Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение
1 Становление и развитие малого бизнеса в России
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России
2 Роль малого бизнеса в экономике России и его проблемы
2.1 Роль малого бизнеса в экономике России
2.2Основные проблемы развития малого бизнеса в России
3. Малый бизнес России в условиях мирового финансового кризиса, использование зарубежного опыта
3.1 Тенденции развития и оптимизации малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса
3.2 Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности
Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г
Приложение 4 Схема движения отчёта о результативности выполнения долговременных задач

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антону 2003.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное  учреждение

Высшего профессионального образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

(Финуниверситет)

 

«Бузулукский финансово – экономический  колледж» - филиал Финуниверситета

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

     По дисциплине:  «Экономика организации (предприятия)»

Курс: 2       Группа №: 49

Специальность: Финансы

Специализация: Государственные и муниципальные  финансы

Преподаватель:  Сгущенкина Наталья Васильевна

Студент 49 группы: Безмолвный Василий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бузулук 2011

 

Содержание

 

Введение

1 Становление и развитие малого бизнеса в России

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства 

1.2 Этапы развития малого бизнеса в России

2  Роль малого бизнеса в экономике России и его проблемы

2.1 Роль малого бизнеса  в экономике России

2.2Основные проблемы развития малого бизнеса в России

3. Малый бизнес России  в условиях мирового финансового  кризиса, использование зарубежного  опыта

3.1 Тенденции развития и оптимизации малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса

3.2 Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США

Заключение

Список используемой литературы

Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности

Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации

Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г

Приложение 4 Схема движения отчёта о результативности выполнения долговременных задач

 

 

Введение

 

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний  день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство  играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Цель данной курсовой работы – изучить в целом роль и перспективы малого бизнеса, рассмотреть  малое предпринимательство в  России и Зарубежом.

Для достижения цели в  курсовой работе, необходимо решить следующие  задачи:

- рассмотреть сущность, понятие, функции малого бизнеса  в экономике государства.

- раскрыть и охарактеризовать роль и перспективы развития малого бизнеса;

- проанализировать основные тенденции малого предпринимательства в России.

- исследовать Зарубежный опыт развития малого бизнеса.

Структура курсовой работы состоит из: введения, двух глав содержательной части, заключения, списка используемой литературы, приложений.

Возрастание роли малого бизнеса является необходимым условием скорейшего перехода к зрелым рыночным отношениям, способствующим решению острых проблем в государстве, поэтому состояние научной разработанности проблем малого бизнеса в экономической литературе достаточно объемное.

В работе использованы труды  таких Российских авторов как: Юрков С.А.., Симонов А.В., Шулятьева Н.А., Костина Е.В., Карпов С.А., Попов В.М.

 

1. Малый бизнес в современной рыночной экономике

 

1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства

 

Современные экономисты практически отождествляют понятия: “предприниматель”, “малый бизнес”, “малое предпринимательство”, в свою очередь, рассматривая “большой бизнес”, как явление экономической жизни, базирующееся на иных принципах организации дела.

Малый бизнес – это  бизнес, осуществляемый в малых формах, опирающийся на предпринимательскую  деятельность, совокупность мелких и  средних частных предпринимателей, прямо не входящих ни в одно монополистическое  предприятие.

Малое предпринимательство – с одной стороны специфический сектор экономики, создающий материальные блага при минимальном привлечении материальных, энергетических, природных ресурсов и максимальном использовании человеческого капитала, а с другой – сфера самореализации и самообеспечения граждан, в пределах прав, предоставленных Конституцией Российской Федерации (ст. 34 Конституции Российской Федерации).

Так предпринимательская  деятельность как малый бизнес —  это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики в соответствии с установленными законами, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве.

Малым бизнесом в Америке по определению Министерства торговли США считается производственное предприятие, в котором заняты не более 100 рабочих и служащих и оборот оптовой продажи не превышает 200 тысяч долларов в год. Если же это не производственное предприятие, а торговое или какое-либо иное, то годовой оборот не должен превышать 50 тысяч долларов.

Хотя «лицо» любого развитого государства  составляют крупные предприятия  и корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала - во многом определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной экономикой являются малые предприятия как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни.

Сектор малого бизнеса наиболее динамично осваивает новые виды продукции и рыночные «ниши», способствует приближению производства товаров и услуг к потребителю, развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса. Важными особенностями малого предпринимательства являются широкое использование небольших местных источников сырья, способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой этого сектора является активная инновационная деятельность, способствующая ускорению развития различных отраслей экономики. Малые предприятия формируют конкурентную среду, создают альтернативу на рынке труда, организуют миллионы новых рабочих мест.

Присущие малому бизнесу гибкость и высокая приспособляемость  к изменчивости рыночной конъюнктуры  способствуют стабилизации макроэкономических процессов в стране, достижению оптимальной структуры экономики.

Так малое предпринимательство  — сектор бизнеса, во многом определяющий темпы экономического роста, состояния  занятости населения, структуру  и качество валового национального продукта государства.

В целом государства  в странах с развитой рыночной экономикой особое значение придается  поддержке малого предпринимательства. Как показывает анализ опыта США, Великобритании, Германии, Японии, а  также постсоциалистических стран (Венгрия, Польша), — везде осуществляются определенные меры по содействию саморазвитию малого предпринимательства, помогающие ему войти в рынок, найти источники финансирования, партнеров, сбытовые цепочки, снизить системные риски и т. п. Все это опосредовано особым значением малого бизнеса в экономике государства.

Малый бизнес играет в  экономике любой страны довольно большую роль. Он является неотъемлемой частью социально-экономической системы  страны, обеспечивая стабильность рыночных отношений, втягивая большую часть граждан страны в эту систему отношений путем открытия ими собственного дела, обеспечивая высокую эффективность производства путем глубокой специализации и кооперации производства, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики.

Мелкий бизнес присутствует во всех сферах и областях экономики. Сегодня преимущества малого бизнеса  по сравнению с другими секторами  экономики выражены намного ярче, чем недостатки. В этом заключается  специфика малого предпринимательства  – пробуждаться в период общего экономического спада, решая многие экономические и социальные проблемы. Функционирование малых предприятий демонстрирует хорошую адаптацию к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов Он является надежным источником бюджетных поступлений, доля просроченной задолженности малых предприятий местным и федеральному бюджету ниже, чем у других предприятий.

В настоящее время  в создании малых предприятий  большую заинтересованность проявляют крупные компании. Они поручают мелкому бизнесу вести отдельные виды производства, устанавливать тесные связи с рынком, проводить различные научные разработки.

1.2 Этапы развития  малого предпринимательства в  России

 

Возрождение предпринимательской  деятельности в России и бывших социалистических странах – уникальное социальное, политическое и экономическое явление. Уникальность состоит в том, что предпринимательская деятельность возникла и развивается не эволюционным путем, как в странах с традиционно рыночной экономикой, а в результате экономической революции, ломки жестко централизованной плановой системы.

Становление малого предпринимательства  в рамках новейшей истории России можно условно разделить на следующие  этапы:

1) первый этап (1992-1994гг.)

2) второй этап (1995-1998гг.)

3) третий этап (1999-2001гг.)

4) современный этап

Первый этап: 1992-1994 гг.

Этот этап характеризуется  продвижением вперед в понимании  сути экономических проблем малого предпринимательства. Констатируется значение роли и места малого предпринимательства в создании конкурентоспособной экономической среды новой хозяйственной системы. Вызревают контуры концепции поддержки малого предпринимательства, определяются приоритеты в его развитии.

Количественный рост малых предприятий характеризуется следующими показателями: 1992 г. — 560 тыс. малых предприятий, 1993 — 865 тыс., 1994 — 896,6 тыс. В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг.

Этот период совпал с  массовой ваучерной приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 – 1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.

Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса  в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства.

Еще одной отличительной  чертой этого этапа является рождение массы различных структурных  подразделений: фондов, ассоциаций и  пр. Планировалось, что главная функция  этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру — благоприятные условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних факторов и условий. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года — 1,0%. В ноябре 1994 года была учреждена Российская ассоциация развития малого предпринимательства (РАРМП).

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России