Пути совершенствования производственной структуры предприятия ОАО «КЭМЗ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2012 в 16:48, курсовая работа

Краткое описание

Совокупность всех действий людей и орудий труда, осуществляемых на предприятии для изготовления конкретных видов продукции, называется производственным процессом.
Основной частью производственного процесса является технологический процесс, который содержит целенаправленные действия по изменению и определению состояния предметов труда. В ходе реализации технологического процесса происходит изменение геометрических форм, размеров и физико-химических свойств, предметов труда.

Содержание

Введение 5
1 Теоретические аспекты производственной структуры предприятия 7
1.1 Производственная структура предприятия 7
1.2 Научные принципы организаций процессов производства 15
1.3 Производственный цикл изготовления изделия 18
2 Анализ производственной структуры предприятия и организации производственного процесса ОАО «КЭМЗ» 20
2.1 Характеристика производственной структуры управления ОАО «КЭМЗ» 20
2.2 Оценка взаимодействия структурных подразделений ОАО «КЭМЗ» 23
2.3 Оценка показателей характеризующих процесс построения организационной структуры «на примере ОАО КЭМЗ» 29
3 Пути совершенствования производственной структуры предприятия ОАО «КЭМЗ» 33
Заключение 35
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 362.66 Кб (Скачать файл)

В настоящее время ОАО  «КЭМЗ» освоено и изготовляются  электростанции различной мощности, антенные системы, радиотехнические изделия, волноводы и волноводные узлы спутникового телевидения и космической  связи, несколько видов устройств  для энергетиков.

ОАО «КЭМЗ» взаимовыгодно  сотрудничает со многими промышленными, энергетическими предприятиями  и научными организациями России и стран СНГ. Основными клиентами являются: ФГУП «Лианозовский электромеханический завод» г. Москва, ЗАО НТЦ «РАСЭЛ» г. Москва, ЗАО САТИС-ТЛ-94» г. Москва, ОАО «ГАЗКОМ» г. Москва, Особое конструкторское бюро Московского энергетического института, ГНПП «Автоматизация телевидения и связи» г. Москва, с которыми имеются договора о совместной деятельности и, ОАО «Самарский завод «Электрощит», АББ-Реле Чебоксары и другие предприятия работающие в отраслях энергетики, связи и авиации.

После преобразования в Открытое Акционерное Общество «Ковылкинский  Электромеханический Завод» в 1994 году, на предприятии была принята линейно  – функциональная структура управления. На протяжении последних лет она  неоднократно претерпевала изменения. Последние изменения в организационной  структуре были произведены в  декабре 2005 года, и в настоящее  время она выглядит следующим образом.

Возглавляет предприятие  генеральный директор. Он действует  от имени предприятия, представляет его во всех хозяйственных и государственных  учреждениях. В соответствии с законодательством и уставом предприятия он издает приказы, осуществляет наем и увольнение работников, накладывает  взыскания или определяет меры поощрения за хорошую работу. Директор распоряжается имуществом предприятия, заключает договоры со сторонними организациями, выдает от своего имени доверенности другим лицам, открывает в банках расчетный счет и распоряжается денежными средствами на счетах.

Генеральный директор не в  состоянии принимать решения  по всем вопросам, касающимся деятельности предприятия. Поэтому часть своих  полномочий он передает заместителям или руководителям структурных  подразделений предприятия: директору  производства, главному бухгалтеру,  техническому директору, заместителю  генерального директора по развитию, финансовому директору, заместителю генерального директора по качеству, заместителю генерального директора по кадрам и социально-бытовым вопросам.

Производственному директору  функционально подчинены цеха основного производства, отдел материально-технического обеспечения, производственно-диспетчерский и транспортный отделы. Заместитель директора по производству решает вопросы, связанные с изготовлением и сдачей на склад готовой продукции, осуществляет календарное оперативно-производственное планирование. На основе заказов потребителей и общего текущего плана производства, разрабатывает в натуральных показателях месячные, декадные, суточные, сменные и часовые планы и графики запуска в производство и выпуска готовой продукции. Планы и графики составляются по отдельным цехам, а внутри цехов - по участкам, бригадам и рабочим местам. Отдел материально-технического обеспечения (ОМТО) находит и определяет поставщиков ресурсов, необходимых предприятию (сырья, материалов, комплектующих изделий, инструментов и оборудования), заключает договоры с поставщиками, организует доставку материальных ресурсов на склад предприятия, обеспечивает их хранение и распределение по цехам.

Финансовый директор управляет  финансовыми операциями предприятия, разрабатывает планы его доходов  и расходов, контролирует поступление на расчетный счет денежных средств и порядок их расходования, обеспечивает получение и возврат кредитов, выплату налогов в бюджет и взносов в федеральные фонды. Осуществляет контроль над планово – экономическим отделом, финансовым бюро, отделом труда и заработной платы, бюро экономического анализа.

Планово-экономический отдел  выполняет следующие функции:

Подготовка необходимых  материалов для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия  и цехов. Разработка системы показателей  оценки деятельности цехов и служб в соответствии со спецификой их работы; участие в разработке положений по материальному поощрению. Организация работы по нормированию и ценообразованию на предприятии (систематизация нормативных затрат на изготовление продукции; участие в разработке прогрессивных плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия; разработка совместно с другими службами предприятия проектов оптовых и розничных цен и представление их на утверждение; осуществление анализа цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости внесение предложений о пересмотре цен на высокорентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов).

Центральная бухгалтерия  осуществляет учет поступления и  расходования материальных и финансовых ресурсов на предприятии, учет рабочей  силы. Она ведет отчетность, проводит финансовый анализ деятельности предприятия и представляет финансовые отчеты руководителям предприятий, а также государственным и местным хозяйственным органам.

Технический директор осуществляет организацию технического развития предприятия, обеспечивает развитие научно-технического прогресса, а также совершенствование работы технических служб предприятия. Осуществляет повседневное руководство всеми техническими службами предприятия. В его задачу входит: систематическое совершенствование техники и технологии производства, обеспечение систематического повышения эффективности производства, производительности труда.

 

2.2 Оценка взаимодействия структурных подразделений предприятия

В современных условиях очень  важно выбрать правильную организационную  структуру, отвечающую стратегическим целям и задачам организации, подобрать квалифицированный и  профессиональный персонал, но не менее важно как данный персонал будет взаимодействовать в рамках данной организационной структуры.  

В настоящий момент после  последних преобразований организационная  структура ОАО «КЭМЗ» имеет в  своем составе 45 отделов, бюро, подразделений, цехов и служб. Рассмотрим взаимодействие нескольких структурных подразделений.

Рассмотрим взаимодействие не которых не которых подразделений  и служб предприятия между  собой и с верхним уровнем  управления. 

Финансовый директор наиболее тесно взаимодействует со следующими подразделениями предприятия (рис.5).

 

Рис.5 - Взаимодействия финансового директора с другими подразделениями организации

Непосредственно финансовому  директору подчиняются: планово-экономический  отдел, отдел труда и заработной платы, финансовое бюро, бюро экономического анализа, с которыми он также взаимодействует.

Финансовый директор получает информацию, охватывающую всю финансовую деятельность организации: план производства по номенклатуре и объему товарной продукции; списки кредиторов и дебиторов; сметно-финансовые расчеты на финансирование капитальных вложений; план сбыта для планирования доходов предприятия и составления оперативных бюджетов; смету расходов на систему формирования спроса и стимулирования сбыта.

Заместителю генерального директора  по кадрам и социально-бытовым вопросам подчинены следующие подразделения: отдел кадров, хозяйственная группа, оздоровительный лагерь,  медицинский  пункт. Ключевым из них является отдел  кадров, несмотря на большую социальную значимость остальных. Отдел кадров взаимодействует со следующими подразделениями (рис.6).

 

Рис.6 - Взаимодействия отдела кадров с другими подразделениями предприятия

Отдел кадров получает: заявки на рабочих и специалистов; графики  отпусков работников подразделения; штатное  расписание  на  руководителей,  специалистов, служащих, рабочих-повременщиков и других категорий работающих; расчеты потребности рабочей силы по подразделениям.

Отдел кадров предоставляет: приказы на визирование; сведения о  списочной численности работников; данные о текучести рабочих кадров по цехам; табель учета рабочего времени; сведения о приеме, увольнении, очередных  отпусках работников предприятия.

Из вышеуказанного рисунка  можно сделать вывод, что отдел  кадров взаимодействует с другими  подразделениями достаточно рационально, т.е. именно с теми подразделениями, которые являются определяющими в деятельности кадровой службы организации.

Главный бухгалтер также  имеет статус заместителя Генерального директора. В его подчинении находится  центральная бухгалтерия. Рассмотрим взаимодействия главного бухгалтера с другими подразделениями предприятия (рис.7).

Рис.7 - Взаимодействия главного бухгалтера с другими подразделениями предприятия

Главный бухгалтер получает: извещения о выполнении заказов; акты на списание оборудования с баланса; акты на передачу или на продажу  оборудования, акты на передачу оборудования из ремонта в эксплуатацию; ведомость  на излишние материалы; инвентаризационные ведомости материальных ценностей; отчетные данные о движении материалов и изделий и об остатках их на конец каждого месяца; планы производства в номенклатуре; смету использования фонда поощрения, материальной помощи и социальных льгот.

В свою очередь он предоставляет: разного рода справки, сведения и  прочее, связанное с хозрасчетной деятельностью подразделения; сведения о фактически начисленной заработной плате по категориям работающих и структурным подразделениям.

В подчинении заместителя  директора по развитию находятся  всего два отдела: отдел маркетинга и сбыта, а также юридически договорное бюро. Стоит отметить, что заместитель  генерального директора по развитию выполняет функции аналогичные  функциям, которые выполняют находящиеся  у него в подчинении структурные  подразделения, а их взаимодействие оставляет желать лучшего. Происходит дублирование функций что, естественно, негативно сказывается на деятельности предприятия. 

Взаимодействие юридически договорного бюро с другими подразделениями  предприятия представлено на (рис. 8).

 

Рис.8 - Взаимодействия юридически договорного бюро с другими подразделениями предприятия

От планово-экономического отдела получает смету расходов на содержание отдела. От служб отделов  и цехов предприятия получает: справки, заключения, расчеты и другие подлинные документы или их копии  для предъявления претензий, заключения договоров, предъявления преддоговорных и имущественных исков и отзывов; объяснения по проверкам, проводимым по поручению руководства и в  связи с соблюдением законности.

При взаимодействии с отделом  маркетинга и сбыта юридически договорное бюро получает: проекты договоров; заключения с приложением необходимых документов по протоколам разногласий, претензиям и искам в связи с поставкой  продукции. Представляет: заключенные предприятием договоры на сбыт продукции; решения арбитражных органов, принятые по спорным условиям договоров; копии решений руководства по признанным претензиям и искам, которые удовлетворяют путем досылки (замены) продукции.

        Оценивая  взаимодействие юридически договорного  бюро с другими подразделениями  организации, мы видим, что  оно очень узко специализированно  на договорной деятельности, в  то время как другие юридические  вопросы деятельности организации  не затрагиваются вообще.     

 Отдел маркетинга и  сбыта взаимодействует со следующими  подразделениями предприятия (рис.9).

    

Рис.9 - Взаимодействия отдела маркетинга и сбыта с другими подразделениями предприятия

При взаимодействии с другими  подразделениями предприятия отдел  маркетинга и сбыта получает: технические  условия на продукцию, подлежащую поставке, сведения о разработке новой продукции; документы,   удостоверяющие качество продукции (сертификаты, паспорта); планы  производства и технико-экономические  нормативы и показатели для планирования и оценки деятельности на планируемый период; заключения или ответы на заявленные контрагентами претензии и иски по поводу ненадлежащего исполнения предприятием договорных обязательств; оптовые цены на выпускаемую технику и запасные части к ней; изменения цен; проекты цен на новую продукцию; методические материалы по вопросам планирования и внутризаводского хозрасчета.

Отдел предоставляет: сведения о заключенных договорах на поставку продукции, данные об отказах от продукции, предложения и рекомендации по созданию и производству новых образцов техники, улучшению характеристик и конструкций выпускаемой продукции, расширению возможного диапазона ее применения, разработанные на основе требований и пожеланий потребителей; предложения по совершенствованию технологических процессов и качества изготовления, окраски, консервации, упаковки, погрузочно-разгрузочных работ, снятию с производства устаревших машин; информацию о рекламациях и дефектах выпускаемой техники в условиях рядовой эксплуатации.

          Отдел технического контроля, закрепленный  за заместителем генерального  директора по качеству, сотрудничает  со следующими подразделениями (рис.10).

 

 

Рис.10 - Взаимодействия отдела технического контроля с другими подразделениями предприятия

Отдел технического контроля получает: информацию о ходе эксплуатации гарантийных машин; перечень отказов  и неисправностей изделий; представления  на снятие с гарантии машин; сопроводительные документы поставщика (сертификаты, акты испытаний и паспорта) на поступающие на предприятия материалы и комплектующие изделия; необходимые средства контроля, обеспечивающие надежную проверку качества произведенного ремонта оборудования; всю необходимую для контроля техническую документацию.

 

2.3 Оценка показателей характеризующих процесс построения организационной   структуры «на примере ОАО КЭМЗ»

Обычно для  оценки эффективности организационной  структуры используются показатели, характеризующие выполнение основных этапов процедуры управления и системе управления экономическим объектом. Для удобства анализа показатели группируются на несколько классов, выделяемых в соответствии с этапами процесса управления (таблица 1).

Информация о работе Пути совершенствования производственной структуры предприятия ОАО «КЭМЗ»