Развитие малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 20:56, курсовая работа

Краткое описание

Данную тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма и весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, то есть решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.

Содержание

Введение
1 Становление и развитие малого бизнеса в России
1.1 Сущность, понятие, функции малого бизнеса в экономике государства
1.2 Этапы развития малого бизнеса в России
2 Роль малого бизнеса в экономике России и его проблемы
2.1 Роль малого бизнеса в экономике России
2.2Основные проблемы развития малого бизнеса в России
3. Малый бизнес России в условиях мирового финансового кризиса, использование зарубежного опыта
3.1 Тенденции развития и оптимизации малого бизнеса в России в условиях мирового кризиса
3.2 Зарубежный опыт развития малого бизнеса на примере США
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1 Число малых предприятий по видам экономической деятельности
Приложение 2 Количество зарегистрированных малых предприятий по федеральным округам Российской Федерации
Приложение 3 Среднесписочная численность занятых на МП по федеральным округам Российской Федерации в январе-марте 2010 г
Приложение 4 Схема движения отчёта о результативности выполнения долговременных задач

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Антону 2003.doc

— 386.50 Кб (Скачать файл)

Второй этап: 1995-1998 гг.

На этом этапе отчетливо  прослеживается нацеленность экономической  политики на создание концепции развития малого предпринимательства в нашей  стране. Вырабатываются конкретные меры реальной помощи малому бизнесу по всей стране с предоставлением самостоятельности регионам в решении этих проблем.

В 1995 году образовывается Государственный комитет РФ по поддержке  и развитию малого предпринимательства (ГКРП РФ). Этот комитет получил достаточно широкие полномочия. На него возлагается разработка и реализация всей международной помощи в этой области.

Вводится в практику хозяйственной деятельности новый  Гражданский кодекс. 14 июня 1995 года был принят Федеральный закон  РФ «О государственной поддержке  малого предпринимательства в Российской Федерации» №88-ФЗ, который статьей 3 законодательно определил статус малого предприятия.

В 1995 году положение в  малом предпринимательстве характеризовалось  следующими показателями: малых предприятий  в Российской Федерации насчитывалось 877,3 тыс., доля прибыли, заработанная ими, составляла 1/5 часть всей прибыли, полученной российской экономикой.

Предпринимались попытки  по поддержке малого предпринимательства  в производственной сфере и, прежде всего, в инновационной области.   В этот период определенные усилия предпринимались и по формированию инфрастуктуры поддержки малого предпринимательства. На июнь 1997 года в регионах функционировало 74 региональных фонда, 60 бизнес-инкубаторов, 80 учебно-деловых центров, 40 лизинговых компаний. 44 технопарка, 60 информационно-аналитических центров малого предпринимательства.

После I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий  в феврале 1996 года выходит Программа  «О первоочередных мерах государственной  поддержки малого предпринимательства в РФ» и Указ Президента РФ «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в РФ», который предписал региональным структурам выделять на поддержку малого бизнеса половину процента от доходной части бюджета. Это очень важно для развития малого предпринимательства, поскольку такая постановка вопроса законодательно гарантирует поступление государственных средств. Указ называл конкретные меры реальной поддержки предпринимательства, среди которых можно выделить следующие:

  • упрощение процедуры регистрации;
  • введение налоговых льгот для банков, лизинговых и страховых компаний, обслуживающих малый бизнес;
  • перечисление на создание новых рабочих мест 40% бюджета Государственного фонда занятости (начиная с 1997 года);
  • создание гарантийного фонда, в который ежегодно будет отчисляться не менее 200 млн. долларов для инвестиций в российский малый бизнес со стороны иностранных кредитных организаций.

Регионом-первопроходцем в деле развития малого бизнеса является Москва. Доля московских предприятий в общем числе МП равна 20%. В столице была принята Московская Программа развития малого предпринимательства на 1996—1997 годы, в которой определены следующие приоритеты:

  • производство, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров;
  • производство товаров народного потребления;
  • производство лекарственных препаратов и медтехники;
  • оказание различных видов услуг;
  • общественное питание;
  • строительство;
  • инновационная и природоохранительная деятельность.

В этот период продолжает активную деятельность Европейский банк реконструкции и развития. Так, в орбиту его деятельности по поддержке малого предпринимательства включается осенью 1996 года банк «Российский кредит». Этот банк подписал кредитное соглашение по программе «Малый бизнес в России». Соглашение дает возможность всем, кто работает в сфере малого бизнеса, получить кредит по ставкам ниже рыночных.

Результативна была деятельность Фонда содействия развитию малых  форм предприятий в научно-технической  сфере. К середине 1997 года этот Фонд профинансировал 625 инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе из 1873 обратившихся малых предприятий.

Однако второй этап функционирования малого бизнеса все еще не смог стать действенным инструментом экономического роста, политики занятости, научно-технического прогресса. Малое производство со своим уникальным предпринимательским потенциалом все еще остается аутсайдером на экономическом поле нашей страны и адекватно не решает тех проблем в экономике, которые могли с помощью малого предпринимательства решаться. Во многом это — не его вина, а его беда. Такая ситуация объясняется особенностями общего состояния отечественной экономики, которое характеризуется тяжелейшим кризисом, падением темпов роста, инвестиционным голодом, развалом хозяйственных связей.

Третий этап: 1999-2001 гг.

В эти годы правительство  нашей страны обратило пристальное  внимание на малый бизнес, провозгласив целью Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства на 2000-2001 годы обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки на федеральном уровне.

Как считают рабочая  группа по вопросам поддержки и развития малого и среднего бизнеса в нашей стране, третий период становления малого бизнеса стал периодом изменения приоритетов, отраслевой структуры и механизмов развития малого предпринимательства в посткризисный период. Наименее зависимое от этих факторов малое предпринимательство наиболее быстро восстанавливается после финансового кризиса и становится главным гарантом социальной стабильности в обществе. Государство осознает необходимость укрепления сектора малого предпринимательства в целях поддержания этой стабильности - принимаются безусловно прогрессивные федеральные законы «О едином налоге на вмененный доход», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О лизинге».

Основным инструментом реализации государственной политики служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы развития и поддержки малого предпринимательства.

Помимо сети региональных государственных фондов создана, развивается  и действует сеть муниципальных  фондов. В настоящее время их - более 170. Муниципальные фонды, как правило, создаются при участии региональных фондов.

Региональные фонды  учреждены правительствами субъектов  федерации, муниципальные фонды - органами местной администрации.

Современный этап.

В настоящее время  в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде.

В 2007 году продолжились тенденции  к увеличению объемов оборота  и инвестиций в основной капитал  на малых предприятиях. Итоги деятельности субъектов малого предпринимательства за 2007 год можно рассматривать как положительные. Можно констатировать, что тенденции к росту данного сектора отмечаются уже в течение нескольких последних лет. Кроме того, в 2006-2008 годах была активизирована государственная политика по созданию благоприятных условий для развития предпринимательских инициатив как на федеральном, так и региональном уровнях. Так, принято новое законодательство о развитии малого и среднего предпринимательства, одобрен ряд нормативных актов, направленных на упрощение доступа малых предприятий к финансовой и имущественной поддержке. Принимаются определенные меры по устранению административных барьеров. По данным Федеральной службы государственной статистики РФ число малых предприятий на 1 января 2008 года превысило 1100 тыс. единиц, а индивидуальных предпринимателей - 3,4 млн. человек.

Для современной экономике  характерна сложная комбинация различных  по масштабам производств: крупные, с тенденцией к образованию монопольных  структур, и небольших, создание которых определяется многими факторами. С одной стороны, устойчивой тенденцией научно-технического прогресса является концентрация производства. Именно крупные фирмы располагают большими материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами, квалифицированными кадрами. Они способны вести крупномасштабные научно-технические разработки, которые и определяют важнейшие технологические сдвиги.

Реже встречаются малые  предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.

В ряде случаев местные  власти выступают учредителями малых  предприятий (иногда совместно с  другими предприятиями). Их вклад  как учредителей состоит, как  правило, в предоставлении нежилых  помещений на условиях аренды.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий как один из важнейших включен в программу демонополизации хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

  • выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
  • выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
  • создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий;

Таким образом, малые  предприятия можно образовывать, во-первых, выделением структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений, и, во-вторых, – на акционерных началах. Второй способ в современных условиях перехода к рынку и созданию рыночной инфраструктуры оптимален.

За последние годы выявился заметный рост числа предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где не требуется больших капиталовложений и кооперации множества работников. Таких предприятий особенно много в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием различного вида услуг, а также в наукоемких видах производств.

К общим негативным факторам, оказывающим влияние на деятельность малых предприятий, можно отнести  снижение ликвидности, неплатежи, низкая инвестиционная активность.

Малый бизнес в России пока отстает от бизнеса промышленно развитых стран. Но в нашей стране имеются большие резервы дальнейшего роста малого бизнеса.

Осуществляемая в настоящее  время в России система государственной  поддержки развития малого предпринимательства  недостаточно эффективна, ее необходимо развивать и совершенствовать.

 

 

2. Роль малого бизнеса в экономике России и его проблемы

2.1 Роль малого бизнеса в экономике

 

Говоря о роли малого бизнеса, следует подчеркнуть, что  малые предприятия – это побочная сфера экономики. Малый бизнес ограниченно включается в хозяйственную структуру, конкурентную среду и в общественное разделение труда. Причем роль его в современной динамичной жизни неуклонно возрастает. Как показывает опыт развитых стран, если в прошлом малые предприятия создавались, как результат стремления многих открыть собственное дело, то в настоящее время создание малых предприятий нередко инициируется крупными компаниями, которые поручают им вести отдельные виды производства или устанавливать тесные связи с рынком.

Помимо того, что малые  предприятия внедряют новые товары и обеспечивают рабочие места, они  играют важную роль в деятельности крупных корпораций, занимаясь сбытом их продукции, обслуживанием, снабжением.

Роль малого бизнеса  в рыночной экономике велика. Без него рыночная экономика ни функционировать, ни развиваться не в состоянии. Становление и развитие его является одной из основных проблем экономической политики в условиях нормального функционирования рыночного механизма. Малый бизнес в рыночной экономике - ведущий сектор, определяющий темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта; во всех развитых странах на долю малого бизнеса приходится 60-70 процентов ВНП. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет деятельность малого бизнеса.

Малый бизнес не противостоит крупным и средним компаниям, а тесно взаимодействует с  ними, участвует в ускорении инновационного процесса и в структурной перестройке  народного хозяйства. Развитие малого бизнеса способствует возрождению народных промыслов; «отсеву» нерентабельных и убыточных предприятий; рациональному использованию небольших местных источников сырья и отходов крупных производств; формированию конкурентной среды на рынках факторов производств.

Малое предпринимательство – необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Это подтверждается опытом развитых стран, где малый бизнес занимает прочные позиции в развитии национальных хозяйств.

Роль малого бизнеса  в России нельзя оценивать традиционным образом, как это делается в стационарной экономике, например, только по количественным показателям; такая оценка будет поверхностной. Малый бизнес характеризует малое предпринимательство как особый сектор общественного производства, удельный вес которого весьма незначителен.

Другими словами, малый  бизнес - достаточно сложное и неоднородное образование, каждый сегмент которого имеет свои проблемы и нуждается  в специфических моделях взаимодействия с государством. Между тем сегодня государственная политика в отношении малого бизнеса строится на основе самых общих и формальных представлений. С одной стороны, правительство вроде бы признает, что малый бизнес нужно развивать и поощрять просто потому, что так принято в развитых странах. С другой - малое предпринимательство воспринимается чиновниками как часть податного сословия, главной обязанностью которого является наполнение бюджета.  В РФ различия в уровне занятости населения в отдельных регионах более существенны. Анализ динамики развития малого бизнеса в России показывает слабое его использование для повышения занятости населения. Во - первых, отсутствует устойчивая тенденция роста числа малых предприятий; во- вторых их структура свидетельствует о недостаточной доле малого бизнеса в производственной сфере, где рабочая сила используется наиболее эффективно. Об этом свидетельствуют данные за 2009г. (табл.1)

Информация о работе Развитие малого бизнеса в России