Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 18:19, курсовая работа
Целью курсовой работы является разработка основных направлений повышения эффективности развития ОДО «МЕЧГЕНСТРОЙ».
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие внешней среды организации;
- изучить методы анализа внешней среды;
- проанализировать и оценить стратегическую среду ОДО «МЕЧГЕНСТРОЙ»;
- сформулировать основные направления повышения эффективности развития ОДО «МЕЧГЕНСТРОЙ».
Природная среда оказывает на предприятие минимальное воздействие, так как оно не занимается добывающей и ей подобной деятельностью.
Международная деятельность оказывает большое влияние на ОДО «Мечгенстрой», т.к. основные поставщики строительных материалов, которые реализует фирма, находятся за пределами Республики Беларусь, а следовательно изменение таможенных пошлин, политической и экономической обстановки в странах фирм-поставщиков имеет непосредственное влияние на эффективность деятельности предприятия.
Для оценки макроокружения ОДО «Мечгенстрой» проведем PEST-анализ (таблица 2.2).
Таблица 2.2 – Оценка макроокружения ОДО «Мечгенстрой»
Политика |
Экономика |
|
|
Социум |
Технология |
|
|
Источник: собственная разработка
Анализ показывает, что на предприятие очень сильное воздействие оказывает политические, экономические и технологические факторы. Однако, руководство фирмы внимательно следит за взаимодействием организации со средой, и это позволяет поддерживать потенциал организации на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым дает ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Рынок строительных и отделочных материалов с каждым годов растет, свою деятельность на нем осуществляют как крупные, так и мелкие предприятия, а также индивидуальные предприниматели. Крупные предприятия имеют, как правило, огромный ассортимент реализуемых товаров, мелкие предприятия наоборот, как правило, специализируются на реализации одного или нескольких видов материалов.
Далее, рассмотрим факторы, непосредственно влияющие на деятельность ОДО «Мечгенстрой», которое, осуществляя свою операционную работу, испытывает это прямое и непосредственное воздействие извне.
Главная цель предприятия, по мнению директора, получение максимальной прибыли. Для осуществления это цели предприятие стремится обеспечивать потребителей высококачественной продукцией. Долгосрочной целью предприятия является расширение деятельности компании, в частности закупка новых видов строительных материалов на условиях эксклюзивного представительства, или дистрибьюторства. Это позволит организации выйти на новый уровень обслуживания заказчиков, реализовывать продукцию по более выгодной цене, и иметь дополнительную прибыль в размере установленного процента по результатам реализации за определенный период, которые обычно предлагают фирмы-производители своим представителям или дистрибьюторам.
Среди основных конкурентов ОДО «Мечгенстрой» можно выделить следующие компании.
ООО «Аэротерм» (по товарной группе «гипсокартон» и «сухие строительные смеси»);
ООО «Горо-трейдинг» (по товарной группе «краски и грунтовки», «гипсокартон», «химия», «подвесные потолки»);
ООО «Апимикс» (по товарной группе «краски и грунтовки» и «пластиковые панели»).
Наиболее сильным конкурентом является ООО «Горо-трейдинг», т.к. проводит гибкую политику ценообразования, применяет систему скидок в зависимости от объема поставки, а также предлагает продукцию по каждой товарной группе нескольких производителей, предоставляя таким образом, выбор как по цене, качеству, так и по производителю.
Компания «Мечгенстрой» установила долгосрочные и дружеские связи с основными поставщиками материалов. Благодаря этому предприятие приобретает материалы по доступным ценам. На большинство материалов организации предоставляются скидки от 15 до 30%. Основные поставщики фирмы отражены в таблице 2.3 - Основные поставщики ОДО «Мечгенстрой».
Таблица 2.3 - Основные поставщики ОДО «Мечгенстрой»
Наименование поставщика |
Поставляемая продукция |
Доля от общего объема продаж, % |
ООО «Сен-Гобен Строительная Продукция Рус» (г.Москва) |
Подвесные потолки “Ecophon” |
4,9 |
ООО «Аркада» (г.Тула) |
Краски и грунтовки собственного производства |
11,8 |
ООО «Спектр-СПБ» (г.Санкт-Петербург» |
Краски и грунтовки “Diessner” |
12,3 |
ООО «Престиж» (г.Москва) |
Пластиковые панели |
10,5 |
ОАО «Профиль» (г.Владимир) |
Пластиковые панели |
8,6 |
ООО «Герметик-Центр» (г.Санкт-Петербург») |
Химия |
8,4 |
ООО «Мастерок» (Московская область, г. Воскресенск) |
Строительные смеси |
18,9 |
ООО «Таргет» (г.Москва) |
Строительные смеси “Ceresit” |
24,6 |
Источник: собственная разработка
По данным таблицы можно сделать вывод, что ОДО «Мечгенстрой» имеет постоянных поставщиков, пользуется значительными скидками, соответственно сотрудничество происходит на очень выгодных условиях для предприятия. ОДО «Мечгенстрой» всегда своевременно и в полном объеме производило оплату за продукцию. В свою очередь со стороны поставщиков выполняют заказы вовремя, но иногда все же бывают сбои в поставках. Но это в большей степени связано, с несовершенством работы отдела снабжения ОДО «Мечгенстрой», т.к. процесс закупок на предприятии не автоматизирован, и не позволяет четко отслеживать остатки, поступление и резерв товаров.
Что касается потребителей, то здесь можно сказать, что основными потребителями ОДО «Мечгенстрой» являются:
На основе экспертных оценок можно построить матрицу стратегического положения и оценки действий ОДО «Мечгенстрой», которая используется для оценки текущего и стратегического положения организации, а также отдельных областей ее деятельности. Факторы поделены на 4 группы и ранжируются по шкале от -6 до +6. Факторы оценки текущего и стратегического положения организации (в скобках дана экспертная оценка каждого фактора):
- факторы стабильности - ФС (-2);
- факторы производственного потенциала - ФПП (+5);
- факторы финансового потенциала - ФФП (-1);
- факторы конкурентных преимуществ - ФКП (+2).
Конкурентное преимущество можно приобрести за счет сокращения затрат, сроков поставки и высокого качества. Это может обеспечить только эффективная система управления материальными ресурсами.
Состояние и влияние стратегических элементов конкурентной микросреды ОДО «Мечгенстрой» можно оценить с помощью модели 5 сил конкуренции Портера. Анализ пяти сил конкуренции Портера применительно к ОДО «Мечгенстрой», проведенный на основе экспертных оценок, приведен в Приложении А.
Анализ приложения А показал, что угрозу вызывают такие стратегические элементы микросреды, как конкуренты среди существующих фирм и новые конкуренты. Опасность со стороны существующих фирм вызвана методами товарной политики, целями и намерениями конкурентов; со стороны новых конкурентов - уровнем себестоимости и степенью дифференциации продукции. Возможностями для ОДО «Мечгенстрой» являются взаимодействия с поставщиками и потребителями. Итоговая оценка влияния конкурентной микросреды на цели фирмы составила 0, что подтверждает проведенный выше SPAСE-анализ, выявивший балансирующие положение организации между агрессивным и конкурентным текущим и стратегическим положением.
В целом стратегическое положение ОДО «Мечгенстрой» довольно устойчивое, однако существуют некоторые проблемы, решение которых могло бы усилить конкурентное положение предприятия. На ОДО «Мечгенстрой» нет четко разработанной системы управления материальными ресурсами, а так же не уделяется должного внимания стимулированию покупателей и созданию системы оценки и выбора поставщиков.
3 НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОДО «МЕЧГЕНСТРОЙ»
Сущность стимулирования сбыта заключается в предложении потребителям дополнительного краткосрочного стимула, побуждающего их к активности. Consumer promotion основывается на предпосылке, что каждая торговая марка или услуга обладает установленными ожидаемыми ценой и ценностью; стимулирование же временно изменяет принятое соотношение между ними за счет увеличения ценности или снижения цены (либо того и другого одновременно). Таким образом, покупателю предлагается немедленная «приманка» для покупки товара в виде превышения воспринимаемой ценности над ценой. Именно это отличает стимулирование от других маркетинговых инструментов.
В качестве средств стимулирования оптовых покупателей ОДО «Мечгенстрой» можно предложить следующие:
- предоставление скидок с цены за объем (кумулятивные, некумулятивные скидки);
- предоставление
скидок за включение нового
товара в закупаемый
- скидка-сконто;
- предоставление
представительских материалов
- потребительские скидки (снижение цены производителя для снижения цен во всей цепочке посредников).
Кроме вышеназванных скидок целесообразно использовать следующие виды скидок: 1) сезонную скидку (1.5%) для снижения остатка готовой продукции на складах; 2) для крупных торговцев (2-3%); 3) при квартальной выборке.
На ОДО «Мечгенстрой» предлагается использовать следующую систему скидок (таблица 3.1- Система скидок ОДО «Мечгенстрой»).
В зимний период замедление темпов реализации строительных материалов составило: в декабре - 10%, в январе - 25%, в феврале - 25%, в отдельных случаях - до 50%. Поэтому необходимо использовать скидку на сезонную распродажу. В результате применения скидки объемы реализации возрастут до прежнего уровня. В среднем можно предоставлять сезонную скидку не более 1.5%.
Таблица 3.1 - Система скидок ОДО «Мечгенстрой»
Вид скидки |
% | |
Скидка за освоение нового региона |
3 | |
Скидка за количество при ежемесячной выборке: |
||
более 1 000 ед. продукции; |
3 | |
от 500 до 1000 ед. продукции; |
2 | |
от 100 до 500 ед. продукции; |
1 | |
менее 100 ед. продукции |
0 | |
Сезонная скидка за покупку строительных материалов: |
1,5 | |
Скидка за условия платежа: |
||
а) при рассрочке платежа: |
60 дней |
5,25 |
30 дней |
7,25 | |
б) при предоплате |
-30 дней |
11,25 |
Скидка для крупных предприятий |
3 |
Источник: собственная разработка