Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2014 в 15:16, доклад
Проектирование организаций – весьма непростая задача, которую приходиться решать менеджерам высшего уровня управления, а также тем, кто намерен отрыть собственное дело.
С проектированием организаций имеют дело в рядах ситуаций. Потребность в этом может возникнуть при диверсификации деятельности организации. В этом случае открывается новое направление деятельности, новые организации в городах, населенных пунктах, других странах.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ
ОСНОВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Проектирование организаций – весьма непростая задача, которую приходиться решать менеджерам высшего уровня управления, а также тем, кто намерен отрыть собственное дело.
С проектированием организаций имеют дело в рядах ситуаций. Потребность в этом может возникнуть при диверсификации деятельности организации. В этом случае открывается новое направление деятельности, новые организации в городах, населенных пунктах, других странах.
Новые организации приходиться создавать взамен разрушенным, переставшим быть эффективными. И, наконец, в мире бизнеса ежегодно создается масса новых предприятий.
Организация всегда зарождается с идеи. А любая идея, намеченная к воплощению – это уже план, пусть даже не совсем совершенный.
А теория и практика менеджмента накопила солидный багаж знаний о том, как эффективно проектировать организационные структуры. Некоторые вопросы в этой области носят дискуссионный, с точки зрения теории менеджмента, характер. Примером этих дискуссий представляет определенный интерес для ученых, высших руководителей [20] .
Согласно классической теории организации, структура организации должна разрабатываться сверху вниз. Последовательность разработки структуры организации является сходной с последовательностью элементов процесса планирования. Вначале руководитель должен осуществить разделение организации на широкие сферы, затем поставить конкретные задачи, а потом составить конкретные правила [12].
Рассмотрим более подробно основные понятия теории проектирования организации, характеристику и виды организационных структур, модели организаций, а также этапы проектирования организации.
Организационная структура - совокупность подразделений организации и их взаимосвязей, в рамках которой между подразделениями распределяются управленческие задачи, определяются полномочия и ответственность руководителей и должностных лиц. Организационная структура выстраивается, с одной стороны, в соответствии с теми задачами, которые ставит перед организацией её стратегия. С другой стороны, структура на разных уровнях обеспечивает использование эффекта масштаба для экономии ресурсов организации. Таким образом, структура связывает внешнюю стратегическую эффективность с внутренней эффективностью - экономичностью.
Распределение задач между подразделениями и должностными лицами, распределение полномочий и ответственности должны оставаться стабильными на протяжении некоторого времени, чтобы обеспечивать воспроизводство и поддержание стратегии. Поэтому структура задаёт статические системные свойства управления организацией.
В тех случаях, когда меняется стратегия, или когда структура признаётся неэффективной с точки зрения задач стратегии или экономичности, происходит реорганизация. Реорганизация может иметь как глобальный характер и менять принцип построения структуры, так и решать локальные проблемы отдельных подразделений и их взаимоотношений. Любая реорганизация должна способствовать повышению упорядоченности и эффективности структуры [1].
Современная теория
организации рассматривает
Организация, представленная
механической моделью, действует как единый механизм, но она не
учитывает мотивацию людей, работающих
в организации. Работник рассматривается
как механизм по исполнению функций, а
сама организация - как инструмент решения
задач.
Общинная
модель функционирования организации
демонстрирует ее как общность людей.
Самоуправляющаяся община построена на
принципах взаимных симпатий человека
и группы, групповых интересах, групповых
нормах поведения, поскольку взаимодействие
людей вырабатывает свои специфические
связи и определяет стихийную самоорганизацию.
В подобных моделях неформальная структура
малодоступна управлению, которое в большей
степени ориентировано на мотивирование
исполнителей.
Таблица 1 - Основные модели организации
Наименование |
Основное содержание |
Особенности |
Механическая |
Глубокое разделение труда в области управления; связи и функции подробно прописаны |
Работает как "часы", но не учитывает мотивацию работников |
Общинная |
Организация как община (общность взаимодействующих людей) |
Руководитель как отец; общий досуг; совместное решение общих проблем |
Социотехническая |
Соединение технологических и социальных аспектов |
Быстрое внедрение нововведений с учетом социальных изменений |
Системная |
Организация как целое, состоящее из огромного числа подсистем |
Не учитывает несистемные факторы - поведение людей |
Органическая |
Организация как организм, в котором есть "сердце, голова, руки, ноги" и т.д. |
Все должно быть уравновешено как в естественной природе |
Бюрократическая |
Рационализация
поведения работника и |
Гарантии эффективности обеспечиваются через стандарты деятельности |
Естественная |
Самоорганизация как ответная реакция на воздействие внешних и внутренних факторов |
Организация как специфическое социальное явление, развивающееся по своим собственным законам |
Политическая |
Управление путем согласования политики по вертикали и по горизонтали |
Переговоры
и выработка согласованных |
Организация как "дело" |
Организация как цепь взаимодействий |
Все процессы подчинены "делу" |
Социотехническая
модель организации основана на взаимозависимости внутригрупповых
связей от технологии производства, равно
как и на влиянии на производительность
труда отношений в группе. Данная модель
как бы сочетает в себе общинную и техническую
составляющую организации, что позволяет
оперативно внедрять изменения в организации,
поскольку наряду с техническими изменениями
предусматриваются и учитываются изменения
социальные.
Системная модель организации позволяет
учесть все факторы, которые воздействуют
на организацию, однако человек в силу
его несистемного поведения вносит искажения
и помехи в системную работу организации,
что приходится учитывать в других моделях.
Эта модель организации ориентирована
на упорядоченность как на типичное состояние
системы, позволяющую ей поднастраиваться
по мере выявления рассогласования и осуществления
регулирующих воздействий с помощью обратной
связи.
Органическая модель организации позволяет
через метафоры описывать происходящие
процессы и объяснять то или иное поведение
организации во внешней среде.
В основе бюрократической модели организации
лежат рационализация поведения человека
в коллективе и стандартизация его деятельности.
Власть в организации строится на принципах
компетентности и рациональности.
Естественная модель свидетельствует
о том, что организация объективно функционирует
как составная часть всеобщей природы.
Политическая модель организации заключается
в выработке и согласовании политики ее
деятельности, что достигается путем переговоров.
В центре жизнедеятельности организации
находятся взаимодействия личных и групповых
интересов субъектов целеполагания.
Организация как "дело" имеет свою
логику функционирования, которая подчинена
исключительно "делу" (например, мафия,
партийные организации и т.п.).
Уровни управления - это проявление разделения труда в организациях. Уровни управления приведены в табл.2 [16]. Руководителей же делят на три категории, которые представлены в табл.3 [10].
Таблица 2 - Уровни управления
Уровень управления |
Характеристика |
Горизонтальный |
При горизонтальном разделении труда специалисты распределяются между различными функциональными областями и им поручается выполнение задач, важных с точки зрения данной функциональной области. |
Вертикальный |
При вертикальном разделении труда каждый руководитель имеет сферу деятельности, за которую он отвечает (сферу контроля) или некоторое число работников, которые ему подчинены. В этом случае распределение задач производится не на одном уровне, а «сверху вниз» — от работников, занимающих высшие посты, до работников, находящихся внизу иерархии. При этом, чем выше должность, которую занимает работник, тем более общие задачи он решает; чем ниже положение работника в иерархии, тем более частными приходят стоящие перед ним цели. |
Таблица 3 - Категории руководителей
Категория руководителя |
Описание |
Руководители низшего звена (операционные руководители) |
Самая многочисленная категория. Они осуществляют контроль за выполнением производственных заданий, за использованием ресурсов (сырья, оборудования, кадров). К младшим начальникам относятся мастер, заведующий лабораторией и т.п. Работа руководителя низшего звена является самой разнообразной, характеризуется частыми переходами от одного вида деятельности к другому. Степень ответственности руководителей низшего звена не очень высока, иногда в работе присутствует значительная доля физического труда. |
Руководители среднего звена |
Они контролируют
работу руководителей низшего звена
и передают обработанную информацию
для руководителей высшего |
Руководители высшего звена |
Самая малочисленная категория. Они отвечают за разработку и реализацию стратегии организации, за принятие особо важных для нее решений. К руководителям высшего звена относятся: президент компании, министр, ректор и т.д. Работа руководителя высшего звена является весьма ответственной, так как фронт работы большой, а темп деятельности напряженный. Их работа, в основном, заключается в умственной деятельности. Они постоянно должны принимать управленческие решения. |
Приведенные модели, с одной стороны, отражают только отдельные стороны организаций вообще, а с другой - могут сочетаться одновременно в отдельно взятой организации. Но при всей кажущейся заданности, организации имеют собственную логику развития, направленную на преодоление противоречий между планомерностью и спонтанностью, индивидуальным и общим, разделением и объединением.
В настоящее время все более и более явной становится тенденция к специализации профессиональной деятельности, при которой каждый работник (или каждое подразделение) выполняет предписанные ему функции и не вовлекается в выполнение других функций.
1.2 Основные
этапы проектирования
Представим в виде схемы основные этапы проектирования организации (рис. 1).
Определение характера выполняемой работы: для выполнения этой задачи, данную стадию создания организации полезно также разбить на подпункты, предусматривающие определенные этапы и виды работ. Например, постановка задач, расчет необходимого объема работ для решения поставленных задач, устранение бесполезной работы и дублирования, разработка самого процесса, проверка (чтобы не опустить важную составляющую часть работы) .
Рисунок 1 – Этапы построения организации
Второй этап включает в себя: установление норм, стандартов (например, расчет допустимого объема должностных обязанностей для каждого руководителя любого уровня) ; технические приемы в рамках научных методов управления (например, анализ рабочего времени, изучение методов и организации труда и т.п.) ; установление полного сотрудничества всех лиц, работающих в рамках организации.
На третьем этапе важно, чтобы элементы управления были сгруппированы согласно виду выполняемой работы, а не по другим критериям (например, вокруг пользующихся авторитетом руководителей) . Этот способ известен как “принцип ориентации” . Распределение производственных обязанностей и формирование логических групп должны неизбежно привести к созданию отделов (подразделений) , то есть коллективов людей, выполняющих некоторую аналогичную работу, как правило, под единым руководством начальника.
Поскольку организации создаются не навсегда и изменяются вместе с изменениями планов, на практике встречаются различные варианты образования организационных структур.
Чтобы спроектировать и создать организацию, необходимо иметь хотя бы общее представление о том, какие принципы принято закладывать в деятельность организации на стадии их проектирования и на какие типы организационных структур в ходе этого принято ориентироваться.
Рассмотрим виды организационных структур:
1. Линейная структура для нее характерна вертикаль: высший руководитель - линейный руководитель (подразделения) - исполнители (рис 2.). Имеются только вертикальные связи. В простых организациях отдельные функциональные подразделения отсутствуют. Эта структура строится без выделения функций.
Преимущества: простота, конкретность заданий и исполнителей.
Недостатки: высокие требования к квалификации руководителей и высокая загрузка руководителя. Линейная структура применяется и эффективна на небольших предприятиях с несложной технологией и минимальной специализацией.
Рисунок 2 - Линейная структура управления
2. Функциональная организационная структура реализует тесную связь административного управления с осуществлением функционального управления (рис.3).
На рис. 3 административные связи функциональных начальников с исполнителями (И1 - И4) такие же, как и для исполнителя И5 (они не показаны в целях обеспечения ясности рисунка).В этой структуре нарушен принцип единоначалия и затруднена кооперация. Практически она не используется.