Промышленность Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является изучение состава и структуры отраслей, которые образуют промышленность Республики Беларусь и разработка предложений по оптимизации отраслевой структуры промышленности.
Работа включает три раздела:
Промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства Республики Беларусь
Современное состояние промышленности Республики Беларусь
Пути и перспективы современного развития промышленности Республики Беларусь

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
Промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства Республики Беларусь.............................................................................................................................5
Понятие промышленности и ее отраслевая структура…………………………………………………………………………………5
Современное состояние промышленности Республики Беларусь……………… 9
Показатели развития промышленности Республики Беларусь………………………9
Характеристика отраслей промышленности на современном этапе……………….20
Пути и перспективы современного развития промышленности Республики Беларусь………………………………………………………………………………...29
Перспективы развития и реструктуризация промышленности……………………..29
Основные направления реформирования промышленности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………………………….44
Список использованных источников………………………………………...………...46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 113.65 Кб (Скачать файл)

Существует  мнение, что институциональное развитие в странах СНГ идёт по иному  пути, чем в странах ЦВЕ, в частности, в области имущественных прав и институтов, способствующих появлению и росту динамичного нового частного сектора. Такие институты включают гибкий рынок капитала, совершенный свод законов о коммерческой деятельности, соблюдение имущественных прав, ограничение административного регулирования и бюрократии, особенно для малых и средних предприятий и относительно низкий уровень коррупции. Институциональные различия в отношении хозяйственных и законодательных условий для новых предприятий тесно связаны с темпами создания новых предприятий и, следовательно, с ростом производительности экономики. Таким образом, слабость нового частного сектора может рассматриваться как фундаментальная слабость всего пути развития, по которому идёт белорусская экономика.

Сравнительный анализ показателей эффективности  производства государственных, бывших государственных и новых частных предприятий указывает на очевидное улучшение работы государственных предприятий, которые по некоторым показателям (например, более высокий рост производства, расширение ассортимента продукции, рост объёмов экспорта, повышение заработной платы, прибыли и рентабельности) развиваются более динамично, чем предприятия нового частного сектора. В чем причина такой ситуации и какими могут быть последствия этого для белорусской экономики?

Существуют  две группы факторов, вынуждающих  государственные предприятия проводить  частичную реструктуризацию (в частности, в течение последних 2-3 лет). Во-первых, усиление административного контроля. Для достижения административно установленных плановых показателей роста производства и сохранения статус-кво руководителям государственных предприятий приходится проводить определенные преобразования на предприятиях, которые могли бы способствовать такому росту. Ввиду открытости экономики, такие преобразования должны соответствовать правилам рынка, действующим в России или в Европе.

Во-вторых, реструктуризации на государственных предприятиях способствует усиление конкуренции на внутренних рынках сбыта с продукцией нового частного сектора и импортом. Результаты исследования BEEPS, проведенного МБРР и ЕБРР [3], указывают на рост в 2002 году значимости, придаваемой в странах с переходной экономикой конкуренции с импортной продукцией, по сравнению с аналогичными данными 1999 года. Интересно, что особенно сильно отношение к конкуренции как к значимому фактору изменилось именно у белорусских предприятий.

Как бы то ни было, реструктуризация, хотя и в  довольно ограниченных масштабах, была проведена, включая некоторое разукрупнение предприятий. Давление по проведению «реструктуризации» оказывалось из двух источников: административное давление и возросшая конкуренция. Процесс реструктуризации поддерживался государственными субсидиями, инвестиционными грантами, льготными кредитами и т.д. Более того, определённые формы государственной помощи были напрямую связаны с работой предприятий, например, реструктуризация налоговой задолженности (при условии полной оплаты текущих налогов) и освобождение от уплаты налогов (при проведении мероприятий по стимулированию роста промышленного производства). Правительство также поддержало сирое на внутреннем рынке для местных предприятий в потребительском секторе путём сочетания политики регулирования доходов и ограничений на импортную продукцию, а также спрос на внешнем рынке путём лоббирования промышленных интересов за границей. В последнем случае Правительство Беларуси (МИД) демонстрирует по региональным стандартам значительный потенциал.

Примечательно, что государственные предприятия  провели не только больше мероприятий  по реструктуризации, чем новые частные  предприятия (ввиду того, что у последних не было необходимости реструктуризироваться или они в меньшей степени нуждались в реструктуризации), но и больше, чем бывшие государственные предприятия. Это несколько странно, но этому есть свое логичное объяснение: большие объёмы субсидий и последствия «предвзятого выбора» («selectivity bias») (когда приватизировались преимущественно убыточные предприятия). В целом такая «реструктуризация», дала положительные результаты и привела к росту производительности. Тем не менее, в целом темпы реструктуризации были медленными, а масштабы очень ограниченными. Ожидается, что важные (основные) меры по реструктуризации всё ещё предстоит реализовать. Без серьезных преобразований институциональной и законодательной базы ускорение реструктуризации в перспективе может оказаться чрезвычайно проблематичным. Для решения этих проблем необходимо создать систему соответствующих стимулов, что невозможно без деполитизации элемента, который до сих пор полностью отсутствует в процессе преобразования промышленности в Беларуси.

Будущие результаты экономического развития будут зависеть преимущественно от характера взаимодействия между государственными (бывшими  государственными) предприятиями и  новыми частными предприятиями, а также  от создания равных условий хозяйствования для всех предприятий. Дальнейшее развитие ситуации также будет зависеть от того, будут ли государственные предприятия развивать стратегии, свойственные частному сектору, или частный сектор приспособится к существующей экономической ситуации и начнёт копировать поведение, свойственное, главным образом, государственным предприятиям.

    1.   Основные направления реформирования промышленности Республики Беларусь

 

 

 

Из зарубежного  опыта следуют два вывода - о  значительной роли государства в  осуществлении структурных преобразований промышленности и длительности периода  их проведения. При этом государство  должно четко формулировать текущие  и перспективные задачи, чтобы  исключить "распыление" ресурсов по всем областям экономики. Для успешного  управления структурными процессами необходимо сформировать концептуальный стержень структурной перестройки промышленности, который целесообразно оформить в виде стратегии структурной  политики государства на период в 10-12 лет. Концепция должна включать в  себя цели структурных преобразований промышленности, базовые национальные приоритеты и методы государственного регулирования в рамках бюджетной, налоговой, инвестиционной, амортизационной  политики.

Долгосрочную  стратегию целесообразно разбить  на ряд этапов - в виде государственных  программ структурных преобразований промышленности, опирающихся на соответствующе законодательные акты. Среди них, например, двухлетняя программа инвентаризации промышленности на предмет выявления  структурно-депрессивных производств  и предприятий, а также начала их свертывания. Далее может следовать  период развития отдельных сегментов  машиностроения для насыщения внутреннего  рынка современной техникой, оборудованием, технологиями. Целесообразно выделить этап производства и внедрения нововведений и завершающий этап развития новых  наукоемких подотраслей и высокотехнологичных  производств. Программы могут реализовываться  и параллельно.

В Беларуси принят Закон "О государственной  поддержке малого предпринимательства", которым определена система работы государства по развитию предпринимательства. Система предусматривает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, торговых палат, меры поддержки государством малого предпринимательства, в том числе  порядок выделения в аренду производственных и офисных помещений и т.д.

В условиях совершенствования отраслевой структуры  промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной  необходимостью. И значительную роль в этом могут сыграть свободные  экономические зоны. Тем более  важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так как для достижения ожидаемых результатов от деятельности СЭЗ необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать развитую банковскую систему, способную быстро и качественно обслуживать резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.

Свободные экономические  зоны являются одним из рычагов привлечения  внешних инвестиций в определенные сектора экономики Республики Беларусь и создаются с целью развития внешнеэкономических связей и отдельных  регионов, создания новых рабочих  мест; капиталовложения в свободных  экономических зонах на территории РБ позволяют создать инфраструктуру, необходимую для увеличения белорусского экспорта, а также собственную  производственную базу для стабильного  снабжения нашей страны различными товарами и т.д. При проработке вопросов свободных экономических зон  очень важным является вопрос, какие  же разновидности свободных экономических  зон следует организовывать.

Следует, однако, отметить, что в нашей стране мировой  опыт создания свободных экономических  зон применим лишь частично. Если в  зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с  национальным рынком, то в РБ они  мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько  внешнеэкономических, сколько общехозяйственных  задач. Вот почему, по мнению автора, так актуален в настоящее время  анализ практики, в том числе трудностей и проблем, создания и функционирования свободных экономических зон  не только в нашей стране, но и  за рубежом.

Инвестирование  реструктуризации промышленности должно происходить по следующим направлениям:

  • Создание условий для внутренних накоплений предприятий.
  • Концентрация всех возможных ресурсов государства на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.
  • Государственную поддержку необходимо осуществлять прежде всего отраслям, производящим экспортную продукцию, а также технологиям, позволяющим снизить потребление импортируемого сырья и издержки.
  • Концентрация ресурсов банковской системы на обновлении основного капитала промышленности и создании новых производств.

При рассмотрении вопроса государственной поддержки  важнейшим моментом является изыскание  источников финансовых ресурсов. Возникает  ряд вопросов: где в этих условиях взять деньги, можно ли это сделать  безболезненно для социальной сферы  и, если нет, стоит ли это делать?

В настоящее  время колоссальная часть средств  тратится государством на поддержку  и развитие агропромышленного комплекса. Поэтому без серьезной реформы  агропромышленного комплекса, которая  бы привела к снижению уровня государственной  поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно.

Первыми шагами в реформе агропромышленного  комплекса, которые могли бы дать быстрый эффект, на мой взгляд, должны стать изменение производственных отношений внутри агропромышленного  комплекса и создание макроэкономических условий для прибыльного функционирования этой отрасли. Что касается производственных отношений, то речь не идет о замене крупных сельскохозяйственных предприятий  фермерскими. Мировая практика доказала, что крупное хозяйство эффективнее  мелкого, но при условии, что для  работников крупных хозяйств существует мотив (прежде всего материальный) повышать производительность своего труда и  что макроэкономические условия (ценообразование, налогообложение и т.д.) позволяют  вести рентабельную деятельность.

Наиболее  быстрым в использовании источником средств для обновления основного  капитала экономики мог бы стать  Национальный банк. Сейчас основным направлением кредитной эмиссии является финансирование жилищного строительства. Речь идет о переориентации, в возможных  пределах, допустимой (в рамках контроля за денежным предложением с целью  обеспечения курсовой политики) кредитной  эмиссии на финансирование инвестиционных проектов, и прежде всего экспортных.

Следующим важным и наиболее доступным источником средств являются внешние инвестиции. Как известно, в Беларуси есть целый  ряд предприятий, представляющих интерес  для внешних инвесторов, и это  в большинстве своем государственные  предприятия. В связи с этим важно, чтобы государство направило  средства, поступающие от приватизации, в фонд накопления, а не потребления.

Еще одним  значимым источником являются ресурсы  банковской системы. В настоящий  момент, кроме того, что они ограничены, они недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте). Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет привлекать в банковскую систему свободные денежные средства, прежде всего населения. Бездумное применение здесь японского опыта - административное ограничение верхнего предела процентных кредитно-депозитных ставок с одновременным жестким административным контролем за кредитной экспансией неминуемо привело бы к системному банковскому кризису при том уровне доверия населения к банковской системе и склонности к сбережению, которые существуют в Беларуси. Вместе с тем приток вкладов населения позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, которые экономика не может использовать из-за своего финансового состояния и высоких процентных ставок.

Для Беларуси в сложившейся экономической  ситуации целесообразно было бы использовать механизм льготирования высоких  процентных ставок через компенсацию  потерь банкам от выдачи льготных кредитов (под ставку до 10% годовых на инвестиционные цели). Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения  расходной части бюджета, так  и часть кредитной эмиссии (через  финансирование дефицита бюджета) Национального  банка на условиях, описанных выше.

Естественно, первый вопрос, который возникает  при этом, - что будет со строительной отраслью, которая недополучит финансовые ресурсы? Необходима государственная  программа, предусматривающая как  большую экспортную ориентацию данной отрасли, так и социальную защиту высвобождающейся рабочей силы. Кроме  того, возникающая при этом конкурентная среда позволит снизить уровень  издержек в отрасли и повысить уровень дисциплины и ответственности.

Необходимым условием реализации новой стратегической линии экономической политики является создание экономического мотива и экономической  ответственности для менеджмента  предприятии по повышению эффективности  их деятельности. Таким мотивом может  быть только участие менеджмента  в прибылях возглавляемых предприятий. С этой целью возможна безвозмездная  передача значимого пакета акций  менеджменту предприятий. На первом этапе государство может оставить у себя контрольный пакет акций, анализируя хозяйственную деятельность предприятий и увеличивая долю менеджмента  в акционерном капитале в случае повышения эффективности предприятий.

Информация о работе Промышленность Республики Беларусь: современное состояние и перспективы развития, направления совершенствования