Проблемы развития малого и среднего бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 23:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: на основе изучения теоретических источников выяснить экономическую сущность малых и средних предприятий, оценить их влияние на экономику страны.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
изучить и описать отличительные черты малых и средних предприятий;
выяснить степень и характер воздействия малых и средних предприятий на развитие экономики страны;
изучить и описать влияние малых и средних предприятий на социально-экономическое положение в стране.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………….........3
1.Малый и средний бизнес – сущность и их роль в экономике………………..5
1.1 Исторические аспекты развития малого и среднего бизнеса………………5
1.2 Определение групп малого и среднего бизнеса…………………………….7
1.3 Значение и функции малого и среднего бизнеса в рыночной экономике...9
1.4 Роль малого и среднего бизнеса в экономике……………………………...13
2. Проблемы и перспективы развития малого и среднего бизнеса РФ………16
2.1 Современное состояние малого бизнеса в различных
сферах деятельности………………………………………………………….…16
2.2 Государственная поддержка малого и среднего бизнеса…………………18
2.3 Проблемы становления малого и среднего бизнеса в России…………….21
2.4 Перспективы развития малого и среднего бизнеса………………………..26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список используемых источников……………………………………………..32

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 56.46 Кб (Скачать файл)

В расчете  на 1000 человек населения страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в государствах Европейского Союза – не менее 30. Уровень данного  показателя, который можно было бы сопоставить со странами Западной Европы, достигнут только в Москве и Санкт-Петербурге (21 малое предприятие и 24 соответственно).

Численность занятых на малых предприятиях не достигла уровня, характерного для  периода, предшествующего августовскому  кризису 1998 года. Включая все категории  работников, по итогам 2005 г., она составила 7,6 млн. человек, что ниже показателя 1997 г. на 12%. Учитывая индивидуальных предпринимателей, численность которых к началу 2006 г., по данным МНС России, достигла 4,2 млн. человек, общее количество занятых  в малом предпринимательстве  составляет 11,8 млн. человек. Это составляет 16% в общем количестве экономически активного населения, что в 2-3 раза меньше по сравнению с уровнем  западноевропейских стран, где данный показатель достигает 40-50%. Более того, в последние годы увеличивается  разрыв между странами Восточной  Европы и Россией по уровню вовлеченности  населения в сектор малого предпринимательства.

Сложившаяся отраслевая структура малого бизнеса, занятости на малых предприятиях и структура выручки от реализации свидетельствует о преимущественном его развитии в сфере торговли и общественного питания. Приоритетные отрасли реального сектора, в том числе малая инновационная деятельность, развиваются незначительно.

По-прежнему сохраняется высокая дифференциация по уровню развития малого предпринимательства  между российскими регионами, а  потенциал малого предпринимательства  в развитии экономики регионов задействован неравномерно.

Особенностью  российского малого предпринимательства  продолжает оставаться высокая доля “теневого” сектора. По разным оценкам, она составляет от 30 до 50% реального  оборота субъектов малого предпринимательства. Следовательно, значительная часть  потенциальных ресурсов не задействована  в решении общегосударственных  задач. Однако за последний год наблюдается  увеличение налоговых поступлений  от субъектов малого предпринимательства. В 2005 г. по единому налогу, взимаемому с применением упрощенной системы  налогообложения, учета и отчетности и по единому налогу на вмененный  доход для определенных видов  деятельности поступления в консолидированный  бюджет Российской Федерации составили 14,7 млрд. рублей – в 1,8 раза больше (с  учетом индекса цен), чем в 2004 г.

Несмотря  на рост производства продукции, работ  и услуг на малых предприятиях, их вклад в валовой внутренний продукт России явно не отражает их потенциала. Соотношение производства продукции, работ и услуг на малых  предприятиях и ВВП, по оценке Госкомстата  России, составило в 2005 г. 8,7% (доля же малых предприятий в производстве ВВП реально ниже) при удельном весе занятых на малых предприятиях в общей численности занятых  на уровне 12%.

Инвестиционная  активность малых предприятий также  находится на низком уровне по сравнению  с крупными и средними предприятиями: доля малых предприятий в суммарном  объеме инвестиций в основной капитал  составляет только около 3%. О потенциале малого предпринимательства (производственном, инвестиционном, налоговом) можно говорить и имея ввиду высокую трудно оцениваемую  “теневую” составляющую.

Важно отметить, что наличие или отсутствие в  федеральном бюджете средств (и  их уровень) на реализацию Федеральной  программы, по мнению регионов, отражает отношение Правительства в Российской Федерации к малому предпринимательству и его проблемам и косвенно определяет позицию регионов при выделении средств на поддержку малого предпринимательства.

Очевидно, что активизация действий государства  по поддержке малого предпринимательства  в благоприятный экономический  момент является более чем актуальной, а не решение давно назревших  проблем сектора малого предпринимательства  может существенно затормозить  его начавшееся развитие.

 

2.2 Государственная поддержка  малого и среднего бизнеса

 

Как показывает изучение зарубежного опыта, непременным  условием успеха в развитии малого бизнеса является положение о  том, что малое и среднее предпринимательство  нуждаются во всесторонней и стабильной государственной поддержке. Она  осуществляется в различных формах, в первую очередь путем стимулирования производства наиболее приоритетных видов  продукции, предоставления налоговых  льгот, дотаций льготного банковского  кредитования, создания информационно-консультативных  и научно-технических центров, развития системы страхования, организации  материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение законодательства, разработка и реализация конкретных комплексных программ.Практика государственного содействия немонополистическому сектору экономики развитых стран  показывает, что правительственный  выбор основных направлений этого  содействия происходит на основе исследований данного круга проблем.

Соответственно, одним из важных инструментов государственного содействия развитию мелкого бизнеса  является прямая финансовая помощь, которая  осуществляется посредством льготного  субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного  налогообложения.

Важным  инструментом государственного содействия малым и средним предприятиям в большинстве промышленно развитых стран является система государственных  заказов. Данная форма отношений  позволяет обеспечить малому и среднему бизнесу гарантированный рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и многое другое.

Достаточно  широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям.

Особая  система государственной поддержки  существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе  занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских  работ.

Сейчас, при корректировании многими  политическими партиями и движениями своих программ, в них можно  заметить меняющееся отношение к  малому бизнесу. Так из всех программ можно выделить главные общие  идеи:

  • Приоритетное развитие малого предпринимательства – не самоцель, а одно из основных условий экономического и социального возрождения России.
  • Массовое широкомасштабное развитие малого и среднего предпринимательства позволит предоставить работу миллионам граждан, высвобождающихся из государственных и приватизированных предприятий.
  • Реализация мероприятий по обеспечению производственной и инновационной поддержки малых и средних предприятий позволит создать значительное количество новых малых и средних предприятий, до 12 млн. предприятий, и новых рабочих мест, прежде всего, для социально незащищенных слоев населения.

Малое и  средние предприятие, играющее все  большую роль в региональных социально-экономических  процессах, учитывает своеобразие  каждого региона, формирует значительную долю доходной базы бюджета и является решающим фактором экономической стабилизации через создание местных потребительских  рынков и новых рабочих мест.

Сегодня выделяют четыре основных направления  для решения проблем малого и  среднего бизнеса на государственном  уровне. Первое – поменять психологию власти к малому и среднему бизнесу. Отойти от мнения, что малый бизнес не платит, налоги и находится в серой экономике. Второе – реформирование и упрощение налогообложения. При сегодняшней системе, когда отнимается львиная доля дохода, предприятия, вынуждены уклоняться от налогов.

В-третьих, сделать прозрачными и внести ясность в акты купли-продажи  имущества. И, наконец, решить вопрос с  землей, иначе аграрная Россия будет  питаться импортом. Четвертое –  стимулировать инвестиции населения, которое уже не доверяет ни банкам, ни государству, в малый и средний  бизнес. А это, по некоторым оценкам, заставить работать от 20 до 40 млрд. долл., хранящимся под подушками и матрасами.

Россия  должна жить по принципу, что государство  обслуживает потребности и запросы  общества, а не наоборот.

 

2.3 Проблемы становления  малого и среднего бизнеса в России

 

Для страны таких масштабов, как Россия, малый  и средний бизнес может стать  основой экономики : в наших условиях они могут стать лишь связующим  звеном, которое обеспечило бы бесперебойную  работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого и среднего бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера  услуг, в том числе технические  услуги, включая ремонт и техническое  обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических  реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого и среднего предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую  атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения  рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает  дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий  в 1993 году резко замедлился. И сейчас у нас занято в малом частном  бизнесе менее 1 млн. чел.

В 1996 году в России проводилась массовая Программа  по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году должен был составить 883,35 млрд. рублей. Основным источником финансирования Программы планировались 5 процентов средств, получаемых от приватизации объектов, находящихся  в федеральной собственности, что  составило 707 млрд. рублей. Основная часть  средств для выполнения региональных инвестиционных программ и проектов должна была быть изыскана субъектами Российской Федерации, в том числе  за счет внутренних резервов развивающихся финансовых институтов - фондов, компаний, банков и самих малых предприятий. Для выполнения Программы были привлечены также средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий. Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение Программы.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус “легких денег”, быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров  для торговли стали импортные  закупки, челночные рейсы в развивающиеся  страны, а также товары из государственной  торговли, включая продукты питания. Уходя от налогообложения, не вкладывая  каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные  возможности для обогащения.

Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве  как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе – как  о спекулянте.

Потеря  административного управления, экономический  хаос и законодательная неразбериха  привели к тому, что законопослушные  предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались  в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие  налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных  мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

 Анализ  развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих  в сфере торговли и посреднических  услуг, занимает доминирующее  положение. Кроме того, существует  большое количество предприятий,  зарегистрированных как производственные  или многоцелевые (выпуск товаров  народного потребления, оказания  различных услуг), но тем не  менее занимающихся торгово-посреднической  деятельностью как основной.

В Москве, например, где раньше преобладали  научно-технические кооперативы, теперь, по официальным данным, один такой  кооператив приходится на несколько  десятков торгово-закупочных.

 Высокие  налоги, всевозрастающая арендная  плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового  капитала - все это затрудняет  продолжение эффективной деятельности  и вынуждает направлять основные  усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

 Но  главная причина сокращения числа  малых предприятий – низкий  уровень финансовой обеспеченности  большинства малых и средних  предприятий вследствие трудностей  с первоначальным накоплением  капитала, невозможность получения  кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы.  Негативное воздействие на развитие  малого и среднего бизнеса  в сфере материального производства  оказывают неразвитость производственной  инфраструктуры, нехватка специализированного  оборудования, слабость информационной  базы.

Информация о работе Проблемы развития малого и среднего бизнеса