Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:11, дипломная работа
Рубеж веков оказался чрезвычайно трудным для Беларуси, осуществляющей сложнейший переход от одной общественной формации к другой. Страна, несмотря на огромные человеческие и природные ресурсы, переживает беспрецедентный системный кризис, в том числе в управлении. Предприятие (организация) под воздействием изменения спроса на продукцию / услуги, методы их производства и обслуживания сталкивается с необходимостью радикального изменения своих структуры и функций в форме слияния и приобретения, разделения и выделения, преобразования (этот процесс называют реорганизацией) или, что чаще, – комплексного изменения методов функционирования для решения проблем выживания или повышения эффективности работы – т. н. реструктуризацией.
Состояние организаций федеральной почтовой связи России и потеря ими конкурентоспособности отражаются на динамике доходов и рентабельности федеральной почты, совокупный доход которой в 2000 году составил 16273 миллионов рублей. В расчете на душу населения этот доход в среднем в сто раз ниже, чем доходы европейских почтовых операторов, и в 2-3 раза ниже, чем доходы операторов развивающихся стран (таких, как Бразилия и Аргентина). Доходы федеральной почты России в сегменте письменной корреспонденции и периодических печатных изданий в расчете на единицу письменного послания в десятки раз ниже аналогичных показателей почтовых операторов европейских стран. Доходы не только крайне низки, но и чрезвычайно медленно растут. В период с 1998 по 2000 год среднегодовое увеличение совокупных доходов от письменной корреспонденции составило всего лишь 3,96% (с учетом инфляции). При этом рентабельность федеральной почтовой службы в указанный период снизилась с 4,4% до 3,9%. Наблюдаемая динамика доходов и рентабельности организаций федеральной почтовой связи означает, что уже в среднесрочной перспективе может быть поставлена под угрозу существование федеральной почтовой связи и ее функционирование может потребовать существенных государственных субсидий.
Столь неблагоприятная ситуация в сфере доходов и рентабельности в определенной степени обуславливается сравнительно низкими тарифами на универсальные услуги. Тарифы на универсальные услуги в России в несколько раз меньше, чем в странах Европы. По экспертным оценкам, затраты организаций федеральной почтовой связи на оказание универсальных услуг действующими тарифами не покрываются, несмотря на то, что в целом уровень затрат государственных операторов почтовой связи на оплату труда и на восстановление основных фондов низок. Однако повышение тарифов может привлечь в данный сегмент рынка негосударственных операторов, конкурировать с которыми федеральная почта России в сегодняшнем состоянии не сможет.
С целью компенсации медленного роста доходов и повышения рентабельности организации федеральной почтовой связи осуществляют предпринимательскую деятельность, которая на сегодняшний день охватывает широкий спектр услуг, не связанных с услугами почтовой связи. Непрофильные услуги включают в себя сдачу в аренду помещений и автотранспорта, организацию автомастерских, продажу продуктов питания и различных товаров народного потребления в почтовых отделениях. Доходы от предоставления подобных услуг составили в 2000 году 31% от совокупных доходов почты и растут быстрее, чем доходы от основной деятельности (с 1998 года с учетом инфляции они увеличивались в среднем на 9,4% в год, тогда как доходы от основной деятельности - на 1,8% в год). В связи с ростом доли доходов от побочной деятельности производственные активы предприятий государственной почтовой связи все больше используются не по назначению. Кроме того, необходимость поиска дополнительных доходов вытесняет с повестки дня руководителей организаций федеральной почтовой связи заботы о повышении качества предоставляемых универсальных услуг.
Несмотря на рост доходов от предпринимательской деятельности, динамика рентабельности организаций федеральной почтовой связи является отрицательной. В настоящее время все меры по стабилизации финансового состояния отрасли практически исчерпаны, поэтому организации федеральной почтовой связи вынуждены будут в ближайшее время начать снижать расходы за счет сокращения сети объектов почтовой связи, расположенных в основном в сельской местности и малонаселенных пунктах Крайнего Севера, Дальнего Востока и Восточной Сибири, что недопустимо.
Неотложность решения вышеописанных проблем обуславливает необходимость реструктуризации организаций федеральной почтовой связи и последующей реформы почтового сектора.
Международный опыт однозначно свидетельствует о том, что конкуренция на рынке услуг почтовой связи является мощным фактором, стимулирующим повышение эффективности национального оператора почтовой связи. Однако при недостаточно высокой конкурентоспособности национального почтового оператора резкая отмена регулирования приводит к быстрому выходу на рынок новых участников и вытеснению национального оператора. В результате предоставление универсальных услуг почтовой связи может быть нарушено. В то же время низкий уровень конкуренции на рынке превращает национального оператора в сильного монополиста, не заинтересованного в снижении цен и повышении качества оказываемых услуг. Поэтому либерализация рынка услуг почтовой связи и реструктуризация национальной почты должны проводиться одновременно, создавая условия и стимулы для стабильной и эффективной деятельности национального почтового оператора - так называемый коридор стабильности и эффективности.
В России рынок услуг почтовой связи в значительной степени либерализован, при этом конкурентоспособность организаций федеральной почтовой связи находится на низком уровне. Тем самым создается опасность выхода ее за пределы коридора стабильности и эффективности. Как уже было отмечено, в настоящее время федеральная почты России теряет доли в прибыльных сегментах рынка, что снижает ее доходы и рентабельность и в среднесрочной перспективе ставит под угрозу бездотационное предоставление универсальных услуг почтовой связи. Таким образом, немедленная реструктуризация организаций федеральной почтовой связи с целью повышения их конкурентоспособности является главным приоритетом в создании условий для стабильной работы федеральной почты, то есть возвращения ее в коридор стабильности и эффективности. Для этого в 2002 г. была разработана программа реформирования почтовой связи, направленная на проведение структурных преобразований подотрасли и рынка почтовой связи в целом.
Международный опыт показывает, что при профессиональном управлении и высоких темпах реструктуризации ожидаемых результатов можно добиться в достаточно короткий срок. Этот вывод важен для федеральной почты России, которая находится в критическом положении и нуждается в положительных результатах в среднесрочной перспективе.
Почтовая служба Италии, которая в 1998 году находилась в схожей с федеральной почтой России ситуации, всего за 2,5 года превратилась в компанию с потенциалом значительного роста. За это короткое время почтовая служба Италии значительно повысила качество услуг, что привело к улучшению финансовых показателей, а именно - к достижению точки безубыточности после получения убытков в размере около 1 миллиарда евро в 1998 году. Эти результаты стали возможны после привлечения высококвалифицированного управленческого персонала и одновременного внедрения множества инициатив, направленных как на реорганизацию компании, так и на повышение эффективности ее операционной деятельности.
Основными целями реструктуризации организаций федеральной почтовой связи являются следующие:
- обеспечение гарантированного
и качественного
- существенное расширение
спектра услуг почтовой связи
и значительное повышение
- создание современной
эффективной почтовой
- повышение инвестиционной привлекательности федеральной почтовой связи;
- повышение социальной
защищенности работников
Для решения поставленных целей Распоряжением правительства Российской Федерации от 28 июня 2002 г. N 885-р утверждена Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи, согласно которой все существующие организации федеральной почтовой связи предлагается объединить и создать федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России", основанное на праве хозяйственного ведения, с последующим акционированием при сохранении контроля со стороны государства (далее именуется - федеральный оператор почтовой связи).
Реструктуризацию организаций федеральной почтовой связи предполагается провести в 3 этапа. В рамках первого (подготовительного) этапа будут определены способы, последовательность и сроки объединения организаций федеральной почтовой связи.
На втором (переходном) этапе реструктуризации предполагается осуществить следующие мероприятия:
решение имущественных вопросов, реструктуризация кредиторской и дебиторской задолженности федерального оператора почтовой связи;
разработка и реализация инвестиционной программы федерального оператора почтовой связи, программы занятости и программы взаимодействия с регионами;
формирование организационной структуры управления по направлениям деятельности;
разработка вариантов акционирования федерального оператора почтовой связи;
реализация концепции развития рынка услуг почтовой связи;
внесение изменений в нормативно-правовую базу, в первую очередь в Федеральный закон "О почтовой связи", в целях акционирования федерального оператора почтовой связи и поддержки развития рынка услуг почтовой связи.
На третьем (заключительном) этапе реструктуризации будут осуществлены следующие мероприятия:
акционирование федерального оператора почтовой связи с сохранением контроля со стороны государства;
расширение инвестиционной программы федерального оператора почтовой связи с учетом его новой организационно-правовой формы.
Завершение реструктуризации организаций федеральной почтовой связи должно быть согласовано по времени с завершением процесса реформирования рынка услуг почтовой связи и изменением нормативно-правовой базы в области почтовой связи.
4. Ожидаемые результаты
реструктуризации организаций
Реструктуризация организаций федеральной почтовой связи позволит за счет оптимизации организационной структуры задействовать имеющийся производственный и рыночный потенциал, увеличить доходы за счет проведения единой маркетинговой политики, что, в свою очередь, обеспечит уровень рентабельности, достаточный для развития и полномасштабного совершенствования деятельности, и повысит качество оказываемых услуг.
Обладание уникальной сетевой инфраструктурой, охватывающей большинство населенных пунктов России, дает федеральной почтовой связи преимущество в деятельности, которое дополняется неудовлетворенным спросом пользователей на дешевые услуги высокого качества. Анализ спроса на услуги почтовой связи показывает, что внешние экономические факторы снижают спрос населения на 31 процент и делового сектора - на 27 процентов, а внутрипроизводственные факторы (низкая скорость пересылки, нарушение гарантии сохранности, недостаточный технологический уровень производства) снижают спрос населения на 27 процентов и делового сектора - на 21 процент. При наличии достаточной платежеспособности и соответствии соотношения цена/качество спросу населения возможно в 1,6 - 2,2 раза увеличить объем потребления услуг почтовой связи и в 3 раза увеличить расходы на их приобретение. [13, c. 22]
Основной целью реструктуризации в Могилевском филиале РУП «Белпочта» является сокращение затрат на содержание нерентабельных объектов почтовой связи и их приведение в соответствие с расчетными данными. Для решения поставленных целей возможно использование такой формы реструктуризации, как прекращение деятельности (закрытие нерентабельных отделений почтовой связи), слияние и поглощение (объединение нескольких доставочных участков).
В 1996 году произошла реорганизация Могилевского областного производственно-технического управления связи. На его базе были созданы предприятия почтовой и электрической связи. Вновь созданное с 1 апреля 1996 года предприятие почтовой связи называлось Государственное предприятие почтовой связи «Могилевоблпочта». В 2000-м году оно переименовано в Унитарное предприятие почтовой связи «Могилевоблпочта», а с 2004-го — преобразовано в Могилевский филиал Республиканского унитарного предприятия «Белпочта». Почта сегодня — это сложный механизм, имеющий разветвленную сеть отделений почтовой связи, а почтовый работник — универсальный специалист своего дела. Видимо, ни в одной отрасли народного хозяйства нет таких людей, которые могли бы оказать клиенту такой широкий спектр услуг. Работник отделения почтовой связи должен знать и оказывать почтовые услуги, которые каждая по себе специфична, а также услуги электросвязи, банковские и торговые услуги, услуги страхования и многие другие. В состав Могилевского филиала РУП «Белпочта» входят 19 районных узлов почтовой связи, узел почтовой связи, объединенный цех почтовой связи и логистический центр, построенный в 2013 году. Услуги почтовой связи по состоянию на 1 января 2014 года предоставляют 493 стационарных и передвижных отделения почтовой связи и пунктов почтовой связи. В филиале трудится 3598 почтовых сотрудников. Лучшим из них присвоены почетные звания «Ганаровы работнiк сувязi Беларусi» и «Мастер связи». 45 работников награждены Почетной грамотой Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, 157 — Почетной грамотой Республиканского унитарного предприятия почтовой связи «Белпочта». Начиная с 2003 года, Министерство связи и информатизации Республики Беларусь доводит до РУП «Белпочта» основные параметры прогноза социально-экономического развития предприятия на планируемый год: - объем услуг связи юридическим и физическим лицам; - объем платных услуг связи населению; - объем инвестиций в основной капитал; - показатель по энергосбережению; - экспорт услуг; - импорт услуг; - сальдо внешней торговли услугами; - сальдо внешней торговли товарами; - среднемесячную заработную плату; - показатель по росту производительности труда; - задание по сдаче лома и отходов черных и цветных и драгоценных металлов. Основные показатели финансовой деятельности Могилевского филиала РУП «Белпочта» в 2011 – 2013 гг. представлены в Приложении 1. Рост выручки без налогов и покупной стоимости в 2013 г. составил 143,2%. Рост затрат за этот же период составил 142,7%, при этом в 2012 году данный показатель был равен 177,3%. Таким образом, обеспечен опережающий темп рост выручки по сравнению с темпом роста затрат. В течение 2011-2013 гг. Могилевский филиал РУП «Белпочта» был прибылен по основной деятельности, в 2011 г. – получена прибыль от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сумме 179,8 млн. рублей, рентабельность по прибыли от реализации составила 0,7%, в 2013 г. прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг в сумме 1877,7 млн. рублей, рентабельность по прибыли от реализации составила 0,7%. (Приложение 2) В структуре выручки наибольший удельный вес занимают доходы от услуг связи. (Приложение 3) Так в 2011 г., удельный вес доходов от услуг почтовой связи составляет 78,4%, в 2012 г. – 80,4%, в 2013 г. – 80,3%. Несмотря на незначительные колебания, наибольший удельный вес приходится на доходы от выплаты пенсий и пособий, на втором месте – доходы от приема подписки и доставки печатных средств массовой информации и на третьем – от пересылки письменной корреспонденции: - удельный вес доходов от выплаты пенсий и пособий в 2011 г. составлял 40,9%, в 2013 г. – 40,2%; - удельный вес доходов от приема подписки и доставки печатных средств массовой информации в 2011 г. – 14,2%, в 2013 г. – 14,4% - удельный вес доходов от пересылки письменной корреспонденции – в 2011 г. -10,4%, 2013 г. – 15,1%. Обмен по такому виду услуги как выплата пенсий и пособий из года в год снижается (2011 г. – 2 543,3 тыс. выплат, 2012 г. – 2 292,7 тыс. выплат, 2013 – 2 167,0 тыс. выплат). Снижение количества пенсионеров, находящихся на обслуживании в объектах почтовой связи, обусловлено следующими факторами: 1. Выплата пенсий производится по выбору самих пенсионеров через организации почтовой связи, банки, организации, осуществляющие деятельность по доставке пенсий в соответствии со статьей 83 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» от 17 апреля 1992 года № 1596-XII. 2. Кроме того, в ходе выполнения в целом по стране Государственной программы развития технической инфраструктуры, обеспечивающей использование банковских пластиковых карточек, в областных городах и районных центрах вновь назначенным пенсионерам предлагается получать пенсии посредством банковских пластиковых карточек, путем зачисления сумм пенсий (пособий) на вклады (карт-счета) физических лиц, открытые в подразделениях банка. При этом на суммы пенсий (пособий) банк начисляет гарантированный доход в виде годовых процентов (процентные ставки по пенсионным вкладам (карт-счетам) по некоторым учреждениям Республики Беларусь составляют от 10,5% до 14,5%. В течение 2011-2013 гг. также снижался обмен по печатным средствам массовой информации (2011 г. – 40 571 тыс. экз., 2012 г. – 39 126 тыс. экз., 2013 г. – 37 518 тыс. экз.), что объясняется: - развитием новых информационных технологий и сети Интернет, обеспечивающих доступ к информационным потокам в любом населенном пункте страны; - расширением торговой сети сторонних организаций по реализации печатных СМИ в розницу в областных городах и крупных районных центрах; - бесплатное распространение печатных СМИ силами редакций и издательств. В тоже время был обеспечен рост обмена по отправлениям письменной корреспонденции (2011 г – 13 748,4тыс. шт., 2012 – 17 014,2тыс. шт., 2013 г. – 18 690,8тыс. шт.). Также обеспечен рост обмена по посылкам (2011 г – 138,0тыс. шт., 2012 – 191,9 тыс. шт., 2013 г. – 255,0 тыс. шт.), отправлениям внутренней ускоренной почты EMS (2011 г – 27133 шт., 2012 – 34641 шт., 2013 г. – 38689 шт.); денежным переводам (2011 г – 667,8 тыс. шт., 2012 – 754,9 тыс. шт., 2013 г. – 846,0 тыс. шт.) Динамика исходящего платного обмена основных видов услуг почтовой связи представлена в Приложении 4. В целях увеличения доходов и удовлетворения спроса населения предприятием проводилась работа по внедрению непрофильных услуг почтовой связи. Доходы от непрофильных услуг за 2011 год составили 9 205,1 млн. рублей, в 2012 г. – 13 901,9 млн. рублей, рост - 151 %, в 2013 г. – 22 102,8 млн. рублей, рост – 159%. Доходы от реализации товаров потребительского спроса в 2011 году составили 5 158 млн. рублей, в 2012 году – 9 411 млн. рублей, рост – 182,5%, в 2013 году – 11 209,3 млн. рублей, рост – 119,1 %. Удельный вес непрофильных услуг в выручке в 2011 году составлял 7,2%, в 2012 году – 7,3%, в 2013 году – 6,1%. (Приложение 5) Затраты на производство продукции (работ, услуг) в 2011 году составили 71 192,9 млн. рублей, в 2012 году – 127 166,5 млн. рублей, рост – 178,6%, в 2013 году – 181 923,3 млн. рублей, рост – 143,1 %. (Приложение 6)
Информация о работе Реструктуризации в области почтовой связи и ее особенности