Проблемы современного предпринимательство в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 18:22, курсовая работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Понятие предпринимательской деятельности……………………………......6
1.1 Общее понятие предпринимательской деятельности ……………....……6
1.2 Характерные черты предпринимательского потенциала России …….......6
1.3 Основные функции предпринимательства……………………………….…8
2 Предпринимательская деятельность в современных условиях…………….10
2.1 Виды предпринимательства, их функции и организационные формы…..11
2.2 Формы предпринимательства……………...............………………………..14
2.3 Роль предпринимательства в развитии Российской Федерации….............14
2.4 Значение предпринимательства в социально-экономической жизни России…………………………………………………………………………..…16
3 Факторы и перспективы развития…………………………………….………18
3.1 Пути решения проблем предпринимательства………………….……….…23
Заключение……………………………………………………………….………27
Список используемой литературы……………………..……………………….29

Вложенные файлы: 1 файл

проблемы современного предпринимательство в России.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Слабость отечественного предпринимательства обусловлена не только низкими количественными показателями, но и качественными особенностями условий развития малых предприятий России. Они непосредственно связаны с общими проблемами, мешающими развитию рыночных отношений и цивилизованного социально ориентированного частного предпринимательства. Среди этих проблем могут быть выделены:

  • энергетический перекос экономики, сохранение ее критической зависимости от мировых цен на нефть и газ;
  • технологическая отсталость и прогрессирующий износ национальной инфраструктуры;
  • растущая концентрация экономических и политических ресурсов в руках узкой группы лиц, слабо связанной с национальными интересами страны;
  • разложение государственного аппарата, его ориентация на обслуживание крупных финансово-промышленных групп, пренебрежение интересами предпринимательства.

Но для реализации в полной мере этих задач в России необходимо, прежде всего:

  • развитие системы налогообложения, обеспечивающей, с одной стороны, пополнение бюджета, а с другой- стимулирующей развитие предпринимательства;
  • решение задачи ресурсного обеспечения предпринимательства;
  • осуществление эффективной финансовой поддержки предприятий;
  • проведение кадровой политики предприятий;
  • создание инфраструктуры поддержки предприятий.6

2.2 Формы предпринимательства

По своей  структуре предпринимательство  состоит из двух базовых форм:

-Предпринимательство физических лиц. Оно представляет собой индивидуальную предпринимательскую деятельность, осуществляемую отдельными гражданами без привлечения или с ограниченным привлечением наемного труда.

-Физическое лицо — это предприниматель, который занимается предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Для этого он регистрируется в органах государственной власти в качестве индивидуального предпринимателя по месту постоянной прописки. Предпринимательство юридических лиц. Оно представляет собой структурную форму предпринимательства, представляющую собой организацию, выступающую в качестве самостоятельного носителя гражданских прав и обязанностей.7

2.3 Роль предпринимательства в развитии Российской Федерации

Малые предприятия, окрепнув технологически и в финансовом отношении, обычно переходят в разряд средних предприятий. Именно субподрядные связи малых предприятий служат непременным условием их последующего выхода на арену самостоятельной конкурентной деятельности. Не прошедшие этап субподрядной деятельности малые предприятия, напротив, не смогли подняться до высокого уровня механизации и выпуска продукции. Малые предприятия, будучи мобильными, легко перемещаются в перспективные ниши экономики. Они играют важную роль для решения проблем занятости и безработицы. Малые предприятия играют важную роль в региональной политике развитых стран, содействуя развитию промышленно отсталых регионов. Они организуются с целью разработки местных ресурсов, освоение которых крупными предприятиями является нерентабельным. Малые предприятия создаются с учетом местных традиций, с использованием новейших технологий и развитой информационной сети.

Во всех странах  с развитой рыночной экономикой осуществляется государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства. Для этого созданы специальные государственные организации, выражающие и защищающие интересы малого предпринимательства, следящие за выполнением намеченных правительственных программ. Государственная поддержка малого предпринимательства опирается на законодательную правовую и финансовую базу, а также на организационно-методическую систему и систему различных исследований.

Особый интерес государство  проявляет к той части малого бизнеса, которая ведет интенсивную научно-производственную деятельность. С середины 70-х годов одной из важнейших задач государственного регулирования и содействия развитию малого бизнеса стала задача создания новейших технологий, которые требуют крупномасштабных, междисциплинарных исследований, и следовательно, больших затрат финансовых средств, которые малые предприятия самостоятельно осуществлять не в состоянии. Сами технологии и процесс их возникновения стали в современных условиях не менее важным объектом промышленной политики, чем отрасли и товарные рынки.8

2.4 Значение предпринимательства в социально-экономической  жизни России

Развитие малого предпринимательства  является одним из самых точных показателей  экономического и социального здоровья государства.

Малое и среднее  предпринимательство несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Они способны быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, сравнительно быстро окупаться и создавать атмосферу конкуренции.9

Так, малый и  средний бизнес обеспечивает:

1. Создание  новых рабочих мест, обеспечение  занятости трудоспособного населения  и, как следствие, сокращение  числа людей, нуждающихся в  социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

Подавляющее большинство  малых предприятий России имеет  вид  микрофирмы, где число занятых  составляет до девяти человек при  том, что через пять лет после  создания "на плаву" остается менее  четверти таких предприятий, остальные  же закрываются и увольняют работников. А выживающие и успешно развивающиеся фирмы в большинстве случаев выбирают трудосберегающий вариант развития, и объем применяемой на них рабочей силы не растет или почти не растет (за исключением немногих случаев перехода предприятий в другую "весовую категорию"). Таким образом, динамичность малого бизнеса сопрягается с воспроизводством высоких социальных рисков для занятых в нем работников.

Их слабая социальная  защищенность - важный мотив для  трезвой, исключающей эйфорию, оценки потенциала малого предпринимательства в деле создания дополнительных рабочих мест. Это и один из доводов в пользу разделяемого всеми серьезными экономистами тезиса, согласно которому стимулирование малого предпринимательства ни в коем случае не отменяет необходимости подъема крупной индустрии - тем более, что массовый переход рабочей силы из нее в малый бизнес требует серьезных сдвигов в профессионально-квалификационном составе занятых, причем сдвигов, зачастую негативных, сопряженных с множеством морально-психологических проблем.10

 

 

 

 

 

 

3 Факторы и перспективы развития

Таким образом, исходные рубежи для формирования российского  предпринимательского класса являются далеко не самыми благоприятными. Потребуется  немало лет и усилий для «выращивания»  не только умелых и опытных, но и «цивилизованных» предпринимателей. Пожалуй, одним из ключевых факторов,  на ряду с продолжением либеральных экономических реформ, является система образования, способная не только дать нынешним и будущим российским предпринимателям современные управленческие знания, но и привить определенную систему моральных ценностей, выработать новую предпринимательскую этику, широко распространившуюся в развитых странах. Учитывая весьма высокий образовательный и квалификационный уровень российских трудовых ресурсов, развитую систему образования, возможности для этого имеются.

Другой ключевой фактор — осознание предпринимателями  своей социальной ответственности. В такой стране, как Россия, где  чувство социальной справедливости обострено, а от руководителя ожидают решения социальных проблем его подчиненных, предприниматели могут стать потенциально более важным элементом общественно-политической жизни, чем в некоторых странах с развитой рыночной экономикой. Еще одна важная задача — перевести большинство российских старых предприятий на рельсы рыночной экономики за счет учета воздействия рынка не только на его внешние условия хозяйствования, но и на внутренние, т.е. перестроить отношения в рамках компаний, внедрить современную систему управления, расширить экономическую демократию.

Чрезвычайно важной представляется также задача формирования на приватизированных и акционированных  предприятиях новой культуры отношений  между работниками, многие из которых  стали одновременно и собственниками, и управляющими, осознания акционерами своих прав и обязанностей. В этой связи чрезвычайно важны роль и усилия государства, а также других общественных институтов (образования, средств массовой информации и др.) направленные на формирование цивилизованного класса предпринимателей в нашей стране, законодательное и организационное обеспечение этого процесса. В частности, одна из ключевых задач государства — оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, в том числе налогового, способствующего развитию бизнеса. Важным  фактором становления отечественного предпринимательства должно стать создание соответствующей институциональной структуры — развитие бизнес-инкубаторов информационно-консультативное обслуживание предприятий, в числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организационных структур поддержки предпринимательства. Для реализации этих мер, в частности, предлагалось:

  • снижение барьеров входа на рынок;
  • устранение технических барьеров в процессе производства и торговли;
  • устранение излишнего и неэффективного административного регулирования предпринимательской деятельности.

Основными задачами реформирования системы государственного регулирования предпринимательской деятельности были признаны:

  • введение процедуры доказательства необходимости государственного или иного вмешательства в экономику, а также процедуры периодической оценки эффективности регулирующих мер с возможным отказом по ее результатам от государственного вмешательства;
  • осуществление регулирования,  прежде всего через нормы прямого действия;
  • упорядочение разрешительных, контрольных и надзорных функций государства по отношению к хозяйствующим субъектам;
  • постепенное исключение прямого или косвенного финансирования государственных функций за счет принудительных отчислений, штрафов и оказания платных услуг;
  • совершенствование правовых основ саморегулирования.11

В начале 2006 г. была принята Программа социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), в которой декларируется на необходимость создания эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человеку, государственных институтов и бизнеса. Определены проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:

а) низкая эффективность  государственного управления, выражающаяся в недостаточно высоком уровне защиты прав собственности и неэффективном функционировании судебной системы,  избыточном и обременительном вмешательстве органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов;

б) отсутствие условий  и стимулов для развития человеческого капитала;

в) низкий уровень  конкуренции и высокая доля нерыночного  сектора;

г) неравномерное  осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях;

д) низкий уровень  интеграции российской экономики в  международные экономические отношения;

е) слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую  зависимость от мировой конъюнктуры  цен на основные экспортные товары;

ж) инфраструктурные ограничения экономического роста.

В программе  предусмотрено продолжение реформирования системы государственного управления, направленное на повышение его эффективности с целью:

  • улучшения качества и доступности государственных услуг;
  • ограничения вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе дальнейшей работы по прекращению избыточного государственного регулирования;
  • повышения эффективности деятельности органов исполнительной власти.

Для достижения этих целей необходимо решение следующих  задач:

  • повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти;
  • разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти;
  • оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти;
  • модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти;
  • формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы в рамках совершенствования системы государственной службы в целом;
  • оптимизация системы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Дальнейшая  оптимизация органов исполнительной власти предусматривает повышение  эффективности государственного регулирование, устранение неэффективного государственного вмешательства в экономику путем  исключения избыточных функций, совершенствование системы контроля и надзора, лицензирования, аккредитации, регистрации, проведение государственных экспертиз выдачи разнообразных разрешений и согласований, внедрение механизмов аутсорсинга административно-управленческих процессов, повышение эффективности системы; закупок для государственных нужд.

В настоящее  время продолжается работа по системной  корректировке законодательства с  целью исключение избыточных полномочий органов власти, унифицирование типовых  управленческих процессов  и соответствующих полномочий должностных лиц. 12

 

3.1Пути решения  проблем предпринимательства

Очевидно, что  всесторонняя поддержка производства и предприятий-производителей является самой важной задачей местных  властей. Государство и местные  власти обязаны в меру своих возможностей проводить патерналистскую (покровительственную) политику в отношении предприятий-производителей, всячески способствуя их возникновению и развитию на территории города и области.

Информация о работе Проблемы современного предпринимательство в России