Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:11, курсовая работа
Целью работы является поиск направлений деятельности реального предприятия Краснодарского МСЦ ГЦМПП филиала ФГУП «Почта России» по снижению себестоимости продукции, а следовательно, повышению уровня его рентабельности.
Достигается поставленная цель решением следующих конкретных задач:
- описанием экономической сущности себестоимости продукции и значения ее снижения в условиях рынка;
- описанием состава и структуры себестоимости продукции;
Введение ………………………………………………………………………2
1. Себестоимость продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. ……………………………………………………………………..5
1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции и значение ее снижения в условиях рынка.…………………………………………….............5
1.2 Состав и структура себестоимости продукции.…………………….......8
1.3 Классификация затрат, формирующих себестоимость продукции…...14
1.4 Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах..21
1.5 Факторы и резервы снижения себестоимости продукции………….....27
1.6 Пути снижения себестоимости продукции……………………………..37
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия………..45
2.1 Общие сведения…………………………………………………………..45
2.2 Основные технико-экономические показатели……………………...…49
2.3 Организационная структура управления…………………………….....51
2.4 Анализ бизнес среды предприятия……………………………………...80
2.5 Анализ себестоимости продукции………………………………………85
3. Мероприятия по снижению себестоимости……………………………..89
Заключение…………………………………………………………………...90
Приложение 1 «Бухгалтерский баланс за 2008г»…………….. …...…….. 91
Литература.
По степени однородности все затраты подразделяются на простые (одноэлементные) и комплексные. Простые затраты имеют однородное содержание: сырье и материалы, топливо, энергия, амортизация, заработная плата. Комплексные расходы включают разнородные элементы. К ним относятся, например, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, общецеховые расходы и др.
По признаку зависимости
от изменения объема производства затраты подразделяются на переменные и условно-постоянные.
К переменным (пропорциональным) относятся
затраты, размер которых изменяется
пропорционально изменению объема производства.
Эти затраты включают: расходы на основные
материалы, режущий инструмент, основную
заработную плату, топливо и энергию для
технологических целей и др. Условно-постоянными
(непропорциональными) являются расходы,
размер которых не зависит от изменения
объема производства. К ним относятся:
заработная плата административно-
Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими:
а) общий объем затрат на всю произведенную продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период – себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной продукции;
б) затраты на единицу объема выполненных работ – себестоимость единицы отдельных видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции вспомогательных цехов), затраты на 1 руб. товарной продукции, затраты на 1 руб. нормативной чистой продукции.
Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции – это затраты предприятия в денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны деятельности предприятия: степень технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования производственных мощностей; экономичность использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность.
В зависимости от объема включаемых затрат различают цеховую, производственную и полную себестоимость. В цеховую себестоимость входят затраты отдельных цехов на изготовление продукции. Она является исходной базой для определения промежуточных внутризаводских планово-расчетных цен при организации внутризаводского хозяйственного расчета. Производственная себестоимость охватывает затраты предприятия на производство продукции. Помимо цеховой себестоимости в нее входят общезаводские расходы. Полная себестоимость продукции включает все затраты, связанные с ее производством и реализацией. Она отличается от производственной себестоимости на величину внепроизводственных расходов и исчисляется только по товарной продукции.
Снижение себестоимости планируется по двум показателям: по сравнимой товарной продукции; по затратам на 1 руб. товарной продукции, если в общем объеме выпуска удельный вес сравнимой с предыдущим годом продукции невелик.
К сравнимой товарной продукции относят все ее виды, производимые на данном предприятии в предыдущем периоде в массовом или серийном порядке.
Планируемый размер снижения себестоимости определяется на основе следующих расчетов.
По показателю сравнимой товарной продукции. Сначала определяется абсолютный размер экономии по формуле:
Эабс.ср.т.п = NniСbi - NnСcni.
Определив размер абсолютной экономии в планируемом периоде, рассчитывают искомый процент снижения себестоимости в плановом периоде
(Sср.т.п):
Sср.т.п = Эабс.ср.т.п 100,
где Эабс.ср.т.п. - абсолютная экономия от снижения себестоимости сравнимой товарной продукции, тыс. руб.;
NniCbi – плановый выпуск сравнимой товарной продукции по себестоимости отчетного периода;
NniCni – то же, по себестоимости планового периода;
n -
число видов сравнимой
По показателю затрат на 1 руб. товарной продукции. Абсолютная экономия от снижения себестоимости товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается по формуле:
Эабс.т.п = Зтнб - ЗтппТП .
Исходя из тех же данных определяют процент снижения затрат на 1 руб. товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (S’тп):
S'т.п= Зтпб - Зтпп 100,
где Зтпб – затраты на 1 руб. товарной продукции в отчетном периоде, коп;
Зтпп – то же, в плановом периоде;
ТП – стоимость товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.
Следует иметь в виду, что на уровень затрат оказывает влияние целый ряд факторов, в том числе изменение норм расхода и цен на материалы, рост производительности труда, изменение объема производства и др. В связи с этим при расчете необходимо определить влияние каждого из них в общем эффекте.
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
2.1 Общие сведения.
Почтовая связь представляет собой один из наиболее массовых, распространенных и доступных всем слоям общества вид связи. Она предназначена для приема, пересылке и доставки почтовых отправлений и денежных средств. На общем рынке единичных услуг электрической, почтовой связи, радиовещания и телевидения доля услуг почтовой связи составляет десятую часть.
Почтовая связь имеет самую глубокую историю среди других видов связи. На Руси она родилась в 885 г. В форме «повоза», в XIII веке превратилась в «ямскую гоньбу», с 1665 г. Была организована регулярная почтовая связь с зарубежными странами.
В течении 1993 г. процесс разделения почтовой и электросвязи был завершен. На сегодняшний день услуги почтовой связи в России представляют как государственные организации федеральной службы почтовой связи, так и частные организации.
В областях, краях и
республиках в составе Российск
В 1995 г. принят Государственной думой и утвержден Президентом РФ Федеральный закон "О почтовой связи". Закон направлен прежде всего на обеспечение конституционных прав граждан России на передачу, получение и распространение информации средствами почтовой связи устанавливает основы государственного регулирования деятельности в области почтовой связи, принципы взаимоотношений органов государственной власти всех уровней, организаций почтовой связи различных форм собственности и пользователей услуг почтовой связи.
Организационная структура управления определяется взаимоотношениями подразделений, распределение ролей, полномочий и ответственности между ними, а также порядком функционально-технологических связей. Назначение субъекта управления состоит в сохранении структуры и режима деятельности предприятий, объекта управления - в обеспечении его функционирования.
Для федеральной службы почтовой связи России субъектом управления является Департамент почтовой связи (ДПС) при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации (ранее Министерстве связи РФ). В своем составе ДПС имеет девять отделов: организации и эксплуатации почтовой связи, маркетинга и новых услуг, перевозки почты и транспорта, развития и новой техники, переводных и почтово-банковских операций, международной почтовой связи, экономики, договорных услуг, качества услуг и почтовой безопасности и штат при руководстве департамента.
Объектом управления для ДСП, который служит регулирующим органом почтовой связи на территории России, является УФПС республик, краев и областей, специализированные организации основной и не основной деятельности; для УФПС - качестве объекта управления служат почтамп, предприятия перевозки и сортировки почты, городские и районные узлы почтовой связи (ГУПС, РУПС), а для последних - отделения почтовой связи.
Почтовая связь обладает необходимыми признаками, характеризующими систему: все компоненты организованы в структурном отношении и взаимодействуют друг с другом (целостность), подчинены общим целям и методам управления (механизм хозяйствования), общими и специфическим законом закономерностям развития общественного производства и направлены на интеграцию деятельности.
Функционирование систему проявления в четырех аспектах: потребительском (спрос), материально-производственном (ресурсы и затраты), социально-экономическом (экономические отношения между элементами системы, с другими системами и странами) и информационном (квалификация трудовых ресурсов, управление). В каждый момент времени система обладает этими аспектами.
Краснодарский магистральный
сортировочный центр –
Основными задачами Подразделения являются:
1) Обеспечение бесперебойной
работы почтовой связи в целях
наиболее полного
2) Предоставление пользователям
услуг почтовой связи по
3) Предоставление пользователям на договорной основе услуг почтовой связи по приему, обработке, передаче и выдаче посылок, почтовых отправлений, почтовых контейнеров, отправлений электронной почты, распространению печатных изданий, пособий и других выплат целевого назначения, предоставление телефонных переговоров и услуг по приему и передаче телеграфных сообщений, реализации бумаг, приему и инкассации денежной выручки, выполнение иной деятельности, в соответствии с распоряжениями ГЦМПП.
4) Обеспечение качества оказываемых Подразделением и услуг почтовой связи в том числе:
- Обеспечение своевременной
(в конкретные сроки)
- Обеспечение сохранности
почтовых отправлений и
- Обеспечение своевременной (в контрольные сроки) работы с поступающими претензиями;
Своевременное и конкретное предоставление достоверных данных о наличии остатков необработанной/ неотправленной почты и печати, неисполненных КПЛ. Актов и других претензий, данных по запросам ФГУП «Почта России и ГЦМПП, как разовых, так и носящих периодический характер.
2.2 Основные технико-
Таблица 2. Основные технико-экономические показатели Краснодарского МСЦ ГЦМПП филиала ФГУП «Почта России».
Показатели |
2008 г. |
2009 г. |
Абсолютное отклонение |
Темп роста (%) |
1. Объем производства тыс. руб. |
19963,5 |
22789,9 |
2826,4 |
114 |
2. Выручка от реализации тыс. руб. |
19928,0 |
22712,5 |
2784,5 |
114 |
3. Себестоимость |
11887,4 |
10253,2 |
1634,2 |
86 |
4. Численность промышленно – производственного |
242 |
239 |
3 |
99 |
5. Фонд оплаты труда тыс. руб. |
46771,9 |
60710,9 |
13938,9 |
130 |
6.Средне – годовая стоимость основных фондов, тыс. руб. |
8058,7 |
9158,8 |
1100,1 |
114 |
7. Средне – годовой Остаток оборотных средств, тыс. руб. |
10784,0 |
11283,6 |
499,6 |
105 |
8. Прибыль, тыс. руб. |
8076,1 |
12536,7 |
4460,6 |
155 |
9. Производительность Труда тыс. руб./чел. |
82,5 |
95,36 |
12,86 |
116 |
10. Средне месячная Зарплата, тыс. руб. |
16,11 |
21,17 |
5,06 |
135 |
11. Рентабельность Продукции, тыс. руб. |
67,94 |
122,27 |
54,33 |
180 |
12. Рентабельность производства, тыс. руб. |
9,29 |
12,13 |
2,84 |
131 |
13. Фондоотдача, тыс. руб./ тыс. руб. |
2,48 |
2,49 |
0,01 |
100 |
14. Фонда вооруженность, тыс. руб. |
0,01 |
0,01 |
0 |
100 |