Развитие основных подходов к управлению организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 00:57, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – изучение процессного, системного и ситуационного подходов к управлению, а также школ человеческих отношений, административного, количественного и научного управления на примере экономических и других показателей деятельности ОАО «НОВАТЭК».
В связи с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
Изучить историческое развитие и сущность теорий процессного, системного и ситуационного подходов к управлению и различных школ управления.
Немаловажным также является изучение возможности их применения в современных условиях на примере конкретной организации, а точнее ее управленческой политики..

Содержание

Введение
Глава 1. Основные подходы к управлению организацией

1.1. Процессный подход
1.2. Системный подход
1.3. Ситуационный подход
1.4. Подходы к управлению, основанные на различных школах управленческой мысли
1.5. Сущность современных подходов к управлению
1.6. Использование основных принципов управления в России: русская модель управления
Глава 2. Эффективное использование современных подходов в управлении организацией на примере ОАО «НОВАТЭК»

2.1.Характеристика, цели и активы компании
2.2.Описание принципов корпоративного управления
2.3.Основные принципы управления ОАО «НОВАТЭК»
2.4.Операционная деятельность
2.5 Стратегии бизнеса
2.6. Маркетинг
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

Кусовая работа.docx

— 435.70 Кб (Скачать файл)

       Исследования  в области поведенческих наук  продемонстрировали несостоятельность  чисто экономического подхода.  Руководители узнали, что мотивация,  т.е. создание внутреннего побуждения  к действиям, является результатом  сложной совокупности потребностей, которые постоянно меняются.

       В настоящее  время мы понимаем, что для  того, чтобы мотивировать своих  работников эффективно руководителю  следует определить, каковы же  на самом деле эти потребности,  и обеспечить способ для работников  удовлетворять эти потребности  через хорошую работу.

       Контроль. Непредвиденные обстоятельства могут заставить организацию отклониться от основного курса, намеченного руководством первоначально. И если руководство окажется неспособным найти и исправить эти отклонения от первоначальных планов, прежде чем организации будет нанесен серьезный ущерб, достижение целей, возможно даже само выживание, будет поставлено под угрозу. Контроль – это процесс обеспечения того, чтобы организация действительно достигает своих целей. Существуют три аспекта управленческого контроля. Установление стандартов – это точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный отрезок времени. Оно основывается на планах, разработанных в процессе планирования. Второй аспект – это измерение того, что было в действительности достигнуто за определенный период, и сравнение достигнутого с ожидаемыми результатами. Если обе эти фазы выполнены правильно, то руководство организации не только знает о том, что в организации существует проблема, но и знает источник этой проблемы. Это знание необходимо для успешного осуществления третьей фазы, а именно, - стадии, на которой предпринимаются действия, если это необходимо, для коррекции серьезных отклонений от первоначального плана. Одно из возможных действий – пересмотр целей, для того, чтобы они стали более реалистичными и соответствовали ситуации.

       Связующие процессы.

       Четыре  функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль  – имеют две общие характеристики: все они требуют принятия решений,  и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить  информацию для принятия правильного  решения и сделать это решение  понятным для других членов  организации. Из-за этого, а  также вследствие того, что эти  две характеристики связывают  все четыре управленческие функции,  обеспечивая их взаимозависимость,  коммуникации и принятие решений  часто называют связующими процессами.

Принятие решений. По сути, чтобы организация могла четко работать, руководитель должен сделать серию правильных выборов из нескольких альтернативных возможностей. Выбор одной из альтернатив – это решение. Следовательно, принятие решения – это выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. В самых общих чертах именно это составляет основное содержание деятельности руководителя. Основным требованием для принятия эффективного решения или даже для понимания истинных масштабов проблемы является наличие адекватной точной информации. Единственным способом получения такой информации является коммуникация.

Коммуникация. Коммуникация – это процесс обмена информацией, ее смысловым значением между двумя или более людьми. Поскольку организация представляют собой структурированный тип отношений между людьми, она в значительной степени зависит от качества коммуникаций для обеспечения эффективного функционирования. Очевидно, что если коммуникации между людьми не будут эффективными, люди не смогут договориться об общей цели, что составляет предпосылку существования организации как таковой. Информация в процессе коммуникации передается не только для того, чтобы могли приниматься здравые решения, но также, и, для, того, чтобы, они могли выполняться. Коммуникация также важна и в функции контроля. Руководители нуждаются в информации относительно того, что было выполнено, чтобы правильно оценить, были ли достигнуты цели организации.

 

1.2. Системный подход     

В Системном подходе акцент делается на то, что руководитель должен рассматривать организацию как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

       Изначальный  недостаток подходов различных  школ к управлению заключается  в том, что они сосредоточивают  внимание только на каком-то  одном важном элементе, а не  рассматривают эффективность управления  как результирующую, зависящую от  многих различных факторов. Применение  теории систем к управлению  облегчило для руководителей  задачу увидеть организацию в  единстве составляющих ее частей, которые неразрывно переплетаются  с внешним миром. Эта теория  также помогла интегрировать  вклады всех школ, которые в  разное время доминировали в  теории и практике управления.

Системные концепции

       Теория  систем была впервые применена  в точных науках и в технике.  Применение теории систем в  управлении в конце 50-х годов  явилось важнейшим вкладом школы  науки управления. Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Чтобы осознать, как системный подход помогает руководителю лучше понять организацию и более эффективно достичь целей, определим сначала, что такое система.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимосвязанных частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

       Все  организации являются системами.  Поскольку люди являются, в общем  смысле, компонентами организаций  (социальные компоненты), наряду  с техникой, которые вместе используются  для выполнения работы, они называются  социотехническими системами. Точно  так же, как и в биологическом  организме, в организации части  ее взаимосвязаны.

Открытые и  закрытые системы. Существуют два основных вида систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей системы. Часы – знакомый пример закрытой системы.

       Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы – это объекты обмена  с внешней средой проницаемые  границы системы. Такая система  не является само обеспечивающейся, она зависит от энергии, информации  и материалов, поступающей извне.  Кроме того, открытая система  имеет способность приспосабливаться  к изменениям во внешней среде  и должна делать это для  того, чтобы продолжить свое функционирование.

       Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами.  Выживание любой организации  зависит от внешнего мира.

Подсистемы. Крупные составляющие сложный систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами. Подсистемы могут, в свою очередь, состоять из более мелких подсистем. Поскольку все они взаимосвязаны, неправильное функционирование даже самой маленькой подсистемы может повлиять на систему в целом.

       Понимание  того, что организации представляют  собой сложные открытые системы,  состоящие из нескольких взаимозависимых  подсистем, помогает объяснить,  почему каждая из школ в  управлении оказалась практически  приемлемой лишь в ограниченных  пределах. Каждая школа стремилась  сосредоточить внимание на какой-то  одной подсистеме организации.  Бихевиористская школа в основном  занималась социальной подсистемой.  Школы научного управления и  науки управления – главным  образом, техническими подсистемами. Следовательно, они зачастую не  могли правильно определить все  основные компоненты организации.

       Сейчас  широко распространена точка  зрения, что, внешние силы могут  быть основными детерминантами  успеха организации, которые предопределяют  – какое из средств арсенала  управления может оказаться успешным.

Модель организации  как открытой системы. На входе организация получает от окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж и т.п.

 

1.3. Ситуационный  подход

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять  организацией. Самым эффективным  методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует  данной ситуации.

       Ситуационный  подход внес большой вклад  в теорию управления, используя  возможности прямого приложения  науки к конкретным ситуациям  и условиям. Центральным моментом  ситуационного подхода является  ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые сильно  влияют на организацию в данное  конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается  ситуация, ситуационный подход подчеркивает  значимость «ситуационного мышления».  Используя этот подход, руководители  могут лучше понять, какие приемы  будут в большей степени способствовать  достижению целей организации  в конкретной ситуации.

       Ситуационный  подход, разработанный в конце  60-х годов, не считает, что  концепция традиционной теории  управления, бихевиористской школы  и школы науки управления неверны.  Системный подход, с которым ситуационный  тесно связан, пытается интегрировать  различные частичные подходы.

Ситуационный  подход и процесс управления

       Как  и системный, ситуационный подход  не является простым набором  предписывающих руководств, это  скорее способ мышления об  организационных проблемах и  их решениях. В нем также сохранена  концепция управления, применимая  ко всем организациям. Но ситуационный  подход признает, что, хотя общий  процесс одинаков, специфические  приемы, которые должен использовать  руководитель для эффективного  достижения целей организации,  могут значительно варьировать.

       Ситуационный  подход пытается увязать конкретные  приемы и концепции с определенными  конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации  наиболее эффективно.

       Ситуационный  подход концентрируется на ситуационных  различиях между организациями  и внутри самих организаций.  Он пытается определить, каковы  значимые переменные ситуации  и как они влияют на эффективность  организации. Методологию ситуационного  подхода можно объяснить как  четырех шаговый процесс:

1. Руководитель должен  быть знаком со средствами  профессионального управления, которые  доказали свою эффективность.  Это подразумевает понимание  процесса управления, индивидуального  и группового поведения, системного  анализа, методов планирования  и контроля и количественных  методов принятия решений.

2. Каждая из управленческих  концепций и методик имеет  свои сильные и слабые стороны,  или сравнительные характеристики  в случае, когда они применяются  к конкретной ситуации. Руководитель  должен уметь предвидеть вероятные  последствия, - как положительные,  так и отрицательные, - от применения  данной методики или концепции.

3. Руководитель должен  уметь правильно интерпретировать  ситуацию. Необходимо правильно  определить, какие факторы являются  наиболее важными в данной  ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменение одной или нескольких  переменных.

4. Руководитель должен  уметь увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший  отрицательный эффект и таили  бы меньше всего недостатков,  с конкретными ситуациями, тем  самым обеспечивая достижение  целей организации самым эффективным  путем в условиях существующих  обстоятельств.

Ситуационные  переменные. Успех или неуспех ситуационного подхода в значительной степени зависит от третьего шага, определяющего переменные ситуации и их влияние. Если это не будет сделано правильно, нельзя будет полностью оценить сравнительные характеристики или приспособить метод к ситуации. Если можно проанализировать ситуацию, тогда не возникает необходимости прибегать к догадкам или методу “проб и ошибок” для определения наиболее подходящего решения организационных проблем. И хотя ситуационный метод еще не был полностью обоснован, недавние исследования указывают, что некоторые ситуационные переменные могут быть вычленены. Установление этих основных переменных, особенно, в области лидерства и поведения организационных структур, а также количественных оценок, явилось наиболее важным вкладом ситуационного похода в управление.

Информация о работе Развитие основных подходов к управлению организацией