Резервы и пути снижения себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Августа 2013 в 09:47, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы: рассмотрение сущности себестоимости продукции и разработка направлений ее снижения на конкретном предприятии.
Задачи:
1. рассмотреть сущность себестоимости услуг, включаемые в ее состав затраты, и их классификацию;
2. провести анализ себестоимости услуг предприятия;
3. разработать и обосновать конкретные рекомендации, направленные на снижение себестоимости услуг на предприятии.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции……………………5
1.1. Сущность себестоимости продукции и значение ее снижения…………...5
1.2. Состав и классификация затрат на производство и реализацию
продукции……………………………………………………………………..7
1.3 Формирование системы управления затратами на предприятии…….…..11
2. Анализ снижения себестоимости продукции ИАЗ…………………….….….14
2.1 Краткая характеристика деятельности ИАЗ ..………………..…...………14
2 2Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и
калькуляционным статьям…………………………………...…………….17
2.3 Анализ затрат на рубль товарной продукции……………………………...21
3. Пути снижения себестоимости ИАЗ ………………………………...…...…….24
3.1 Резервы снижения себестоимости продукции ИАЗ ...……………………..24
3.2 Факторы снижения себестоимости ИАЗ и их реализация…………………27
Заключение…..……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы……………………………………………...33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономики предприятия.docx

— 79.70 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

1.3 Формирование  системы управления затратами  на предприятии 
Выполнение функции управления затратами и в полном объеме по всем элементам составляет цикл управления управляющей подсистемой (субъект управления) по отношению к управляемой подсистеме (объекту управления). 
Планирование и прогнозирование присутствуют на стадии долгосрочного планирования и на стадии краткосрочного планирования. Задачами долгосрочного планирования являются подготовка информации об ожидаемых затратах при освоении новых рынков сбыта, организация разработки и выпуска новой продукции, увеличение мощностей предприятия. 
Организация является важнейшим элементом эффективного управления затратами, устанавливает, каким образом на предприятии осуществляется управление затратами, т. е. в какие сроки, с использованием какой информации и документов, какими способами. Разрабатывается иерархическая система линейных и функциональных связей руководителей и специалистов, связанных с управлением затратами, которая должна быть совместима с организационно-производственной структурой предприятия. 
Координация и регулирование — это сравнение фактических затрат с запланированным уровнем, управление отклонениями, принятие оперативных мер по ликвидации расхождения. После выяснения причин разрабатываются меры по приведению фактических затрат в соответствие с запланированным уровнем. Если выясняется, Что изменились условия выполнения плана, то запланированные затраты корректируются. Своевременные координация и регулирование затрат позволяют избегать серьезного срыва в получении запланированного экономического результата деятельности. 
Активизации и стимулирование — это изыскание способов воздействия на участников производства, которые побуждали бы выполнять установленные планом затраты и находить возможности их снижения. Мотивация необходима как материальная, так и моральная. Нельзя стимулирование соблюдения экономии затрат заменять наказанием при их перерасходе. В этом случае работники основные усилия будут прикладывать на оспаривание величины планируемых затрат и получение их более высокого (планируемого) уровня. 
Учет как элемент управления затратами необходим при подготовке информации для принятия оптимальных хозяйственных решений. Производственный учет составляет систему управленческого учета, по данным которого осуществляется контроль за затратами и принимаются решения об их целесообразности. 
Анализ затрат является элементом функций контроля в системе управления затратами. Анализ позволяет оценить эффективность использования всех ресурсов, выявить резервы снижения затрат на производство, подготовить плановые материалы для принятия рациональных управленческих решений в области затрат. 
Функция контроля (мониторинга) в системе управления затратами обеспечивает обратную связь для сравнения запланированных и фактических затрат. Эффективность контроля связана с корректирующими управленческими действиями, они направлены на приведение фактических затрат в соответствие с запланированными или на уточнение планов, если они не могут быть выполнены по причинам изменяющихся производственных условий. 
       Система управления затратами на предприятии должна содержать следующие принципиальные блоки: 
1) СVР-анализ в широком смысле слова состоит из комплексного анализа интенсификации производства и ситуационного анализа, включаяследующие этапы: 
а) проведение нормативного анализа — выделение отдельно по каждой классификации затрат (плановых и фактических показателей, их отклонений); 
б) классификация по генераторам затрат — четкое разграничение затрат по следующим категориям: затраты по снабжению, затраты на производство, сбытовые и накладные (периодические) расходы; 
в) классификация затрат по степени их влияния на увеличение стоимости продукции; 
г) отнесение косвенных расходов на себестоимость того или иного вида продукции и рациональный выбор распределения косвенных расходов по видам деятельности и производимой продукции по каждой стадии; 
2) анализ по центрам ответственности. Классификация затрат осуществляется по степени их отнесения к тому или иному центру ответственности. Сюда включаются проведение нормативного анализа — выделение отдельно (по каждому центру ответственности) плановых и фактических показателей, их отклонений; 
3) принятие специальных управленческих решений. Необходима информация по релевантным затратам; 
4) увязка стратегических и тактических целей политики в области управления затратами. Необходима информация о долгосрочной динамике спроса, времени получения эффекта, по мероприятиям в области управления затратами; 
5) методы реализации продукции. Необходима информация по ставке привлечения средств на рынке капитала, количественная и качественная информация по выгодам и издержкам от сохранения (изменения) текущего уровня остатков по данной стадии финансового цикла; 
6) налоговое планирование в сфере затрат. Необходима информация в области налогового законодательства: налоговые базы, налоговые ставки, льготы. 
При создании системы управления затратами важен вопрос оценки эффективности ее функционирования. Эффект от функционирования системы рекомендуем определять по следующим источникам: уменьшение размера плановых затрат на производство (против рассчитанных традиционным путем) с учетом всех факторов их снижения, предложенных в системе; снижение затрат за счет принятия наиболее рационального решения при возникновении сбойной ситуации; улучшение качества функционирования смежных систем управления в целом на основе регулирующих или информационных воздействий системы управления. 

2.Анализ снижения себестоимости продукции  на предприятии

2.1 Краткая характеристика  деятельности предприятия

В 1932 году в соответствии с приказом Народного комиссариата тяжелой промышленности  № 181 28/III-1932 г. началось  строительство авиационного завода № 125 вблизи Иркутска. В феврале 1935 года поднялся в небо первый иркутский  самолет – истребитель И-14, сконструированный  в КБ А. Н. Туполева бригадой П. О. Сухого. Осенью 1941 г. на территорию завода № 125 был переведен завод № 39 им. Менжинского  из Москвы, который объединился с  заводом № 125. С 19 декабря 1941г. объединенное предприятие получило название «Завод № 39 имени И. В. Сталина». Иркутские  авиастроители работали практически  со всеми ведущими конструкторскими бюро страны. Со стапелей ИАЗ сходили  самолеты СБ (скоростной бомбардировщик КБ А. Н. Туполева), Пе-2 и Пе-3 (КБ В. М. Петлякова), Ер-2 (КБ В. Г. Ермолаева), Ил-4, Ту-2, Ту-14, Ил-28, Ан-12, Як-28, Ан-24Т, МиГ-23УБ, МиГ-27, Су-27УБ, Су-30.

Всего на ИАЗ построено  в общей сложности более 6 500 самолетов 20 типов и их модификаций, которые  были  поставлены  заказчикам в 35 стран мира. После акционирования и регистрации в октябре 1992 г. государственное предприятие «Иркутское авиационное производственное объединение» было преобразовано в открытое акционерное  общество «Иркутское авиационное производственное объединение» (ОАО «ИАПО»), а в 2002 году ОАО «ИАПО» переименовано в  ОАО «Научно-производственная корпорация «Иркут». Иркутский авиационный  завод стал  филиалом корпорации «Иркут».

        В настоящее время ОАО «Корпорация «Иркут» - это многопрофильная компания, специализирующаяся на производстве авиационной техники военного и гражданского назначения и поддержке ее эксплуатации на протяжении всего жизненного цикла. Управляет компанией корпоративный центр, расположенный в Москве. Производство авиационной техники осуществляет Иркутский авиационный завод (ИАЗ).

В основу деятельности предприятия  положен принцип широкой международной  кооперации и использования передовых  технологий и управленческих решений.

Успешное выполнение контрактов на поставку для ВВС Китая, Вьетнама, Индии самолетов Су-27УБ и Су-30МК открыло перед ИАЗ широкие  перспективы на международном уровне. Рынок высокотехнологичной продукции  заинтересовался маркой «Сделано в  Иркутске» - как истребителями, так  и гражданской авиацией: самолетом-амфибией Бе-200, автожиром А-002, что обеспечило завод заказами на долгосрочную перспективу  до 2015 г.

На сегодняшний день география  поставок продукции ИАЗ это Индия, Малайзия, Алжир, Франция, Германия и Россия.

Высокий уровень квалификации сотрудников, современная научно-производственная база обеспечивают высокое качество продукции, выпускаемой Иркутским  авиационным заводом. В 1997 г. Иркутское  производственное объединение, первое среди российских предприятий авиационной  промышленности, получило сертификат на соответствие системы качества международным  стандартам ISO 9002.

 Таким образом, Иркутский авиационный завод – филиал ОАО «Корпорация «Иркут» является не только поставщиком продукции высокого уровня, но и равноправным партнером  ведущих зарубежных компаний при создании  самолетов.

Сумма уже подписанных  контрактов, которые предстоит выполнить  иркутянам, составляет более пяти миллиардов долларов.

Численность работников  предприятия составляет более 11 тысяч  человек. Большинство из них регулярно  повышают свой профессиональный уровень. Инженерно-технические работники  получают за счет завода второе высшее образование в вузах Иркутска, проходят стажировку в ведущих компаниях Западной Европы. Рабочие повышают квалификацию в собственном заводском учебно-производственном центре, на заводах компании Airbus  во Франции и в Германии. На подготовку и повышение квалификации специалистов в 2006 году было израсходовано 42,5 млн. рублей.

ИАЗ содержит объекты социальной сферы: пансионат «Радон» в Ниловой  Пустыни, базу  отдыха «Чайка» и  детский спортивный лагерь на Байкале, детский оздоровительный лагерь «Ласточка». Ежегодно более 1600 работников завода  и 1400  детей заводчан отдыхают в санаториях, на базах отдыха и  в оздоровительных лагерях, принадлежащих  ИАЗ. Заводчане и их дети пользуются услугами  Дворца культуры имени  Юрия Гагарина, занимаются спортом  в спортивно-оздоровительном центре «Зенит» -  дочерних компаниях корпорации «Иркут».

Объем социального пакета на одного работающего в 2007 году составил около 18 тысяч рублей. Иркутский  авиационный завод традиционно  защищает интересы своих работников. Руководство завода  приняло решение  сформировать программу строительства  жилья на льготных условиях. На основании  этой программы был принят план жилищного  строительства на 2005 - 2009 годы. Заводчане  приобретают квартиры в кредит. Первоначально  работник ИАЗ вносит 30% стоимости  квартиры, а затем в течение 7 лет  выплачивает остальную сумму.

В начале августа 2007 года на Иркутском авиационном заводе провело  выездное заседание правление ОАО  «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАО «ОАК»).

 

 

2.2. Анализ себестоимости продукции по элементам затрат и калькуляционным статьям.

Анализ затрат по элементам. Группировка затрат по элементам является единой и обязательной и определяется Положением о составе затрат. Группировка по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов в общей сумме расходов. При этом по элементам материальных затрат отражаются только покупные материалы, изделия, топливо и энергию. Оплата труда и отчисления на социальные нужды отражаются только применительно к персоналу основной деятельности.

Группировка расходов по элементам  позволяет осуществлять контроль за формированием, структурой и динамикой  затрат по видам, характеризующим их экономическое содержание. Это необходимо для изучения соотношения живого и прошлого (овеществленного) труда, нормирования и анализа производственных запасов, исчисления частных показателей  оборачиваемости отдельных видов  нормируемых оборотных средств, а также для других расчетов отраслевого, национального и народнохозяйственного  уровня (в частности, для исчисления величины создаваемого в промышленности национального дохода).

Рассчитанные поэлементно  затраты всех материальных и топливно-энергетических ресурсов используются для определения  планового уровня материальных затрат и оценки его соблюдения. Анализ поэлементного состава и структуры  затрат на производство дает возможность  наметить главные направления поиска резервов в зависимости от уровня материалоемкости, трудоемкости и фондоемкости производства.Из таблицы 1.1 (см. следующую  страницу) видно, что основная доля расходов приходится на материальные затраты и затраты по оплате труда, следовательно этим элементам необходимо уделить особое внимание при выявлении  резервов снижения себестоимости.

В отчетном периоде доли материальных затрат и затрат на оплату труда возросли по сравнению с  прошлым годом, но оказались ниже запланированных на 0.9% и 0.4% соответственно. Доля элемента "Прочие затраты" по сравнению с планом возросла на 1.8% в основном из-за снижения расходов по остальным элементам.                                                                                           Таблица 1.1 Анализ затрат по элементам.

Элементы затрат

За прошлый год

По плану на отчетный год

Фактически за отчетный год

Изменение фактических удел. весов по сравнению

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

сумма, тыс.руб.

удел. вес, %

с прошлым годом, % (гр.6-гр.2)

с планом, % (гр.6-гр.4)

 

1

2

3

4

5

6

7

8

                 

Материальные затраты

57527

29,6%

66258

31,3%

60753

30,4%

+0,8%

-0,9%

Затраты на оплату труда

49484

25,5%

59627

28,2%

55457

27,8%

+2,3%

-0,4%

Отчисления на социальные нужды

22602

11,6%

22599

10,7%

20335

10,2%

-1,5%

-0,5%

Амортизация основных фондов

19741

10,2%

18252

8,6%

17175

8,6%

-1,6%

-0,0%

Прочие затраты

44957

23,1%

44949

21,2%

46096

23,1%

-0,1%

+1,8%

Итого:

194311

100%

211685

100%

199816

100%

   

Анализ себестоимости  продукции по калькуляционным статьям.  

Типовая группировка затрат по статьям калькуляции установлена  Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости  продукции на промышленных предприятиях. Постатейное отражение затрат в  плане, учете, отчетности и анализе  раскрывает их целевое назначение и  связь с технологическим процессом. Эта группировка используется для  определения затрат по отдельным видам вырабатываемой продукции и месту возникновения расходов (цехам, участкам, бригадам).

Часть калькуляционных статей – в основном одноэлементные, т. е. однородные по своему экономическому содержанию, расходы. К ним относятся  сырье и материалы, покупные комплектующие  изделия и полуфабрикаты, топливо  и энергия на технологические  цели, основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальное страхование. При их анализе  нельзя ограничиться лишь показателями в целом по предприятию, так как  при этом нивелируются результаты, достигнутые при выпуске отдельных  изделий. Поэтому расчеты влияния  отдельных факторов на общую величину затрат по этим статьям в последствии  детализируются по отдельным изделиям, видам расходуемых материалов, системам и формам оплаты труда производственных рабочих на основе данных отчетных калькуляций.

Остальные статьи себестоимости  являются комплексными и объединяют несколько экономических элементов. Так, статья "Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования" включает затраты материалов, энергии, топлива, расходы на оплату труда, амортизацию  основных фондов. Комплексный характер носят и такие статьи себестоимости, как расходы на подготовку и освоение производства, цеховые, общезаводские (общехозяйственные) и прочие производственные расходы. Эти затраты обусловлены  прежде всего общим объемом и  организационно-техническим уровнем  производства и анализируются, как  правило, в целом по предприятию (объединению) или отдельным его  подразделениям.

Анализ выполнения плана  в постатейном разрезе начинается с сопоставления фактических  затрат с плановыми, пересчитанными на фактический выпуск и ассортимент. Тем самым выявленные отклонения раскрывают изменения затрат независимо от структурных и ассортиментных сдвигов в выпуске продукции ( таблица 1.2).

 

                                                                                                            Таблица 1.2                                                                                                                                              

Информация о работе Резервы и пути снижения себестоимость продукции