Рентабельность производства продукции, пути ее роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 13:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы — анализ прибыли и рентабельности предприятия в условиях рыночной экономики. Объектом исследования является ЗАО «Звонаревокутское». Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
изучить прибыль как экономическую категорию, выявить сущность, функции и виды прибыли;
определить основные показатели прибыли и рентабельности, их роль и значение в оценке эффективности деятельности предприятия;
выявить основные экономические факторы, влияющие на показатели прибыли и рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское»;
проанализировать распределение и использование прибыли, определить пути повышения рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское».

Содержание

Введение.................................................................................................................3
1. Аналитический обзор литературы
Экономичекая сущность прибыли и рентабельности.............................4
Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности............................................................................................9
2. Состояние прибыли и рентабельности в сельском хозяйстве
Эффективность использования сельскохозозяйственных угодий.........................................................................................................15
Динамика уровня дохода, прибыли, материальных затрат, уровня доходности предприятия…………………………………………….….18
3. Пути улучшения использования прибыли и увеличения рентабельности на предприятии
3.1 Пути улучшения распределения и использования прибыли в условиях рыночной экономики..........................................................................................22
3.2 Пути и методы увеличения рентабельности на ЗАО «Звонаревокутское»……………………………………………………............23
Выводы и предложения......................................................................................27
Список использованной литературы.................................................................29

Вложенные файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ.doc

— 270.00 Кб (Скачать файл)

    Вторая группа показателей рентабельности формируется на основе расчета уровней рентабельности в зависимости от изменения размера и характера авансированных средств:  все производственные активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства и долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал.

    Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризуют степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и заемных средств.

    Данные показатели весьма практичны в связи с тем, что отвечают интересам участников.  Например, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех производственных активов, потенциальных инвесторов и кредиторов — доходность акций и т.д.

    Третья группа показателей формируется аналогично показателям первой и второй групп, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

    Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечивать кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами.  Концепция рентабельности, исчисляемая на основе притока денежной наличности, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой.  Она более приоритетна, потому что операции с денежными потоками являются признаком интенсивного типа производства и финансового «здоровья» предприятия. Переход на использование этой концепции требует перестройки отчетности предприятий.  Эта работа находится лишь в начальной стадии.

    Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения.  Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

 

    1. . Экономические факторы, влияющие на величину прибыли и рентабельности  

    Так как прибыль — важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия, то в увеличении прибыли заинтересованы все участники производства. Прибыль относят к показателям экономического эффекта, но не эффективности, так как абсолютная сумма прибыли не позволяет судить об отдаче вложенных средств. Однако анализ динамики валовой прибыли, темпов ее прироста, факторов, влияющих на величину прибыли и темпы ее прироста, себестоимости, выручки представляет значительный интерес.

    Чтобы управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить влияние и долю каждого фактора ее роста или снижения.

    На величину прибыли и ее динамику воздействуют факторы, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия.  Практически вне сферы воздействия предприятия находятся конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизационных отчислений. В известной степени зависят от предприятия такие факторы, как уровень цен на реализуемую продукцию и заработная плата. К факторам, зависящим от предприятия, относятся уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, его производительность, состояние и эффективность производственного и финансового планирования.

    По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

    К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменение численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводительное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

    К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

    Перечисленные факторы влияют на прибыль не прямо, а через объем реализуемой продукции и себестоимость, поэтому для выявления конечного финансового результата необходимо сопоставить стоимость объема реализуемой продукции и стоимость затрат и ресурсов, используемых в производстве.

    Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре валовой прибыли предприятия.  Ее величина формируется под воздействием ряда факторов, важнейшими из которых являются: себестоимость, объем реализации, уровень действующих цен.

    Важнейшим из них является себестоимость.  Под себестоимостью продукции понимают все затраты предприятия на производство и реализацию продукции, а именно — стоимость природных ресурсов, сырья, основных и вспомогательных материалов, топлива, энергии, основных производственных фондов, трудовых ресурсов и прочих расходов по эксплуатации.

    Количественно в структуре цены себестоимость занимает значительный удельный вес, поэтому она, заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях.

    К показателям снижения себестоимости относятся следующие показатели:

- показатели, связанные с повышением технического уровня производства (внедрение новой прогрессивной технологии, модернизация оборудования, изменение конструкции и технических характеристик изделий);  

-   показатели, связанные с улучшением организации труда и управления (совершенствование организации, обслуживания и управления производством, сокращение затрат на управление, сокращение потерь от брака, улучшение организации труда);

    Основными задачами анализа себестоимости промышленной продукции являются:

- установление динамики важнейших  показателей себестоимости;

- определение затрат на рубль  товарной продукции;

- выявление резервов снижения  себестоимости.

    Анализ затрат на производство по элементам и статьям калькуляции, проводится с целью выявления отклонений, определения состава элементов и статей калькуляции, удельный вес каждого элемента в общей сумме затрат на производство, изучение динамики за ряд прошлых лет, выявление факторов, которые вызвали изменения в элементах и статьях затрат и повлияли на себестоимость продукции.

    Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации продукции является изменение объема производства и реализации продукции.  Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли.  Отсюда вытекает вывод от необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического обновления и повышения эффективности производства.

    Зависимость величины прибыли от объема реализации при прочих равных условиях прямо пропорциональная. Вследствие этого немаловажное значение в рыночных условиях приобретает показатель изменения остатков нереализованной продукции: чем он выше — тем меньше прибыли получит предприятие. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных текущей рыночной конъюнктурой, производственной и коммерческой деятельностью предприятия, условиями реализации продукции. Во-первых, емкость данного рынка всегда имеет предельную величину, и, как следствие, существует риск товарного перенасыщения; во-вторых, предприятие может произвести продукции больше, чем реализовать, из-за неэффективной сбытовой политики. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в натуральном, так и в денежном выражении.

    Размер выручки от реализации продукции и, соответственно, прибыли зависит не только от количества и качества произведенной и реализованной продукции, но и уровня применяемых цен.

    Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются самими предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса, и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

    Для принятия многих управленческих решений важно знать не только факторы, влияющие на величину и структуру себестоимости, но и причины, определяющие изменение рентабельности.

    Подобный анализ строится в соответствие с используемой на конкретном предприятии системой показателей рентабельности. С учетом рассмотренных ранее групп показателей, факторный анализ может строится следующим образом.

    Рентабельность продукции определяется за счет изменения цены продукции и ее себестоимости (материальных затрат).

    Пусть К0 и К1 — рентабельность продукции базисного и отчетного периода соответственно.  Тогда по определению:

 

K0=(N0-S0) / N0.      

K1=(N1-S1) / N1.

           DK=K1-K0.        

где P1,P0 — прибыль от реализации отчетного и базисного          периодов  соответственно;

N1,N0 — реализация продукции (работ, услуг)       соответственно;

S1, S0 — себестоимость продукции (работ, услуг)       соответственно;

DK — изменение рентабельности за анализируемый период.

    Влияние фактора изменения цены на продукцию определяется расчетом (по методу цепных подстановок):

DKN=(N1-S0) / N1 - (N0-S0) / N0.      

    Соответственно влияние изменения себестоимости даст общее изменение рентабельности за период:

DKS=(N1-S1) / N1 - (N1-S0) / N1.      

    Сумма факторных отклонений даст общее изменение рентабельности за период:

DK=DKN-DKS.        

    Таким образом, рентабельность продукции напрямую зависит от объема реализации, то есть выручки и себестоимости продукции. Для роста рентабельности необходимо выполнение одного из следующих условий: рост выручки при неизменно, либо снижающейся себестоимости; снижение себестоимости при постоянном объеме выручки; либо больший темп роста выручки по сравнению с темпом роста величины себестоимости.

    Рентабельность производственных активов также легко моделируется по факторным зависимостям. Например:

KП.К.=P/(F+E)=(P/TR)*(TR/(F+E))

где:  KП.К — рентабельность производственных активов;

         P — чистая прибыль;

        F — стоимость основных производственных фондов;

E — средняя сумма оборотных средств;

TR — выручка от реализации.

    Эта формула раскрывает связь между рентабельностью фондов KП.К , производственных активов (P/(F+E)), рентабельностью реализации (P/TR), и фондоотдачей (TR/(F+E)). Экономический смысл заключается в том, что формула прямо показывает пути повышения рентабельности: при низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Необходимо рассмотреть еще одну факторную модель рентабельности:

P/PK=(P/TR)*(TR/TK)*(TK/PK)

где: PK — собственный капитал;

TK — совокупный капитал.

Как видно, рентабельность собственного капитала (P/PK) зависит от изменений уровня рентабельности продукции (P/TR), скорости оборота совокупного капитала (TR/TK), и соотношения собственного и заемного капитала.  Из этой зависимости следует, что при прочих равных условиях отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.  Изучение подобной зависимости имеет большую доказательную силу для оценки финансового состояния предприятия, оценки степени результатов своей деятельности.

Однако необходимо сделать следующую оговорку. При анализе факторов, определяющих уровень рентабельности по элементам формул, иногда искажается экономический смысл явлений, так как сами по себе абсолютные величины не показывают эффективность использования авансированных для производства средств.  К примеру, любое увеличение средней стоимости основных производственных средств вызовет снижение уровня рентабельности.  В действительности же технический прогресс сопровождается, как правило, увеличением фондовооруженности работников и величины ОПФ, что является главным двигателем повышения эффективности производства, в том числе и рентабельности.

 

2. СОСТОЯНИЕ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ  (на примере ЗАО  «Звонаревокутское»).

2.1. Эффективность использования сельскохозяйственных угодий

 

        Земля является главным средством производства. Повышение плодородие почв - непременное условие расширенного воспроизводства в отросли, поэтому на примере ЗАО «Звонаревокуткое» рассмотрим эффективность использования сельскохозяйственных угодий.

 

Таблица 1-Состав и структура земельного фонда и сельско-хозяйственных угодий ЗАО «Зворевокутское» Азовского района

 

Показатели

Площадь по отчету, га

Структура, %

 

 

Земельного фонда

Сельхозугодий

 

2006

2008

2006

2008

2006

2008

Пашня

8777

8777

X

X

47,0

47,0

Сенокосы

6481

6481

X

X

34,8

34,8

Пастбища

3388

3388

X

X

18,2

18,2

Всего с-х угодий

18646

18646

47,7

47,7

100

100

Площадь леса

11196

11196

28,7

28,7

X

X

Прочие земли

9234

9195

23,6

23,6

X

X

Общая земельная площадь хозяйства

39076

39037

100

100

X

X

Информация о работе Рентабельность производства продукции, пути ее роста