  поддержания престижа крупной фирмы.

Деятельность  малых и средних предприятий  в менее развитых районах западноевропейских стран – это основа всей их социальной и экономической жизни и решающая предпосылка их дальнейшего хозяйственного развития.

В то же время, на мелких и средних предприятиях отмечается более высокая эффективность  труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности  в дефицитных видах товаров и  услуг на основе разработки местных  источников (сырья) и обеспечивает при  этом большую занятость. Они увеличивают  размеры поступлений в муниципальные  бюджеты, стимулируют НТП, выполняют  другие важные для хозяйства функции. На современном этапе повышение  роли предприятий малого и среднего бизнеса в экономике Германии, США и других развитых странах  – не случайность, а необходимая  закономерность, вызванная самим  ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и  технологий.

 

2. Проблемы и перспективы  развития малого и среднего  бизнеса РФ

 

2.1 Современное состояние  малого бизнеса в различных  сферах деятельности

 

Достигнутый в России уровень развития малого предпринимательства сохраняется  без существенных изменений с  середины 1990-х годов. Вследствие этого  не используются значительные потенциальные  возможности для роста производства товаров и услуг, занятости и  доходов населения, не вовлекаются  в экономический оборот имеющиеся  значительные ресурсы.

По данным Госкомстата России, на 01.01.05 г. в  Российской Федерации действовало 879,3 тыс. малых предприятий, что на 1,3% ниже соответствующего показателя на 01.01.2000.г.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса