Развитие информационной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 04:46, курсовая работа

Краткое описание

Современную инновационную деятельность и ее виды характеризуют по двум направлениям (тенденциям):
- с позиции рекомендаций ЮНЕСКО инновационная деятельность рассматривается как научно-техническая деятельность (НТД), которая включает три ее вида: научные исследования и разработки (НИОКР); научно-техническое образование и подготовка кадров; научно-технические услуги;
- согласно сложившимся представлениям отечественных ученых-экономистов инновационная деятельность - это разработка новшеств и деятельность по материализации нововведений [8, с. 50].

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ
1.1 Содержание и особенности инновационной деятельности предприятия
1.2 Результаты инновационной деятельности предприятия
1.3 Организация инновационной деятельности предприятия в рыночных условиях хозяйствования
2. АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Нормативно-правовая база инновационной деятельности в Республике Беларусь
2.2 Характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»
2.3 Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
З. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
3.1 Планирование инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
3.2 Пути развития инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа на тему «Развитие инновационной деятельности пре.doc

— 300.00 Кб (Скачать файл)

Формирование такого важнейшего элемента инновационной системы страны как законодательная база, регулирующая научно-техническую и инновационную деятельность субъектов хозяйствования, продолжается. Приняты или находятся на рассмотрении в Правительстве и другие нормативные акты, направленные на дальнейшее совершенствование системы организации, проведения и финансирования исследований и разработок на основе программно-целевых подходов, повышение эффективности направления и использования средств инновационных фондов, на активизацию инновационной деятельности, развитие ее инфраструктуры, охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, стимулирование высокоэффективного труда ученых, повышение их ответственности за результаты внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских (технологических) работ (НИОК(Т)Р) в производство.

 

2.2 Характеристика ОАО «Гомельстройматериалы»

 

Открытое акционерное общество «Гомельстройматериалы» одно из крупных предприятий строительных материалов Республики Беларусь. Гомельский комбинат строительных материалов был основан в 1950 году. В 1971 году на его базе было основано объединение «Гомельстройматериалы».

Открытое акционерное общество «Гомельстройматериалы» (ОАО «Гомельстройматериалы») зарегистрировано решением Гомельского областного исполнительного комитета от 27.04.2000 года №229 за №400051892. Учредительная конференция по созданию ОАО «Гомельстройматериалы» была проведена 12.12.96 года. Юридический адрес: 246010, г. Гомель, ул. Могилёвская, 14. УНН – 400051892, ОКПО – 00294616.

Форма собственности – частная, доля государства – 97,5%.

Основной целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных, культурных и экономических нужд коллектива работников и акционеров общества.

Основным видом деятельности является производство строительных материалов. Лицензируемые виды деятельности осуществляются только на основании специального разрешения (лицензии).

В соответствии с Общегосударственным классификатором Республики Беларусь Общество осуществляет следующие виды деятельности:

  • производство строительных металлоконструкций (28111);
  • производство строительных металлических изделий (28120);
  • производство изделий из проволоки (28730);
  • производство прочих, металлический изделий, не включенных в другие группировки (28759);
  • переработка отходов и лома черных металлов (37101);
  • переработка отходов и лома цветных металлов (37102);
  • оптовая торговля автомобилями (50101);
  • оптовая торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями (50301);
  • оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (51);
  • оптовая торговля ломом и отходами черных и цветных металлов (51571);
  • прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах (52120);
  • розничная торговля строительными материалами (52460);
  • розничная торговля по образцам (52610);
  • деятельность автомобильного грузового транспорта (60240);
  • транспортная обработка грузов (63110);
  • хранение и складирование (63120);
  • организация перевозок грузов (63400);
  • сдача внаем собственного недвижимого имущества (70200);
  • аренда прочих машин и оборудования (71340):

К группе основного производства относятся

– цех по производству теплоизоляционных материалов;

– цех по производству камней силикатных;

– цех по производству блоков из ячеистого бетона;

– карьер по обеспечению производства стеновых материалов песком.

К вспомогательным цехам, обеспечивающих работу основных, относятся: ремонтно-механический цех, ремонтно-строительный цех, энергоцех, автотранспортный цех, железнодорожный участок, цех контрольно-измерительных приборов и автоматики.

Общество несет ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом. Акционеры Общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Общество не может выступать гарантом или поручителем перед банками-кредиторами юридических лиц негосударственной формы собственности и физических лиц по исполнению этими лицами своих обязательств возврата полученных кредитов, кроме кредитов, выдаваемых на строительство жилых помещений.

Общество может в установленном порядке создавать унитарные предприятия, филиалы и представительства, быть учредителем (участником) других хозяйственных обществ и товариществ. Срок деятельности Общества не ограничен.

Основные рынки сбыта продукции ОАО «Гомельстройматериалы» –Республика Беларусь, Российская Федерация и Украина. На всех рынках сбыта имеется явное превышение спроса над предложением, продиктованное стабильным ростом объемов строительства во всех регионах сбыта, что обеспечивает сохранение и наращивание объемов реализации ОАО «Гомельстройматериалы».

Основными потребителями продукции являются строительные организации, часть продукции выделяется коммерческим и торговым организациям.

Основными конкурентами предприятия являются:

1. На рынке Республики Беларусь: УПП «Забудова»; АП «Минский КСИ»; Гродно КСМ; ЗАО «Могилевский КСИ».

2. На рынке Российской Федерации: Брянский завод силикатных изделий; Силикатный завод (г. Клинцы); Курский завод силикатного кирпича «Монолит»; АО «Орелстрой».

3. На рынке Украины: Днепропетровский  силикатный завод; Житомирский комбинат силикатных изделий; «Силикат» (г. Чернигов).

Основные экономические показатели деятельности предприятия представлены в таблице 2. 1.

Производственные мощности используются на 100%. В общем объеме производства плиты из минеральной ваты составляют около 50%, блоки из ячеистого бетона – 35%, камни силикатные – 15%. Годовая программа производства и реализации: 95 млн. шт. усл. кирпича, 360-380 тыс. м. куб. блоков, 215-220 тыс. м. куб. плит минераловатных.

 

Таблица 2.1 – Основные экономические показатели деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»

 

 

Показатели

 

 

Ед.

изм.

 

Годы

Темп роста

2005

2006

2007

2006г. к 2005г.

в %

2007г. к 2006г.

в %

Объем производства в стоимостном выражении продукции в действующих ценах

млн.

руб.

37370

58007

82875

155,2

142,8

Объем производства в стоимостном выражении продукции в сопоставимых ценах

млн.

руб.

34973

54169

75307

142,9

139

Объем реализованной продукции в отпускных ценах

млн. руб.

42100

71623

108200

170,1

151

Выручка от реализации

млн.

руб.

43054

72694

110058

168,8

151,4

Прибыль от реализации

млн.

руб.

5653

9681

22150

171,3

279,7

Производит.труда в сопост.ценах

млн.

руб.

39,9

54,2

71,7

135,8

120,6

Производит, труда в действ.ценах

млн.

руб.

39,4

58,1

79

147,5

136,1

Среднесписочная численность, всего

чел

984

1036

1065

105,3

102,7

в т.ч. ППП

чел

949

999

1026

105,3

102,7

Полные издержки на произведенную продукцию

млн. руб.

32318

51199

72722

158,4

142

Затраты на 1 руб. товарной продукции

руб.

0,86

0,88

0,89

102,3

101,1

Чистая прибыль

млн.

руб.

3288

6572

15949

199,9

242,6

Рентабельность реализованной продукции

%

17,9

18

29

100,6

161

Дебиторская задолженность

млн.

руб.

2479

3343

7312

134,9

219

Кредиторская задолженность

млн.

руб.

3047

6325

7275

207,6

115


 

Инвестиции в основной капитал в 2005 г. составили 5,6 млн. Евро, в 2006г. – 1,6 млн. Евро, за 9 месяцев 2007г. – 3,3 млн. Евро. Потребность в инвестициях 23 млн. Евро. Основные инвестиции на установку второй линии производства минплиты, замена резательного комплекса в цехе по производству блоков, замена прессов в цехе по производству камней силикатных. Разработан бизнес-план инвестиционного проекта по установке второй линии минплиты, бизнес-план развития предприятия до 2010 года.

В настоящее время общая численность по предприятию – 1131 человек, в том числе: цех по производству минплиты – 157 чел., цех по производству камней силикатных – 161 чел., цех по производству блоков из ячеистого бетона – 223 чел., вспомогательные цеха – 443 чел., заводоуправление – 109 чел., непромышленная группа (столовая, магазин) – 38 чел. Средняя заработная плата по заводу 1056,535 тыс. руб.

 

2.3 Анализ состояния инновационной деятельности ОАО «Гомельстройматериалы»

 

В настоящее время в осуществлении инновационной деятельности предприятие имеет следующие проблемы, характерные для большинства хозяйствующих субъектов Республики Беларусь:

  • сокращение затрат на инновации, вызванное практически полной ликвидацией инвестиций не только в научную сферу, но и в техническое перевооружение, обновление производства и продукции;
  • нарастание темпов отставания от мирового уровня научно-технического прогресса по широкому спектру качественных параметров развития техники;
  • резкое сокращение численности научно-исследовательских групп, коллективов, а также незаинтересованность работников в развитии предприятия
  • отсутствие гибкости в работе существующих материально-технических, производственно-экономических и социально-организационных структур;
  • чрезмерная длительность инновационных процессов во времени (особенно на заключительной стадии жизненного цикла инноваций);
  • ограниченность распространения инноваций;
  • чрезвычайно низкий удельный вес радикальных инноваций в общем объеме (с эффектом более 1 млн. руб.);
  • отсутствие заинтересованности в инновациях (в силу функциональной ориентации предприятия);
  • практически полное прекращение инвестиционной подпитки программ технического перевооружения и модернизации производства за последние почти 10 лет.

На ОАО «Гомельстройматериалы» можно выделить следующие стадии инноваций:

    1. выявление проблемной ситуации (инициирование инноваций);
    2. формулировка целей инновации;
    3. анализ существующего положения (видение будущего компании проблемная диагностика);
    4. принятие решения о целесообразности разработки инновации определенного вида;
    5. разработка и проектирование инновации;
    6. согласование и утверждение проекта инновации;
    7. подготовка объекта к инновации;
    8. внедрение инновации;
    9. оценка фактической эффективности инновации.

Инновационная политика ОАО «Гомельстройматериалы» представляет собой определение руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов предприятия.

На практике при разработке научно-технической политики ОАО «Гомельстройматериалы» выделяют 4 функциональные области (между которыми существуют широкие зоны перекрытия) управления инновациями:

  1. исследования и разработки;
  2. управление качеством и сертификации в соответствии с составом и объемом элементов ГОСТ;
  3. создание обновленной производственной базы;
  4. освоение рынка инноваций.

Создание обновленной производственной базы представляет собой своеобразный план технического перевооружения, но составленный не в виде заявок на финансирование, а в виде системы бизнес-планов инвестиционных проектов с контрольной фиксацией окупаемости, рентабельности, чистой приведенной стоимости и внутренней процентной ставки по каждому бизнес-плану.

Освоение рынка инноваций выступает как система мероприятий, увязанная с соответствующими положениями маркетинговой политики. Каждый новый продукт можно рассматривать с двух точек зрения:

  1. наличия в нем новых технических решений и их значимости;
  2. воздействия нового продукта на рынок.

Продукт может содержать много технических новшеств и в то же время не иметь рыночной новизны, если он удовлетворяет те же потребности, что и традиционный. Цена при этом меняется незначительно, и он нерентабелен.

Вместе с тем рыночная новизна продукта может быть достигнута и без полых научно-технических решений, а за счет изменения внешнего вида, размеров, формы, цвета и т.д.

Информация о работе Развитие информационной деятельности предприятия