Рынок труда и специфика его функционирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 16:01, курсовая работа

Краткое описание

Под разновидностями труда понимают форму выражения характера труда. Так, различают труд свободный и подневольный (принудительный); личный и общественный; индивидуальный и коллективный; содержательный, малосодержательный и бессодержательный; умственный и физический; творческий и рутинный; престижный и не престижный; нормальной тяжести, тяжелый и особо тяжелый; нормальной напряженности и особо напряженный и другие.
Понятие свободного труда сформировано в Конституции Российской федерации. Там в статье № 37 записано: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………………………3

1.Рынок труда: сущность, содержание и структура………………………………….4

2.Функционирование рынка труда…………………………………………………….8

3.Занятость населения………………………………………………………………...10

4.Сегменты рынка труда……………………………………………………………...13

5.Модели рынка труда………………………………………………………………...16

6.Предложение и спрос на рынке труда……………………………………………..18

7.Безработица………………………………………………………………………….22

8.Государственная политика в области занятости………………………………….25

9.Список литературы…………………

Вложенные файлы: 1 файл

экономика предприятия.doc

— 175.00 Кб (Скачать файл)

      Безработным,  по методологии Международной  организации труда (МОТ), считается  тот, кто в настоящий момент  не имеет работы, ищет ее, готов  к ней приступить и не имеет  других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По Российскому законодательству, безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Следует отметить, что принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируются на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур.

     В соответствии с  методикой Федеральной службы  занятости России, подготовленной  с учетом международных норм, показатель уровня безработицы  определяется по следующей формуле:

 

                                          Эа  -  З

                             Уб  =  ------------  х  100,

                                               Эа      

       

       Где   Уб   -   уровень безработицы;

               Эа   -   численность экономически активного населения;

               З      -   численность  занятых.

                                                                                          

      В 1992 году в  России произошел скачок численности  официально зарегистрированных безработных. Затем в течение последующих лет численность безработных возросла, но темпы роста несколько снизились. Для получения наиболее полной картины важно проанализировать показатели безработицы по причинам увольнений на основании данных о лицах, обратившихся в государственную службу занятости, также уровень безработицы по регионам страны с выделением показателей: зарегистрировано безработных и доля безработных, которым назначено пособие.

     Современная  наука использует понятие естественного уровня безработицы. В разных странах уровни безработицы существенно различаются, поскольку они зависят от естественной безработицы (уровня), от фазы экономического цикла, в которой находится страна, а также от проводимой государственной политики. В зарубежных странах естественный уровень безработицы 4 – 6%, в России – 3 – 5 %. Наибольший уровень безработицы отмечен в Испании, Финляндии, Бельгии, Польше и Германии. Наименьший - в Чехии и Японии. Низкий уровень безработицы в этих странах объясняется целенаправленной политикой государства на рынке труда этих стран.

     Современные  экономисты рассматривают безработицу  как естественную и неотъемлемую  часть рыночной экономики. В  этой связи целесообразно большое  внимание уделять анализу типов  безработицы. Основными ее типами являются: фрикционная, структурная и циклическая, имеется также специфический тип безработицы  -  скрытая.

      Фрикционная безработица связана с изменением в предложении труда. Поскольку человеку предоставлена свобода выбора рода деятельности и места работы, то он обычно использует это право. Одни добровольно меняют место работы, другие ищут новую работу из-за увольнения, некоторые теряют временную, сезонную работу, а отдельная категория (молодежь) впервые ищет работу. Часть людей из этой категории трудоустраивается, часть продолжает искать работу. В то же время происходит увольнение новых работников в силу отмеченных выше причин, и так без конца. Рынок труда функционирует неповоротливо, со скрипом, не приводя в соответствие количество рабочих и рабочих мест. Фрикционная безработица считается неизбежной и желательной, поскольку инициатива увольнения исходит от самого человека и многие работники при увольнении переходят с низкооплачиваемой, малосодержательной работы на более высокооплачиваемую и содержательную работу.

      Структурная безработица, иногда ее называют «составная». Сущность ее заключается в изменении со временем структуры потребительского спроса и технологии, которые влекут за собой изменения структуры общего спроса на труд. В связи с невозможностью быстрой подготовки новых и переподготовки ранее занятых работников возникает дисбаланс спроса и предложения труда в различных отраслях. Структурная безработица более длительная и нежелательная.

     Циклическая безработица  - это безработица, которая вызывается спадом производства, снижением инвестиций в экономику. Когда совокупный спрос на товары и услуги уменьшается, занятость сокращается, а безработица растет.  

     В последние  годы в России появился новый  тип безработицы  -  скрытая. Спад производства и неадекватное ему сокращение занятости -  главная причина скрытой безработицы.  Экономической возможностью ее существования является падение реальной заработной платы работников.

     Скрытая безработица включает потери рабочего времени в связи с низкой интенсивностью труда, потери продукции на стадии хранения, транспортировки и реализации, отвлечения рабочей силы от основной деятельности, устранение целодневных и внутрисменных потерь рабочего времени, а также излишнюю численность работников, образующуюся в результате снижения объемов производства, свертывания убыточных производств, перепрофилирования предприятий и т.д. без адекватного снижения численности работающих. Практика последних лет показала, что в периоды спада объемов производства, как правило, падает и производительность труда при сохранении численности рабочих или при их небольшом сокращении, то есть имеется очень большой разрыв между этими процессами. Безработица имеет серьезные социальные последствия. Поскольку работа  -  это, с одной стороны, источник получения дохода, а с другой  -  средство самоутверждения человека в обществе, то потеря занятости означает не только утрату этих статусов.

     Известный  американский исследователь в  области макроэкономики Артур  Оукен математически выразил отношение между уровнем безработицы и отставанием объема ВНП (валовой национальный продукт). Это отношение известно во всем мире как закон Оукена, в соответствии с которым каждые 2 %, на которые реальный объем производства превышает свой естественный уровень, сокращают уровень безработицы и, наоборот, каждые 2 % сокращения реального национального объема производства ниже естественного уровня увеличивают уровень безработицы на 1 % по сравнению с естественным уровнем безработицы.

     Безработица и ее рост порождают целый ряд острых негативных последствий: экономических, социальных, демографических и других. К главнейшим экономическим последствиям роста безработицы следует отнести повышение предложения на рынке труда, изменение требований к нанимаемым работникам, структурные сдвиги на рынке труда, усиление нагрузки на социальную инфраструктуру и другие.

      С точки  зрения социальных последствий  роста безработицы характерным  является снижение жизненного  уровня оставшихся без работы, утрата ими квалификации, особенно в ситуации хронической безработицы, а также обострение криминальной обстановки, что в итоге ведет к усилению социальной напряженности и политической нестабильности в обществе.

      Негативное  воздействие последствий безработицы на общество привело к тому, что в большинстве субъектов Российской Федерации наблюдается де популяция народонаселения: размеры смертности превышают его естественный прирост.

      Разного  рода последствия растущей безработицы  и связанные с ними проблемы требуют принятия мер по улучшению ситуации на рынке труда в частности и в экономике страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Государственная политика в области занятости.

 

     Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.

      Она  имеет несколько уровней: общегосударственный,  региональный и локальный. В  настоящее время можно выделить  три основные модели политики  занятости, используемые в странах  с развитой рыночной экономикой.

      Европейская  модель предполагает сокращение  числа занятых при повышении  производительности труда и, как  следствие, рост доходов работающих; такая политика предполагает  дорогостоящую систему пособий  для большого количества безработных.

      Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда, Такая политика рас                                                                               считана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнения.

     Американская  модель ориентируется на создание  рабочих мест, не требующих высокой  производительности, для значительной части экономически активного населения, При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

     Использование  той или иной модели влияет  на политику занятости как  на макро, так и на микро  уровне. На микро уровне новые подходы в политике занятости способствуют повышению гибкости рынка труда, уменьшения расходов на рабочую силу, ведут к некоторому свертыванию социальных программ. Однако расширяются системы подготовки и переподготовки кадров, создаются дополнительные рабочие места, ожесточаются условия выдачи пособий. Применяются меры по усилению роли частного сектора в решении проблем занятости, других социальных проблем, На микро уровне проводится политика сдерживания роста заработной платы, удлинения продолжительности рабочей недели, более широко используются различные формы неполной занятости. В результате кризисные явления обостряются.

     Существуют  два основных варианта выбора  средств политики занятости: активный  и пассивный.

     Активная политика занятости  -  это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания новых рабочих мест; организацию рабочих мест через систему общественных работ.

     Пассивная  политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин  -  умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

     Внешне оба этих  варианта экономичны с точки  зрения текущих государственных  расходов. Однако тактика пассивного  ожидания экономического подъема  может оправдать себя только  при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить ситуацию. Отсутствие активной политики может значительно сузить функции службы занятости, превратив ее в обычный собес.     

    В соответствии с действующим  законодательством о занятости  населения государственная политика  РФ в области содействия занятости населения направлена на:

 

  • развитие людских ресурсов для труда;
  • обеспечение равных возможностей всем гражданам РФ независимо от факторов (пол, возраст и т.д.) в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
  • создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, а также содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
  • обеспечение социальной защиты в области занятости населения, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поисках работы;
  • сочетание самостоятельности органов власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в обеспечении занятости населения;
  • координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики;
  • координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения и контроля за ними;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости населения и так далее.

 

Проведение активной государственной  политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной  и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке и прогноза его развития.

     Государственная  политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а также путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территорий. Обычно региональные программы занятости населения делятся на три уровня:

 

  • республиканская проблема занятости населения, которая содержит набор мероприятий, реализуемых только на уровне республики;
  • областная (краевая) программа определяет мероприятия по занятости населения в рамках данного уровня, например, выделение городов приоритетного развития;
  • районная (городская) программа занятости, она представляет собой набор конкретных мероприятий, направленных на решение проблем отдельных участников рынка труда.

Информация о работе Рынок труда и специфика его функционирования