Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 14:51, курсовая работа
Основные средства предприятия составляют часть их материально-технической базы, рост и совершенствование которой является важнейшим условием увеличения объемов товарооборота, прибыли и повышения их технической оснащенности.
Особенностью основных средств является их высокая стоимость и большая продолжительность эксплуатации, а также относительно динамичное изменение их технического уровня в результате научно-технического прогресса, что приводит к их обесцениванию. Все это обусловливает определенные требования, как к характеру приобретаемых основных средств, так и к их эксплуатации.
Основные средства должны обладать высокой производительностью и экономичностью при использовании, универсальностью, надежностью в работе.
Введение….……………………………………..........................................3
1 Теоретические аспекты эффективного использования основных средств торговой организации …………………………………………...5
1.1 Понятия основных средств………………………………...…………5
1.2 Классификация основных средств торговли…………….……….….7
1.3 Показатели эффективности использования основных средств торговой организации……………………………………………………16
2 Оценка эффективности использования основных средств торговой организации на примере магазина «Колосок..........................................19
2.1 Технико-экономическая характеристика магазина «Колосок»…...19
2.2 Анализ эффективности использования основных средств магазина «Колосок»……………………………………………………………...…23
3 Пути повышения эффективности использования основных средств магазина «Колосок»…………………………….………………………..28
Заключение……………………………………..………………………...32
Список использованных источников…………….
Фирменный магазин №9 «Колосок»
Магазин «Колосок» расположенный по адресу г. Речица, ул. Советская 204а в 1995 году решением райсполкома был передан ведомственной торговле хлебозавода.
В 2004 году после ремонта в магазине был открыт отдел самообслуживания, кафетерий, установлен электронный терминал.
В 2005 году данному магазину был присвоен статус «Фирменный магазин».
Общая площадь магазина составляет 240 м. кв., в том числе торгового зала 120 м. кв.
Ежегодно в продаже в широком ассортименте имеются:
Для выявления эффективности деятельности магазина «Колосок» необходимо рассмотреть его технико-экономические показатели. Анализ технико-экономических показателей работы магазина «Колосок» представлен в таблице 2.2.
Таблица 2.1 – Основные показатели работы магазина «Колосок» за 2012 год
№ п/п |
Наименование показателя |
2011 |
2012 |
Отклонение, (+, −) |
Темп роста, % |
1 |
Розничный товарооборот, всего: |
3542,6 |
3852,2 |
+309,6 |
108,7 |
в том числе: |
|||||
1.1 |
продовольственные товары |
3355,6 |
3668,6 |
+313,0 |
109,3 |
1.2 |
непродовольственные товары |
187,0 |
183,6 |
-3,4 |
98,2 |
2 |
Реализация хлебобулочных изделий |
949,8 |
1356,8 |
+407,0 |
142,8 |
3 |
Реализация кондитерских изделий |
393,7 |
787,4 |
393,7 |
200,0 |
4 |
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско - правового характера) |
12 |
13 |
+1 |
108,3 |
5 |
Фонд заработной платы работников списочного состава, включая внешних совместителей |
293,1 |
295,4 |
+2,3 |
100,8 |
6 |
Основные средства |
3192,6 |
3379,1 |
+186,5 |
105,8 |
7 |
Прибыль |
16,2 |
29,0 |
+12,8 |
179,0 |
8 |
Рентабельность, % |
0,46 |
0,75 |
+0,29 |
- |
Исходя из представленных данных можно свидетельствовать о том, что товарооборот магазина «Колосок» вырос на 8,7 п.п. Также увеличился такой показатель, как прибыль, она выросла на 12,8 млн. руб. За год произошло увеличение штата работников на одного работника, однако этот факт ни на чем не отразился. Соответственно с ростом товарооборота и прибыли увеличилась рентабельность с 0,46% до 0,75%. Кроме всего вышеперечисленного за год наблюдается рост реализации хлебобулочных и кондитерских изделий, при этом реализация хлебобулочных изделий увеличилась на 42,8 п.п., а кондитерских изделий - на 100 п.п. Стоимость основных средств в 2012 году по сравнению с 20111 увеличилась на 186,5 млн.руб. или на 5,8 п.п.
В составе основных средств магазина «Колосок» можно выделить следующие составляющие:
- шкаф холодильный торговый ШХ-0.56 – 00;
- витрины холодильные ВХС-1-0.16;
- ларь морозильная АГРОС;
- лари для мороженного ДЕРБИ ЕК36;
- приставная холодильная горка БЕЛУНО;
- холодильная витрина Аляска;
- холодильное бонето Бергамо;
- морозильный ларь ЛВН 200.
- агрегат холодильный ФАК-2000;
- агрегат холодильный ВС31250 2СОЖ;
- кондиционер LG S 24 LHP;
- печь
электрическая для
- шкаф электрический для расст. теста;
- кассовый аппарат ВМ 8119.
- весы торговые РН10Ц13У;
- весы торговые настольные ВТНТ;
- весы рычажные настольные РН10Ц13У;
- весы торговые ВТН 10;
- весы ВТ-401М;
- Теплосчетчик ТЭМ – 104.
- шкаф металлический;
- горки 20-29;
- прилавки;
- барные стойки;
- витрина выставочная;
- гордероб;
- стелаж кондитерский;
- стелаж хлебный;
- туртикет;
- роллеты;
- стелаж для выкладки кондитерских изделий.
- тротуарная плитка.
Таким образом, фирменный магазин «Колосок» расположенный по адресу г. Речица, ул. Советская 204а, общей площадью 240 кв. м. является прибыльной организацией. Данный магазин имеет в собственности 68 единиц основных средств: одно здание; двенадцать силовых машин и оборудования; девять рабочих машин и оборудования; семь измерительных и регулирующие приборов и устройств; тридцать восемь единиц производственного и хозяйственного инвентаря и одно дополнительное сооружение в виде тротуарной плитки.
2.2 Анализ эффективности использования основных средств магазина «Колосок»
Исходя из классификации основных средств, можно прийти к выводу, что магазин «Колосок» относится к производственным средствам. Это одноэтажное здание, которое имеет на собственном балансе машины и оборудование в виде холодильного шкафа, холодильных витрин, ларей для мороженого, кондиционера, печи электрической, кассового аппарата и прочее; производственный и хозяйственный инвентарь: горки, прилавки, стелажи, витрины, рольбар.
Для определения эффективности использования основных средств магазина «Колосок», сперва необходимо рассчитать такие стоимостные показатели, как фондоотдача, фондоемкость, фондорентабельность, интегральный показатель.
Расчёт фондоотдачи производится на основании формулы 1, и представляет собой отношение розничного товарооборота за определённый период к среднегодовой стоимости основных средств за этот же период.
Для выявления динамики фондоотдачи необходимо произвести расчет за два года 2011 и 2012.
руб; руб.
Показатель фондоемкости рассчитывается обратно показателю фондоотдачи, формула (2).
Фондорентабельность основных средств находится как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости основных средств формула (3).
;
Мы видим из расчётов, что использование основных средств характеризует ситуацию положительно. Так, фондоотдача характеризует прирост выручки на 1 рубль среднегодовой стоимости основных средств. Этот показатель увеличился с 2011 года по 2012 год с 1,11 до 1,14. Фондоемкость же, наоборот, уменьшилась с 0,90 до 0,88. Фондорентабельность же увеличилась с 0,51% до 0,86%.
Далее
для общей оценки
Из расчётов мы видим, что интегральный показатель за 2012 год выше, чем за 2011 год. Это говорит нам о положительном экономическом эффекте на торговом предприятии.
Теперь приступим к анализу натуральных показателей.
Для определения эффективности использования общей площади магазина (торгового зала) необходимо рассмотреть данный показатель в динамике 2011 и 2012 гг.
(млн. руб.) ; (млн. руб.);
(млн. руб.) ;
(млн. руб.)
Исходя из полученных результатов можно судить о том, что эффективность использования общей и торговой площадей в 2012 году по сравнению с 2011 годом увеличилась. Эффективность использования общей площади увеличилась с 14,76 до 29,52 млн. руб., а торгового зала - с 16,05 до 32,10 млн. руб.
б) объем прибыли на 1 кв. м.
Используя в расчете эффективности использования площадей данные о прибыли за 2011-2012 гг., можно также говорить об увеличении эффективности использования площадей.
В ходе изучения местности было выявлено следующее количество торговых предприятий обслуживающие 10 000 жителей:
- универсам «Самообслуживание»;
- универсам «Берёзка»;
- фирменный магазин «Асобина»;
- универсам «Эконом»;
- центральный рынок «Славянский»
В результате можно прийти к выводу, что конкуренция среди магазинов обеспечивающих 10 000 жителей для данного магазина очень велика.
В ходе изучения территории, на которой проживает 1000 человек, был обнаружен только один магазин – «Колосок». В результате можно прийти к выводу, что обеспеченность 1000 жителей продовольственными товарами является удовлетворительна.
а) По формуле 5 рассчитаем отношение торговой площади к общей площади магазина:
Торговая и неторговая площадь магазина поделена пополам, каждой части соответствует 50%. На основании этого можно сделать вывод, что площадь здания магазина используется эффективно, так как половина площади предназначена для обслуживания покупателей, а вторая половина для выполнения функций складского помещения.
б) теперь используя формулу 6, рассчитаем показатель рациональной расстановки оборудования - установочный коэффициент (Ку):
или 31%
Следовательно, 31% торговой площади, занято установленным торговым оборудованием, а 69% торговой площади — это проходы для покупателей и продавцов, места дополнительного обслуживания покупателей, территория для товаропотоков.
Проанализировав выше представленные показатели эффективности использования основных средств магазина «Колосок» можно прийти к выводу, что магазин « Колосок » эффективно использует основные средства.
Рисунок 2.1 – Изменение показателя фондоотдачи за год
Данный показатель увеличился с 2011 года по 2012 год с 1,11 до 1,14 руб. Это говорит о том, что на каждый рубль основных средств приходится 0,03 рубля товарооборота.
Также наблюдается увеличение фондорентабельность с 0,51 до 0,86%, рисунок 2.2
Рисунок 2.2 – Изменение показателя фондорентабельности за год
Что касается фондоёмкости за год, как показано на рисунке 2.3, то данный показатель снизился с 0,93 до 0,9, однако это также оценивается положительно.
Рисунок 2.3 – Изменение показателя фондоёмкости за год
Проанализировав натуральные показатели, характеризующие эффективность использования основных средств, можно утверждать о высокой эффективности их использования. Так, изучив показатели эффективности использования площадей магазина, было выявлена положительная тенденция, товарооборот и прибыль на 1 кв.м. площади магазина увеличились в 2012 году по сравнению с 2011 годом. Что касается обслуживания населения магазинами, то в этой области наш магазин уступает только обслуживанию 10 000 жителей, так как имеет сильную конкуренцию. А вот обеспеченность 1000 жителей продовольственными товарами является, удовлетворительной, так как в ходе исследования на территории проживания 1000 человек был обнаружен только один магазин «Колосок». Также эффективно используется торговая площадь магазина, в общем объеме магазина она занимает 50 %.
3 Пути повышения эффективности использования основных средств магазина «Колосок»
Для увеличения эффективности использования основных средств магазина «Колосок» необходимо разработать пути улучшения их использования. В качестве предложения выступает идея о размещении на улице около магазина летнее кафе, в котором будут продаваться мороженное, квас, охлажденные напитки. Благодаря этому увеличится товарооборот, и соответственно фондоотдача и фондорентабельность.
Информация о работе Пути повышения эффективности использования основных средств магазина «Колосок»