Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа
Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие предпринимательской деятельности……………………………......6
1.1 Общее понятие предпринимательской деятельности ……………....……6
1.2 Характерные черты предпринимательского потенциала России …….......6
1.3 Основные функции предпринимательства……………………………….…8
2 Предпринимательская деятельность в современных условиях…………….10
2.1 Виды предпринимательства, их функции и организационные формы…..11
2.2 Формы предпринимательства……………...............………………………..14
2.3 Роль предпринимательства в развитии Российской Федерации….............14
2.4 Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России…………………………………………………………………………..…16
3 Факторы и перспективы развития…………………………………….………18
3.1 Пути решения проблем предпринимательства………………….……….…23
Заключение……………………………………………………………….………27
Список используемой литературы……………………..……………………….29
Слабость отечественного предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально ориентированного частного предпринимательства. Среди этих проблем могут быть выделены:
Но для реализации в полной мере этих задач в России необходимо, прежде всего:
2.2 Формы предпринимательства
По своей структуре предпринимательство состоит из двух базовых форм:
-Предпринимательство физических лиц. Оно представляет собой индивидуальную предпринимательскую деятельность, осуществляемую отдельными гражданами без привлечения или с ограниченным привлечением наемного труда.
-Физическое лицо — это предприниматель, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для этого он регистрируется в органах государственной власти в качестве индивидуального предпринимателя по месту постоянной прописки. Предпринимательство юридических лиц. Оно представляет собой структурную форму предпринимательства, представляющую собой организацию, выступающую в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей.7
2.3 Роль предпринимательства в развитии Российской Федерации
Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.
Во всех странах с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.
Особый интерес государство проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.8
2.4 Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России
Развитие малого предпринимательства является одним из самых точных показателей экономического и социального здоровья государства.
Малое и среднее предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.9
Так, малый и средний бизнес обеспечивает:
1. Создание
новых рабочих мест, обеспечение
занятости трудоспособного
Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.
Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.
Подавляющее большинство малых предприятий России имеет вид микрофирмы, где число занятых составляет до девяти человек при том, что через пять лет после создания "на плаву" остается менее четверти таких предприятий, остальные же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.
Их слабая социальная
защищенность - важный мотив для
трезвой, исключающей эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства
в деле создания дополнительных рабочих
мест. Это и один из доводов в пользу разделяемого
всеми серьезными экономистами тезиса,
согласно которому стимулирование малого
предпринимательства ни в коем случае
не отменяет необходимости подъема крупной
индустрии - тем более, что массовый переход
рабочей силы из нее в малый бизнес требует
серьезных сдвигов в профессионально-
3 Факторы и перспективы развития
Таким образом, исходные рубежи для формирования российского предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется немало лет и усилий для «выращивания» не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов, на ряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.
Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой. Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.
Чрезвычайно важной
представляется также задача формирования
на приватизированных и
Основными задачами реформирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности были признаны:
В начале 2006 г. была принята Программа социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в которой декларируется на необходимость создания эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человеку, государственных институтов и бизнеса. Определены проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:
а) низкая эффективность государственного управления, выражающаяся в недостаточно высоком уровне защиты прав собственности и неэффективном функционировании судебной системы, избыточном и обременительном вмешательстве органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов;
б) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала;
в) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора;
г) неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях;
д) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения;
е) слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары;
ж) инфраструктурные ограничения экономического роста.
В программе
предусмотрено продолжение
Для достижения этих целей необходимо решение следующих задач:
Дальнейшая
оптимизация органов
В настоящее время продолжается работа по системной корректировке законодательства с целью исключение избыточных полномочий органов власти, унифицирование типовых управленческих процессов и соответствующих полномочий должностных лиц. 12
3.1Пути решения проблем предпринимательства
Очевидно, что всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных властей. Государство и местные власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.
Информация о работе Проблемы современного предпринимательство в России