Пути повышения конкурентноспособности товара

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 18:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей работы является определение путей и методов повышения конкурентоспособности товара.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· теоретическое исследование понятия «конкурентоспособность продукции», изучение его сущности;
· определение факторов, критериев и показателей конкурентоспособности продукции;
· определение путей и методов повышения конкурентоспособности продукции.

Содержание

Введение________________________________________________3

Понятие конкурентоспособности товара_______________5

Показатели качества продукции_____________________13

Оценка конкурентоспособности товара_______________22

Расчет экономической эффективности инвестиционного
проекта (вариант № 1)_____________________________29

Заключение______________________________________33

Список использованной литературы__________________35

Вложенные файлы: 1 файл

kursach_ekonomika_predpriatia Оксана2.docx

— 94.10 Кб (Скачать файл)

Показатели технологичности  характеризуют свойства состава  и структуры или конструкции продукции, определяющие ее приспособленность к достижению оптимальных затрат при производстве, эксплуатации и восстановлении для заданных значений показателей качества продукции, объема ее выпуска и условий выполнения работ.

К показателям технологичности  относятся:

. удельная трудоемкость  изготовления изделия;

. удельная материалоемкость  изделия;

. коэффициент использования  материалов;

. удельная энергоемкость  изделия;

. средняя разовая  оперативная трудоемкость технического  обслуживания

  (ремонта) данного  вида;

. средняя разовая  оперативная продолжительность  технического обслуживания (ремонта) данного вида и др.(11)

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность  продукции к  транспортированию без использования или потребления ее.

К показателям транспортабельности  относятся:

. средняя продолжительность  подготовки продукции к транспортированию;

. средняя трудоемкость  подготовки продукции к транспортированию;

. средняя продолжительность  установки продукции на средство

  транспортирования  определенного вида;

. коэффициент использования  объема средства транспортирования;

. средняя продолжительность  разгрузки партии продукции из  средств

  транспортирования  определенного вида.(11)

К подготовительным операциям, предшествующим транспортированию, относятся упаковка, герметизация, погрузка, амортизация, устанавливание, закрепление и т. д. Подготовка к транспортированию продукции может содержать также некоторые операции подготовки соответствующих транспортных средств.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных  воздействий на окружающую среду, возникающих при эксплуатации или потреблении продукции.

При выборе экологических  показателей должны быть отражены требования, выполнение которых обеспечивает поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей средой, а также предупреждение прямого и косвенного вредного влияния результатов эксплуатации или потребления продукции на природу.Учет экологических показателей должен обеспечить:

. ограничение поступлений  в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных  вод и выбросов для снижения  содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимые концентрации;

. сохранение и  рациональное использование биологических  ресурсов;

. возможность воспроизводства  диких животных и поддержание  в благоприятном состоянии условий их обитания;

. сохранение геофонда  растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов.

Для обоснования  необходимости учета экологических  показателей при оценке качества продукции проводится анализ процессов ее эксплуатации или потребления для выявления возможности химических, механических, световых, звуковых, биологических, радиационных и других воздействий на окружающую природную среду. При выявлении вредных воздействий указанных факторов на природу группу экологических показателей необходимо включать в номенклатуру показателей, применяемых для оценки уровня качества продукции.

К экологическим  показателям относятся: содержание вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплуатации или потреблении продукции.

При оценке уровня качества продукции с учетом экологических  показателей необходимо исходить из требований (норм) по охране окружающей среды. Эти требования и нормы определяются:

. стандартами, рекомендациями, правилами СЭВ, ИСО и других  международных организаций, занимающихся вопросами охраны природы;

. принятыми международными  техническими регламентами и  нормами;

. системой государственных  стандартов в области охраны и улучшения использования природных ресурсов и другими нормативными документами в этой области.

Показатели безопасности характеризуют особенности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании от механических, электрических, тепловых воздействий, ядовитых и взрывчатых паров, акустических шумов, радиоактивных излучений и тому подобных.

Экономические показатели—особый  вид показателей оценки уровня качества продукции, так как они практически взаимосвязаны со всеми классификационными группами показателей (назначения, надежности, технологичности и др.).Примерами экономических показателей служат затраты на изготовление и испытания опытных образцов, себестоимость изготовления продукции, затраты на расходные материалы при эксплуатации технических объектов.(12)

В условиях рыночной экономики развитие качества определяется конкуренцией. Современные тенденции предусматривают создание систем качества во всех сферах деятельности предприятия. Система управления качеством должна быть разработана с учётом конкретной деятельности предприятия и согласно международным стандартам, только тогда она сможет эффективно способствовать повышению конкурентоспособности изделий и/или услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Оценка конкурентоспособности товаров

Разработка путей  повышения конкурентоспособности  товара напрямую зависит от его правильной и своевременной оценки. Оценка способности товара конкурировать производится путём сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. За базу сравнения обычно принимается аналогичный товар, уже имеющийся на рынке; или потребность покупателя. Образец это обычно товар имеющий максимальный объём продаж и наилучшие перспективы на будущее. Если параметры продукции не имеют физической меры, то для оценки их характеристик используют метод их оценки в баллах.

Представляет интерес  рассмотрение некоторых критериев  оценки конкурентоспособности. К числу важнейших критериев относятся:

. степень новизны  товара

. качество его  изготовления

. наличие материальной  базы для его распространения  информации о товаре

. наличие мер  по стимулированию сбыта, динамизм  сбыта

. возможности приспособления  товара к требованиям конкретного  рынка

. финансовые условия.(8)

Возможно также  рассматривать конкурентоспособность  по ценовым показателям, сравнительной стоимости и сравнительной прибыльности. В случае оценки ценовой конкурентоспособности продукция считается конкурентоспособной, если её цена, дизайн и качество не уступают аналогам.

При оценки конкурентоспособности  по сравнительной стоимости понимается как сравнительная стоимость единицы труда в обрабатывающей промышленности сравниваемых стран, подсчитанная в одной валюте. При оценки  конкурентоспособности по прибыльности предполагается, что чем

выше прибыльность компании тем выше уровень конкурентоспособности  её продукции.

Пути повышения  конкурентоспособности товаров.

B конкурентной политике  относительно товара принимаются  во внимание, прежде всего, его функциональное назначение, надежность, долговечность, удобство использования, эстетичность внешнего вида, и другие характеристики, то есть способность товара удовлетворять совокупные потребности покупателя лучше, чем товары-конкуренты. Создание такой потребительской ценности товара, которая включала бы в себя всю совокупность свойства данного товара, а также сопутствующих ему, является важнейшим условием выживания на рынке. Производитель, создавая конкурентоспособный товар, применяет различные стратегии. он, например, может:

. Добиться отличия  товаров предприятия в глазах  покупателей от товаров конкурентов;

. Выбрать из намеченных  к производству товаров один, являющийся наиболее привлекательным  для всех покупателей, и осуществить  на этой основе прорыв на рынке;

. Отыскать новое  применение выпускаемым товарам;

. Своевременно изъять  экономически неэффективный товар  из сбытовой программы предприятия;

. Найти выход  на новые рынки как со старыми,  так и с новыми товарами;

. Осуществлять модификацию  выпускаемых товаров в соответствии  с новыми вкусами и потребностями покупателей;

. Регулярно развивать  и совершенствовать систему сервисного  обслуживания реализуемых товаров и систему стимулирования сбыта в целом.

Широкое распространение  конкуренции под воздействием международного разделения труда и научно-технического прогресса подталкивает производителей к усиленному поиску новых конкурентоспособных товаров и новых рынков их сбыта.

В международной  практике считается целесообразным выпускать не одно изделие, а их достаточно широкий параметрический ряд, образующий ассортиментный набор.

Чем обширнее параметрические  ряды и ассортиментные наборы, тем  выше вероятность того, что покупатель найдет для себя оптимальный вариант закупки. Например, выпускают автопогрузчики одного и того же типа, но отличающиеся друг от друга грузоподъемностью, скоростью, радиусом разворота и тому подобное. Каждому потребителю с учетом конкретных условий его работы необходимы определенные эксплуатационные параметры покупаемых автопогрузчиков, если продавец способен их обеспечить, покупка состоится, если нет - покупатель будет искать другого продавца. Чтобы оценить конкурентоспособность товара, необходимо решить широкий круг вопросов и, прежде всего, получить объективную информацию о тех рынках, где уже реализуется или предлагается сбывать товар, о его конкурентах. Анализу рынков уделяется основное внимание. Особенно это относится к оценке тех потребностей, которые предполагаемый товар не удовлетворяет, к выявлению отрицательных и положительных свойств этого товара, которые отмечают потребители. В заключении решается вопрос, соответствует ли в данный момент производимая продукция по техническому уровню и качеству требованиям конечных потребителей, и оценивается конкурентоспособность его в результате комплексного исследования рынка. Исходя из оценки существующей и перспективной конкурентоспособности товара принимается решение о дальнейшей производственно-сбытовой политике:

. Продолжать ли  производство данного товара  и его сбыт;

. Провести ли  модернизацию производства;

. Снять ли его  с производства и приступить  к выпуску нового товара;

. Провести ли  модернизацию для превращения  товара в товар рыночной новизны;

. Приступить ли  к поиску нового рынка сбыта,  с учётом достаточности финансовых ресурсов, наличия в товаре проводящей и сбытовой сети, возможностей обеспечения сервиса проданного товара.(5)

Бесспорно должен изучаться  вопрос со стороны промышленной фирмы  о собственных возможностях обеспечения такого объема производства товара, который позволил бы овладеть запланированными долями намеченного рынка в целях обеспечения рентабельности производства и сбыта. Очень важен вопрос ресурсного обеспечения предприятия - возможностей приобрести необходимые материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, привлечь требуемые финансовые ресурсы н необходимые с соответствующим уровнем квалификации кадры.

Ключевым моментом в завоевании позиций на рынке  относительно многочисленных конкурентов является своевременное обновление производимых товаров, подготовка и организация производства новых видов продукции. В современном мире создание и производство новых товаров имеют решающее значение для процветания предприятия. Согласно статистическим данным после освоения новой продукции, которая составляет основу производства, темп роста ее реализации примерно вдвое выше, чем у конкурентов. Выпуская новую продукцию и расширяя ассортимент предлагаемых товаров, фирмы стремятся снизить зависимость от одного товара, который может в любое время с учетом непредсказуемых изменений рынка привести к банкротству. Известно, что значительное количество новых товаров, выведенных на рынок, терпит коммерческий провал: примерно 8 из 10 не оправдывают возлагавшихся на них надежд изготовителей. Основными причинами являются: недостаточное владение состоянием спроса именно на данный товар, технические и эксплуатационные дефекты товара, неэффективная реклама, завышенная цена, непредвиденные ответные действия конкурентов, неверно выбранное время для выхода на рынок, нерешенные производственные проблемы, то есть в целом неправильно была спрогнозирована конкурентная политика.

В основе концепции  создания нового товара сегодня лежит  не столько соблюдение традиционных стремлений к достижению новых технических и технико-экономических параметров, сколько стремление создать “товар рыночной новизны” с высоким уровнем конкурентоспособности относительно других аналогичных товаров.

Информация о работе Пути повышения конкурентноспособности товара