Себестоимость продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июля 2014 в 02:19, контрольная работа

Краткое описание

Одной из главных задач предприятия является повышение эффективности производства, занятие устойчивой позиции на рынке. Необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.
Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа.

Вложенные файлы: 1 файл

3-2 Экономика организации. Реферат.docx

— 63.70 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный университет печати имени Ивана Федорова»

 

 

 

Кафедра экономики и инноватики

 

Контрольная работа по дисциплине:

«Экономика предприятия»

На тему: «Себестоимость продукции: понятие,

структура, состав и классификация затрат»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 3-го курса

группы ЗЭу-3-1 Лапкина А.А.

Проверила: Исаева О.Г.

 

 

Москва 2013 
Оглавление

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

Одной из главных задач предприятия является повышение эффективности производства, занятие устойчивой позиции на рынке. Необходимо постоянно проводить анализ деятельности фирмы для принятия управленческих решений. Для анализа и принятия решений необходима исходная информация, такую информацию получают из ряда экономических показателей - одним из которых является себестоимость. Этот показатель является одним из наиболее важных.

Чтобы выдержать острую конкуренцию и завоевать доверие покупателей предприятие должно выгодно выделятся на фоне предприятий того же типа. Хорошо известно, что покупателя интересует качество продукции и ее цена. Чем выше качество и ниже цена, тем лучше и выгоднее для покупателя. Эти показатели как раз и заключены в себестоимости продукции.

  1. ПОНЯТИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ.

При осуществлении хозяйственно-производственной деятельности на любом предприятии естественным образом потребляются сырье, материалы, топливо, энергия, работникам выплачивается заработная плата, отчисляются платежи на их социальное и пенсионное страхование, начисляется амортизация, а также осуществляется еще ряд необходимых затрат. Посредством процесса обращения эти затраты постоянно возмещаются из выручки предприятия от реализации продукции (работ, услуг), что обеспечивает непрерывность производственного процесса. Чтобы подсчитать сумму всех расходов предприятия, их нужно привести к единому знаменателю, то есть представить в денежном выражении. Таким показателем и является себестоимость.

В соответствии с п.1 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного Постановлением Правительства от 5 августа 1992 года № 552 (с соответствующими изменениями и дополнениями):

“Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.”

В процессе своей деятельности предприятие несет не только производственные затраты, которые прямо или косвенно связаны с процессом производства, но и непроизводственные, которые в себестоимость, как правило, не включаются.

В себестоимость продукции включаются:

а) затраты на подготовку и освоение производства,

б) затраты, непосредственно связанные с производством продукции, обусловленные технологией и организацией производства, включая расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции,

в) расходы, связанные с изобретательством и рационализацией, изготовлением и испытанием моделей и образцов, организацией выставок и конкурсов, выплатой авторских вознаграждений и др.,

г) расходы, связанные с обслуживанием производственного процесса,

д) затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности,

е) расходы, связанные с управлением производством,

ж) выплаты, предусмотренные законодательством о труде, за непроработанное время, оплата очередных и дополнительных отпусков, оплата рабочего времени за выполнение государственных обязанностей и др.,

з) отчисления на государственное страхование и в Пенсионный фонд от расходов на оплату труда, включаемые в себестоимость продукции, а также в фонд занятости,

и) отчисления по обязательному медицинскому страхованию,

к) платежи по обязательному страхованию имущества предприятия, учитываемого в составе производственных фондов и отдельных категорий работников,

л) затраты на воспроизводство основных производственных фондов, включаемых в себестоимость продукции в форме амортизационных отчислений на полное восстановление от стоимости основных фондов,

м) износ по нематериальным активам.

Кроме того, в себестоимость продукции включаются потери от брака, потери от простоев по внутрипроизводственным причинам, недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в пределах норм естественной убыли и сверх норм, если виновник не установлен.

В себестоимость продукции не включаются затраты и потери, относимые на счет прибылей и убытков, затраты по аннулированным производственным заказам и на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки и арбитражные сборы, штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, убытки от списания безнадежных долгов и др.

Часть расходов, связанных с производственной деятельностью, погашается за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Это затраты на финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, расходы связанные с выпуском и реализацией акций, облигаций и других ценных бумаг.

Предприятие в процессе своей деятельности совершает материальные и денежные затраты на простое и расширенное воспроизводство основных фондов и оборотных средств, производство и реализацию продукции, социальное развитие своих коллективов и др.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

    • цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;
    • производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости, включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;
    • полная себестоимость, или себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).

Её реальное определение на предприятии необходимо для:

- маркетинговых исследований  и принятия на их основе  решений о начале производства  нового изделия (оказания нового  вида услуг) с наименьшими затратами;

- определение степени  влияния отдельных статей затрат  на себестоимость продукции (работ, услуг);

- ценообразования;

- правильного определения  финансовых результатов работы, а соответственно и налогообложения  прибыли.

Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных плановых показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая себестоимость и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Себестоимость продукции оценивается с помощью системы показателей, которые отражают:

    • затраты на натуральную единицу продукции (себестоимость единицы продукции). Используются тогда, когда выпускается одно изделие (себестоимость 1 квт/час электроэнергии;
    • всю сумму затрат на продукцию (полная себестоимость) или часть продукции (полная себестоимость сравнимой продукции);
    • затраты на единицу стоимости произведенной или реализованной продукции (затраты на рубль продукции), т. е. это общая сумма затрат, отнесенных на себестоимость продукции, к тому же самому объему продукции в ценах предприятия.

Затраты на единицу продукции представляют собой частное отделения всех затрат на тот или иной вид продукции на ее количество. Для анализа этот показатель целесообразно использовать только при выпуске ограниченного круга видов изделий. Такой анализ необходим, прежде всего, для правильного определения направлений ценовой политики предприятия.

Для анализа всей суммы затрат на изготовление разнородной продукции необходимо разделение продукции на сравнимую и несравнимую. Такое разделение имеет значение для прогнозирования роста или снижения затрат в зависимости от этапов жизненных циклов выпускаемой продукции как товара на рынке.

К сравнимой товарной продукции относятся все изделия, производившиеся на предприятии в отчетном году, выпуск которых осуществлялся и в прошлом году, если тогда их производство не носило опытного характера и не находилось в стадии освоения. Вновь осваиваемые изделия в ее состав не включаются.

Анализ этих двух показателей проводится с помощью составления аналитических таблиц, в которых проводится расшифровка затрат в рамках определенной классификации, приводятся данные о базисном, плановом и отчетном периоде, выполняется сравнение.

Наиболее обобщающим показателем себестоимости продукции является показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции. Применение этого показателя дает возможность оценивать изменение себестоимости по предприятию независимо от ассортимента производимой продукции и изменения ее структуры. Кроме того, этот показатель непосредственно связан с прибылью от данной продукции. Показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции определяется отношением себестоимости товарной продукции к ее стоимости в оптовых ценах предприятия:

3e=cq\pq,

где с – себестоимость единицы продукции; р – цена единицы продукции; q – объем вида продукции.

Из формулы видно, что показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции изменяется под влиянием следующих факторов первого порядка:

• изменение структуры выпущенной продукции;

• изменение затрат на отдельные виды продукции;

• изменение цен на товарную продукцию.

Влияние этих факторов можно определить способом цепных подстановок.

Исходя из экономического содержания себестоимости продукции, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции можно разложить на три основных элемента процесса производства на основе сметы затрат на производство продукции:

3e=(М3+3П+А)\ТП=М3\ТП+3П\ТП+А\ТП,

где М – материальные затраты в себестоимости продукции; ЗП – затраты по оплате труда; А – амортизация и расходы на текущий ремонт; ТП – товарная продукция.

Таким образом, показатель затрат на единицу стоимости товарной продукции выражает совокупность материалоемкости, трудоемкости (зарплатоемкости) и фондоемкости (амортизациоемкости) продукции, а анализ его изменения позволяет определить влияние отдельных элементов производственного процесса по их удельному весу и определить направление поиска резервов снижения себестоимости продукции.

  1. ЗАТРАТЫ.

Затраты — это стоимостная оценка использованных предприятием производственных ресурсов. Затраты отражают использование производственных ресурсов — материалов, труда персонала, оборудования, собственных и покупных услуг и т.д.

Использование финансовых ресурсов — денежных средств, дебиторской задолженности, ценных бумаг и т.д. — затратами не является.

Расходы, связанные с производством и реализацией, подразделяются на:

1. материальные расходы;

2. расходы на оплату  труда;

3. суммы начисленной амортизации;

4. прочие расходы (ст. 253 Налогового  Кодекса РФ).

Под структурой затрат понимают удельный вес отдельных статей затрат к общей сумме затрат. Их структура формируется под влиянием различных факторов: характера производимой продукции и потребляемых материально-сырьевых ресурсов, технического уровня производства, форм его организации, размещения и т.д. В зависимости от преобладающей доли отдельных элементов затрат различают сле­дующие виды отраслей и производства: материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие, топливно-энергоемкие и смешанные.

Материальные затраты - наиболее крупный элемент затрат на про­изводство, доля которых в общей сумме затрат может составлять 60-90%. К материальным затратам относятся топливо и энергия, расхо­дуемые на технологические цели и хозяйственные нужды, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты, затраты на тару и упаков­ку, запасные части, износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, отчисления, налоги и сборы, связанные с использовани­ем природного сырья.

Информация о работе Себестоимость продукции: понятие, структура, состав и классификация затрат