Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 13:25, курсовая работа
Целью данной работы является изучение состава и структуры отраслей, которые образуют промышленность Республики Беларусь и разработка предложений по оптимизации отраслевой структуры промышленности.
Работа включает три раздела:
Промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства Республики Беларусь
Современное состояние промышленности Республики Беларусь
Пути и перспективы современного развития промышленности Республики Беларусь
Введение………………………………………………………………………………………….3
Промышленность – ведущая отрасль народного хозяйства Республики Беларусь.............................................................................................................................5
Понятие промышленности и ее отраслевая структура…………………………………………………………………………………5
Современное состояние промышленности Республики Беларусь……………… 9
Показатели развития промышленности Республики Беларусь………………………9
Характеристика отраслей промышленности на современном этапе……………….20
Пути и перспективы современного развития промышленности Республики Беларусь………………………………………………………………………………...29
Перспективы развития и реструктуризация промышленности……………………..29
Основные направления реформирования промышленности Республики Беларусь…………………………………………………………………………………38
Заключение…………..…………………………………………………………………….44
Список использованных источников………………………………………...………...46
Существует мнение, что институциональное развитие в странах СНГ идёт по иному пути, чем в странах ЦВЕ, в частности, в области имущественных прав и институтов, способствующих появлению и росту динамичного нового частного сектора. Такие институты включают гибкий рынок капитала, совершенный свод законов о коммерческой деятельности, соблюдение имущественных прав, ограничение административного регулирования и бюрократии, особенно для малых и средних предприятий и относительно низкий уровень коррупции. Институциональные различия в отношении хозяйственных и законодательных условий для новых предприятий тесно связаны с темпами создания новых предприятий и, следовательно, с ростом производительности экономики. Таким образом, слабость нового частного сектора может рассматриваться как фундаментальная слабость всего пути развития, по которому идёт белорусская экономика.
Сравнительный анализ показателей эффективности производства государственных, бывших государственных и новых частных предприятий указывает на очевидное улучшение работы государственных предприятий, которые по некоторым показателям (например, более высокий рост производства, расширение ассортимента продукции, рост объёмов экспорта, повышение заработной платы, прибыли и рентабельности) развиваются более динамично, чем предприятия нового частного сектора. В чем причина такой ситуации и какими могут быть последствия этого для белорусской экономики?
Существуют
две группы факторов, вынуждающих
государственные предприятия
Во-вторых, реструктуризации на государственных предприятиях способствует усиление конкуренции на внутренних рынках сбыта с продукцией нового частного сектора и импортом. Результаты исследования BEEPS, проведенного МБРР и ЕБРР [3], указывают на рост в 2002 году значимости, придаваемой в странах с переходной экономикой конкуренции с импортной продукцией, по сравнению с аналогичными данными 1999 года. Интересно, что особенно сильно отношение к конкуренции как к значимому фактору изменилось именно у белорусских предприятий.
Как бы то ни было, реструктуризация, хотя и в довольно ограниченных масштабах, была проведена, включая некоторое разукрупнение предприятий. Давление по проведению «реструктуризации» оказывалось из двух источников: административное давление и возросшая конкуренция. Процесс реструктуризации поддерживался государственными субсидиями, инвестиционными грантами, льготными кредитами и т.д. Более того, определённые формы государственной помощи были напрямую связаны с работой предприятий, например, реструктуризация налоговой задолженности (при условии полной оплаты текущих налогов) и освобождение от уплаты налогов (при проведении мероприятий по стимулированию роста промышленного производства). Правительство также поддержало сирое на внутреннем рынке для местных предприятий в потребительском секторе путём сочетания политики регулирования доходов и ограничений на импортную продукцию, а также спрос на внешнем рынке путём лоббирования промышленных интересов за границей. В последнем случае Правительство Беларуси (МИД) демонстрирует по региональным стандартам значительный потенциал.
Примечательно,
что государственные
Будущие результаты экономического развития будут зависеть преимущественно от характера взаимодействия между государственными (бывшими государственными) предприятиями и новыми частными предприятиями, а также от создания равных условий хозяйствования для всех предприятий. Дальнейшее развитие ситуации также будет зависеть от того, будут ли государственные предприятия развивать стратегии, свойственные частному сектору, или частный сектор приспособится к существующей экономической ситуации и начнёт копировать поведение, свойственное, главным образом, государственным предприятиям.
Из зарубежного
опыта следуют два вывода - о
значительной роли государства в
осуществлении структурных
Долгосрочную
стратегию целесообразно
В Беларуси
принят Закон "О государственной
поддержке малого предпринимательства",
которым определена система работы
государства по развитию предпринимательства.
Система предусматривает
В условиях совершенствования отраслевой структуры промышленности увеличение открытости экономики Беларуси является объективной необходимостью. И значительную роль в этом могут сыграть свободные экономические зоны. Тем более важными являются вопросы, касающиеся финансовых аспектов функционирования свободных зон, так как для достижения ожидаемых результатов от деятельности СЭЗ необходимо правильно организовать финансовые потоки в них, создать развитую банковскую систему, способную быстро и качественно обслуживать резидентов зоны и предоставить им все необходимые услуги.
Свободные экономические
зоны являются одним из рычагов привлечения
внешних инвестиций в определенные
сектора экономики Республики Беларусь
и создаются с целью развития
внешнеэкономических связей и отдельных
регионов, создания новых рабочих
мест; капиталовложения в свободных
экономических зонах на территории
РБ позволяют создать
Следует, однако, отметить, что в нашей стране мировой опыт создания свободных экономических зон применим лишь частично. Если в зарубежной практике подобные зоны обычно являются небольшими территориальными анклавами, почти не связанными с национальным рынком, то в РБ они мыслятся как органичная часть экономики, как средство решения не столько внешнеэкономических, сколько общехозяйственных задач. Вот почему, по мнению автора, так актуален в настоящее время анализ практики, в том числе трудностей и проблем, создания и функционирования свободных экономических зон не только в нашей стране, но и за рубежом.
Инвестирование реструктуризации промышленности должно происходить по следующим направлениям:
При рассмотрении
вопроса государственной
В настоящее время колоссальная часть средств тратится государством на поддержку и развитие агропромышленного комплекса. Поэтому без серьезной реформы агропромышленного комплекса, которая бы привела к снижению уровня государственной поддержки данной отрасли, говорить о существенной концентрации ресурсов государства на новом стратегическом направлении сложно.
Первыми шагами
в реформе агропромышленного
комплекса, которые могли бы дать
быстрый эффект, на мой взгляд, должны
стать изменение
Наиболее
быстрым в использовании
Следующим важным
и наиболее доступным источником
средств являются внешние инвестиции.
Как известно, в Беларуси есть целый
ряд предприятий, представляющих интерес
для внешних инвесторов, и это
в большинстве своем
Еще одним значимым источником являются ресурсы банковской системы. В настоящий момент, кроме того, что они ограничены, они недоступны из-за высоких процентных ставок (речь идет о ресурсах в национальной валюте). Политика Национального банка, направленная на постепенное снижение процентных ставок на депозитно-кредитном рынке с одновременным обеспечением превышения доходности по рублевым средствам, является правильной, поскольку позволяет привлекать в банковскую систему свободные денежные средства, прежде всего населения. Бездумное применение здесь японского опыта - административное ограничение верхнего предела процентных кредитно-депозитных ставок с одновременным жестким административным контролем за кредитной экспансией неминуемо привело бы к системному банковскому кризису при том уровне доверия населения к банковской системе и склонности к сбережению, которые существуют в Беларуси. Вместе с тем приток вкладов населения позволил в настоящее время банковской системе накопить ресурсы, которые экономика не может использовать из-за своего финансового состояния и высоких процентных ставок.
Для Беларуси в сложившейся экономической ситуации целесообразно было бы использовать механизм льготирования высоких процентных ставок через компенсацию потерь банкам от выдачи льготных кредитов (под ставку до 10% годовых на инвестиционные цели). Использовать на эти цели необходимо как средства Министерства финансов, в том числе и за счет перераспределения расходной части бюджета, так и часть кредитной эмиссии (через финансирование дефицита бюджета) Национального банка на условиях, описанных выше.
Естественно, первый вопрос, который возникает при этом, - что будет со строительной отраслью, которая недополучит финансовые ресурсы? Необходима государственная программа, предусматривающая как большую экспортную ориентацию данной отрасли, так и социальную защиту высвобождающейся рабочей силы. Кроме того, возникающая при этом конкурентная среда позволит снизить уровень издержек в отрасли и повысить уровень дисциплины и ответственности.
Необходимым
условием реализации новой стратегической
линии экономической политики является
создание экономического мотива и экономической
ответственности для