Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и изучить антимонопольное законодательство.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть понятие монополии;
2. Описать этапы создания Белорусского конкурентного законодательства;
3. Рассмотреть систему антимонопольных органов Республики Беларусь.
Введение. 3
Теоретическая часть. 5
1 Антимонопольная политика Республики Беларусь 5
1.1 Монополия: сущность, виды 5
1.2 Роль государства в регулировании рыночной экономики, этапы создания белорусского конкурентного законодательства 9
1.3 Система антимонопольных органов, их задачи и цели 15
Практическая часть 21
2 Расчет основных технико-экономических показателей участка (цеха) 21
2.1 Технико-экономическая характеристика проекта 21
2.2 Исходные данные 21
2.3 Расчет параметров поточной линии 24
2.4 Расчет численности работающих 25
2.5 Расчет площади участка (цеха) 26
2.6 Расчет стоимости основных фондов и суммы амортизационных отчислений 26
2.7 Расчет заработной платы работающих 27
2.8 Расчет общепроизводственных расходов 29
2.9 Определение себестоимости и отпускной цены 30
2.10 Основные технико-экономические показатели участка (цеха) 31
Заключение 32
Список литературы 33
Введение. 3
Теоретическая часть. 5
1
Антимонопольная политика
1.1 Монополия: сущность, виды 5
1.2 Роль государства в регулировании рыночной экономики, этапы создания белорусского конкурентного законодательства 9
1.3 Система антимонопольных органов, их задачи и цели 15
Практическая часть 21
2 Расчет основных технико-экономических показателей участка (цеха) 21
2.1 Технико-экономическая
2.2 Исходные данные 21
2.3 Расчет параметров поточной линии 24
2.4 Расчет численности работающих 25
2.5 Расчет площади участка (цеха) 26
2.6 Расчет стоимости основных фондов и суммы амортизационных отчислений 26
2.7 Расчет заработной платы работающих 27
2.8 Расчет общепроизводственных расходов 29
2.9 Определение себестоимости и отпускной цены 30
2.10 Основные технико-экономические показатели участка (цеха) 31
Заключение 32
Список литературы 33
Введение
Проблема взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов является однойиз наиболее сложных в экономике. Государство выполняет важнейшие функции вхозяйственной системе.В Беларуси, как и во многих странах СНГ, первый основополагающий антимонопольный закон был принят практически через 100 лет после принятия первого антимонопольного закона в США – Закона Шермана. Таким образом, формирование конкурентной среды и антимонопольной политики в Беларуси, проходит при непосредственном сотрудничестве с промышленно развитыми странами.
В конце XX столетия наша страна вступила на путь перехода от плановой системыэкономики к рыночной, неотъемлемой частью которой является конкуренция какнеобходимое условие развития предпринимательской деятельности. Сегодня мыпонимаем, что чем ожесточеннее конкуренция на внутреннем рынке, тем лучшенациональные фирмы оказываются подготовленными к борьбе за рынки за рубежом,и тем в более выгодном положении оказываются потребители на внутреннем рынкеи по уровню цен, и по качеству продукции. Ведь конкурентоспособная продукциядолжна иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодноотличалась от сходной продукции конкурентов. Именно конкуренция превращаетэкономическую систему страны в саморегулирующийся аппарат, недаром Адам Смитназвал ее «невидимой рукой рынка».Но здоровая конкуренция невозможна, если монополизм не будет урегулирован.Проблемы совершенствования конкуренции на рынке, повышенияконкурентоспособности товаров, борьба с монополизмом являютсякрайне актуальными в современной Беларуси.
Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и изучить антимонопольное законодательство.
Объект исследования –антимонопольная политика.
Предмет исследования – антимонопольная политика республики Беларусь.
Задачи данной работы:
В развитие принятых законов в государствах активно разрабатываются подзаконные акты, регулирующие конкретные аспекты деятельности антимонопольных органов, механизмы контроля, методические рекомендации по отдельным положениям антимонопольного законодательства, определяется порядок и режим осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности. В настоящий момент необходимо обратить внимание на то, чтобы принимаемые документы были направлены на углубление достигнутых договоренностей, а не на расширение договорно-правовой базы.
Проведение государственной антимонопольной политики и формирование конкурентной среды относится к важнейшим факторам перехода к рынку. Для государств Содружества этот фактор особенно актуален, так как монополизация сегментов народного хозяйства в советское время носило гипертрофированный характер. В настоящее время взаимодействие стран СНГ в области конкурентной политики является одним из важнейших направлений их интеграционной деятельности.
При написании данной работы использовалась литература как зарубежных, так и отечественных авторов, а также бескрайние просторы интернета. В таких источниках как Экономикс Макконнелла и Брю, Санько Г.Г. «Монополия и конкуренция» наиболее глубоко освещена изучаемая тема. В текст данной работы также включены статьи периодических изданий национальной прессы.
1 Антимонопольная политика Республики Беларусь
1.1 Монополия: понятие, сущность, виды.
На современном рынке часто встречается ситуация, когда одна фирма полностью контролирует предложение одного товара, поскольку для покупателя не существует более или менее близкого, взаимозаменяемого с ним товара.
Монополия –(от греч. mono – один, poleo – продаю) фирма (а также ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов. Обращаясь к монополии как к виду экономической структуры рынка, ее следует рассматривать как определенный тип экономических отношений, который дает возможность одному из участников этих отношений диктовать свои условия на рынке определенного товара.Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.
Монополия –это внутригосударственная или международная (надгосударственная) организация, в силу своего доминантного положения способная нанести вред государству, а также другим организациям.
Как экономическое явление монополии были известны давно. Они существовали и в древнем мире, и при феодализме, причем выражали обладание каким-либо исключительным экономическим преимуществом в данной системе хозяйствования. Но в те времена они были не типичным явлением, а просто исключением. С конца XIX столетия они получили широкое распространение. С появлением монополий конкурентная борьба ведется между монополиями и аутсайдерами (предприятиями, не входящими в монополистические объединения), а также внутри монополий.
Монополия представляет собой сложное, многоплановое явление, поэтому при ее определении целесообразно применять комплексный подход. Как правило, используется троякое определение монополии, а именно монополия определяется как:
Сущность монополий
В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.
Можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:
По мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:
Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей.
Уровень концентрации производства
неизбежно ведёт к
Если капиталистические монополии возникли «снизу», из среды конкурирующих товаропроизводителей, то социалистические монополии создавались «сверху», государством. Второе отличие состоит в том, что в условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятие с лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производство определённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям.
Следующая отличительная особенность состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и подавляющего вида произведенных продуктов не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналогов зарубежных фирм.
Отличительной чертой выступает реакция экономики, да и государства на возникновение и развитие монополизма. Рыночная экономика фактически отвергла монополию. Опасность монополизации экономики была намечена давно. Но только мировые кризисные потрясения 20 – 30-х гг. XX-ого столетия показали разрушительные последствия деятельности монополий. Страны рыночной экономики, пережив экономическое и политическое потрясение, используя закономерности развития рынка, государственное регулирование, сумели переломить монополистические тенденции, твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных структур в экономике к конкурентным.
Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных:
Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе – особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.
Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.
Информация о работе Расчет основных технико-экономических показателей участка