Расчет основных технико-экономических показателей участка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть понятие монополии и изучить антимонопольное законодательство.
Задачи данной работы:
1. Рассмотреть понятие монополии;
2. Описать этапы создания Белорусского конкурентного законодательства;
3. Рассмотреть систему антимонопольных органов Республики Беларусь.

Содержание

Введение. 3
Теоретическая часть. 5
1 Антимонопольная политика Республики Беларусь 5
1.1 Монополия: сущность, виды 5
1.2 Роль государства в регулировании рыночной экономики, этапы создания белорусского конкурентного законодательства 9
1.3 Система антимонопольных органов, их задачи и цели 15
Практическая часть 21
2 Расчет основных технико-экономических показателей участка (цеха) 21
2.1 Технико-экономическая характеристика проекта 21
2.2 Исходные данные 21
2.3 Расчет параметров поточной линии 24
2.4 Расчет численности работающих 25
2.5 Расчет площади участка (цеха) 26
2.6 Расчет стоимости основных фондов и суммы амортизационных отчислений 26
2.7 Расчет заработной платы работающих 27
2.8 Расчет общепроизводственных расходов 29
2.9 Определение себестоимости и отпускной цены 30
2.10 Основные технико-экономические показатели участка (цеха) 31
Заключение 32
Список литературы 33

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovoy_Po_Ekonomike.docx

— 115.19 Кб (Скачать файл)

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

 

1.2 Роль государства в регулировании рыночной экономики, этапы создания белорусского конкурентного законодательства.

 

 

Рыночная экономика – сложный и постоянно развивающийся механизм, представляющий саморегулирующуюся и саморазвивающуюся систему. В условиях рынка множество потребителей самостоятельно решает, что, когда и сколько покупать. Производители также самостоятельно решают, какую продукцию, когда и сколько производить. И потребители, и производители руководствуются лишь собственными частными интересами. Но, преследуя свои частные интересы, они тем самым объективно удовлетворяют потребности всего общества.

Рыночный механизм выполняет  определяющую роль в установлении равновесия в экономике, в поступательном ее развитии. Однако по мере дальнейшего  развития рыночной системы хозяйства  все ощутимее проявляются и определенные недостатки этой системы. Ры-нок не гарантирует реализацию социально-экономического права человека на достойное существование независимо от форм и результатов экономической деятельности. То, что справедливо с рыночной точки зрения, не всегда приемлемо с позиции социальной. Общество понимает необходимость поддержки престарелых, многодетных, одиноких матерей, инвалидов. Понятно, что решить проблему перераспределения только через рынок, путем регулирования цен невозможно, для этого нужны коллективные усилия общества, которые организует правительство.

Рыночный механизм не может  самостоятельно обеспечить производство общественных товаров, которые существуют для всех, в том числе и для неимущих. Речь идет о товарах и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества. Это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, энергетическая система и т.д. Особенность общественных товаров состоит в том, что достаются они всем потребителям в основном поровну и часто потребляются коллективно.

Рынок не способствует сохранению невоспроизводственных ресурсов, не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству, например рыбных богатств океана. В условиях рыночных отношений не решается проблема воспроизводства рабочей силы.

С помощью только рыночного  механизма невозможны глубокие структурные  изменения производства, стратегические прорывы в области науки и техники, организация денежного обращения, решения региональных и межгосударственных проблем.

Из вышеизложенного следует, что рыночной экономике присущи  несовершенства рыночного механизма, для устранения которых необходимо активное вмешательство государства в экономические процессы.

Государственное вмешательство  в экономику может быть оправдано  с экономических позиций в силу несостоятельности, несовершенства рынка. «Провалы» рынка наблюдаются при решении проблем конкуренции, которые являются ключевыми для эффективного распределения ограниченных ресурсов. Меры, запрещающие монополию, активная поддержка малого и среднего бизнеса, сохранение высокой степени конкуренции должны носить регулярный и эффективный характер.

Без государственного вмешательства  невозможно и развитие самой рыночной системы. Именно поэтому государство берет на себя ведущую роль в регулировании рыночного хозяйства.Мировая практика показала, что нет, и не может быть эффективной рыночной экономики без активной регулирующей роли государства.

Государство вовлекается  в рыночную экономику с целью  поддержания экономической стабильности, макроэкономического равновесия, сглаживания циклических спадов и подъемов в развитии экономики. Прежде всего государство способствует эффективной хозяйственной деятельности всех предпринимателей. Для этого оно повышает эффективность рыночного механизма. Кроме того, государство берет на себя обеспечение -правовой основы и социального климата, содействующих эффективному функционированию рыночной экономики.

Вмешательство государства  в воспроизводственный процесс  было характерно на всех этапах развития рыночной экономики. На более ранних этапах оно было минимальным и  сводилось к обеспечению: финансового  контроля за выявлением и учетом государственных доходов, расходованием бюджетных средств; охраны правопорядка и занятости; нормативных отношений с другими государствами; организации национальной обороны. 

Однако по мере развития рынка появляется свойственная ему  тенденция к монополизации. Ничем не ограниченное рыночное распределение приводит к резкой дифференциации доходов, к росту безработицы. Происходящие процессы не устраивают большинство населения и чреваты серьезными социальными конфликтами. Постепенно приходит осознание того, что надежда только на рыночную самонастройку может поставить под вопрос само существование экономической системы. Поэтому сегодня государство является необходимым и весомым субъектом любой экономики. Значительная роль отводится государству даже в тех странах, которые традиционно ориентируются на свободный рынок.

Вместе с тем нельзя преувеличивать и возможности современного государства, не признавая роль рыночной саморегуляции и стимулирования. Разумный синтез государственного регулирования и механизма рынка позволяет решать основные социально-экономические проблемы современного общества. Если государство пытается делать больше, чем ему отведено рыночной экономикой, то происходят губительные деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Тогда становится необходимым избавление экономики от чрезмерной государственной активности, проведение разгосударствления. Масштабы вмешательства в экономику зависят от многих факторов как экономического порядка (уровень экономического развития, уровень экономической активности), так и национальной специфики (традиционная роль государства в обществе, социальный менталитет). Точно определить приемлемость того или другого невозможно. С уверенностью можно сказать, что вмешательство государства в рыночное хозяйство должно быть экономически оправданным и допустимым в таких масштабах, которые способствуют повышению экономической эффективности. 

В современном мире экономическая  роль государства неуклонно возрастает. Этот процесс находит отражение  в количественном росте государственных  расходов и в значительном расширении прямого регулирования экономической жизни. Общие государственные расходы составляют сейчас значительную часть валового внутреннего продукта.Основными статьями расходов являются расходы на оборону, образование и здравоохранение. Увеличение коллективных расходов – это лишь одна сторона дела. Помимо участия в распределении национального продукта государство действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор. В более традиционном для нас понимании он представляет собой, прежде всего совокупность государственных предприятий, продукция которых идет опять же на коллективное государственное потребление. Работники государственного сектора ныне составляют заметную часть занятых. Однако следует иметь в виду, что «разбухание» государственного сектора таит в себе опасность подмены рыночного механизма государственным администрированием, регулированием и ростом бюрократического аппарата. Большой проблемой является и эффективное функционирование государственного сектора, так как здесь возникают тенденции к снижению эффективности, качества и т.п. Это связано, с одной стороны, с меньшим давлением на государственные предприятия рыночных сил, а с другой - с поддержкой их государством. Существующая ныне система государственного регулирования экономики в условиях долгой эволюции и представляет собой совокупность функций, методов и форм.

Антимонопольное законодательство Республики Беларусь состоит из:

  1. Конституция Республики Беларусь. Конституция Республики Беларусь от 15.03.1994 г. № 2875-XII (ст. 13);
  2. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 20.12.2006 г. № 194-З(Департамент ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь - ст. 3.14; суд - ст. 3.2; органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь - ст. 3.7; лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях - ст. 3.30);
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003 г. № 194-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 11.24; ограничение конкуренции - ст. 11.25; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 11.26);
  4. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999 г. № 275-З (нарушение антимонопольного законодательства - ст. 244; установление или поддержание монопольных цен - ст. 245; ограничение конкуренции - ст. 247; незаконное использование деловой репутации конкурента - ст. 248);
  5. Гражданский кодекс Республики Беларусь. Кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 г. № 218-З (недопущение недобросовестной конкуренции - ст. 1029; ответственность за осуществление недобросовестной конкуренции - ст. 1030; возмещение убытков - ст. 14);
  6. О естественных монополиях. Закон Республики Беларусь от 16.12.2002 г. № 162-З;
  7. О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции. Закон Республики Беларусь от 10.12.1992 г. № 2034-XІІ;
  8. О некоторых мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования и развитию конкуренции. Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2009 г. № 499;
  9. Отдельные вопросы Министерства экономики Республики Беларусь. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2006 г. № 967;
  10. Об утверждении Инструкции о порядке проведения административной процедуры «Выдача документа о согласии на совершение сделки с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов юридических лиц» и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления по вопросам антимонопольного регулирования. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 30.11.2009 г. № 188;
  11. О составлении протоколов об административных правонарушениях и рассмотрении дел об административных правонарушениях должностными лицами Министерства экономики Республики Беларусь. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 9 февраля 2011 г. № 17 «О наделении должностных лиц органов Министерства экономики Республики Беларусь полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению»;
  12. Об утверждении Инструкции о рассмотрении заявлений (обращений) о нарушении антимонопольного законодательства в части осуществления недобросовестной конкуренции. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 61;
  13. Об утверждении Инструкции о применении мер, направленных на устранение нарушений антимонопольного законодательства. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.04.2006 г. № 60;
  14. Об утверждении Инструкции о порядке рассмотрения запросов (заявлений) об установлении соответствия положений соглашений, ограничивающих конкуренцию, антимонопольному законодательству. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.04.2006 г. № 57;
  15. Об утверждении Положения о Государственном реестре субъектов естественных монополий и внесении изменений в постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 7 июля 2000 г. № 13. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.04.2003 г. № 98;
  16. О делегировании функций регулирования деятельности субъектов естественных монополий областным (Минскому городскому) исполнительным комитетам. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 29.01.2003 г. № 38;
  17. Об утверждении Инструкции по определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов на товарных рынках Республики Беларусь. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 17.10.2002 г. № 229;
  18. Об утверждении Положения о порядке согласования условий преобразования государственных, государственных унитарных, относящихся к республиканской собственности, и арендных предприятий, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в открытые акционерные общества. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 25.07.2002 г. № 161;
  19. Об утверждении Инструкции по организации и проведению проверок по соблюдению антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, доминирующими на товарных рынках. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 31.07.2000 г. № 14;
  20. Об утверждении Положения о Государственном реестре хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 07.07.2000 г. № 13;
  21. Об утверждении Инструкции по выявлению и пресечению антиконкурентных соглашений (согласованных действий) о ценах. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 9;
  22. Об утверждении Инструкции по выявлению монопольных цен. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 28.04.2000 г. № 10;
  23. Об утверждении Инструкции по реорганизации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь. Постановление Министерства предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь от 27.03.2000 г. № 5;
  24. Договор о проведении согласованной антимонопольной политики. Договор от 25.01.2000 г.;
  25. О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля. Указ Президента Республики Беларусь от 27.02.2012 № 114.

Правовая база антимонопольного контроля и регулирования, регламентирует следующие основополагающие вопросы:

    1. Определение доминирующего по<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-

Информация о работе Расчет основных технико-экономических показателей участка