Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 03:16, курсовая работа
Тема, которую я раскрываю в данной работе, очень актуальна в наше время, потому что во всех развивающихся и развитых странах имеет место рыночная экономика. Внутри и вне страны идут рыночные отношения между всеми людьми и предприятиями. Наиболее яркий пример этого, международный рынок, на котором разные страны представляют к продаже: полезные ископаемые, автомобили, компьютеры и другие товары. Так же есть рынок, на котором мы покупаем продукты, одежду, обувь и так далее.
Классификация затрат по экономическим элементам служит для определения заданий по снижению себестоимости продукции, расчета потребностей в оборотных средствах, расчета сметы затрат и для экономического обоснования инвестиций, а также для вычисления показателей материалоемкости, зарплатоемкости (трудоемкости), фондоемкости продукции.
Для внутрипроизводственного
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции, затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.
Выделяют следующие статьи калькуляции (Таблица 4):
Таблица 1.4. Группировка по статьям калькуляции.
сырье и материалы |
вспомогательные материалы (покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера) |
возвратные отходы (вычитаются из себестоимости) |
топливо и энергия на технологические цели |
заработная плата рабочих |
отчисления на социальные нужды |
расходы на подготовку и освоение производства |
потери от брака |
общепроизводственные расходы |
общехозяйственные расходы |
прочие производственные расходы |
Итого: Производственная себестоимость продукции |
коммерческие расходы |
Итого: Полная себестоимость продукции |
В состав коммерческих расходов включают: расходы на тару и упаковку; расходы на транспортировку продукции; комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым предприятиям и организациям в соответствии с договорами; затраты на рекламу, прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке).
Общепроизводственные и
В состав общепроизводственных накладных расходов включаются: расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
цеховые расходы на управление;
Общехозяйственные накладные расходы,
или накладные расходы
Основными называются затраты, непосредственно
связанные с выполнением
Накладные расходы образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управления им (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).
По способу отнесения на себестоимость продукции различают прямые и косвенные расходы, выделить которые позволяет группировка затрат по статьям калькуляции.
Прямые затраты находятся в
прямой зависимости от объема выпуска
продукции или от времени, затраченного
на его изготовление и могут быть
прямо и непосредственно
Косвенные затраты не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции и распределяются косвенно, при помощи условных расчетов, например пропорционально оплате труда производственных рабочих: общепроизводственные, общехозяйственные, внепроизводственные расходы и др. Они необходимы для общего осуществления производственного процесса данного вида продукции на предприятии.
По периодичности
Также существуют пропорциональные затраты, величина которых не изменяется в связи с изменением объемов производства и непропорциональные, т. е. такие, которые изменяются прогрессирующим или депрессирующим образом при изменении объемов производства.
В современной экономике большое значение приобретает группировка затрат на постоянные и переменные.
Постоянные – это издержки, величина
которых не изменяется в зависимости
от объема производства, корректировка
и регулирование которых
Переменные – это издержки, величина которых зависит от объемов производства. Величина переменных издержек изменяется с объема производства, возрастая или уменьшаясь вместе с этим объемом. К ним относятся затраты на приобретение сырья, оплату труда, транспорта, тепловых и энергетических ресурсов и т.д.
1.2 Методы расчета себестоимости
Планирование себестоимости
При планировании себестоимости продукции применяются определенные методы.
Пофакторный метод. Его суть заключается:
в определении влияния технико-
обеспечения сопоставимости показателей плана с аналогичными показателями других периодов;
осуществления укрупненного расчета
основных технико-экономических
наиболее полного учета
определения участия отдельных
служб, отделов и производственных
подразделений в снижении издержек
и повышении эффективности
анализа и сопоставления издержек производства на различных предприятиях и в объединениях.
Сметный метод. Он предполагает обоснование каждой статьи себестоимости с помощью специальной сметы. Смета может составляться как на отдельные комплексные статьи расходов, так и в целом на объем валовой, товарной и реализуемой продукции. При планировании себестоимости в качестве отдельных смет могут использоваться отдельные разделы плана, например план , материально-технического обеспечения, план по труду и персоналу, план технического и организационного развития предприятия, в которых обосновываются затраты соответствующих ресурсов.
Сметный метод позволяет увязать
отдельные разделы тактического
плана между собой и
Метод калькуляции. С помощью этого
метода обосновывается величина затрат
на производство единицы продукции,
работ, услуг или их структурных
элементов, например детали, узла. При
планировании себестоимости данным
методом важно правильно
Нормативный метод. Здесь уровень
затрат на производство и реализацию
продукции, работ, услуг рассчитывается
на основе заранее составленных норм
и нормативов. Этот метод широко
применяется при составлении
плановых калькуляций и смет затрат.
Важнейшее достоинство
При планировании себестоимости продукции указанные методы применяются, как правило, единовременно, в комплексе, что позволяет решать ряд взаимосвязанных задач планирования издержек. Они дополняют друг друга и делают процесс планирования издержек сквозным.
1.3 Бюджетирование затрат на производство
При характеристике планирования английский
ученый Акоф подчеркнул, что «план
– это проект желаемого будущего
и путей его эффективного достижения».
Перспективное планирование в этой
работе рассматривают как
Важное значение в бюджетировании имеет разработка основных элементов операционного бюджета. Бюджет предприятия – денежные доходы и расходы, спланированные и расписанные на определенный период для достижения поставленной производственно-хозяйственной цели.
Планирование расходов связано
с разработкой следующих
Суммирование всех видов расходов позволяет определить их совокупную величину по промышленному предприятию.
Бюджет продаж.
План продаж представляет собой ожидаемые на основе исследования потребностей и особенностей рынка и производственных возможностей предприятия выручка от продаж за планируемый период.
Прогноз объема продаж – это необходимый предварительный этап работы при подготовке объема продаж.
Прогноз объема продаж превращается
в бюджет продаж в том случае,
если руководство предприятия
Прогноз объема продаж составляется на основе анализа и обсуждения внешних и внутренних факторов. Его подготовка требует от отдела маркетинга большой работы с целью выявления, какое изделие, по какой цене и в каком количестве можно будет продать в следующем году. К сожалению, многие промышленные предприятия не осознают роль маркетинговой службы. На западных предприятиях отдел маркетинга представляет самостоятельный департамент со своей внутренней структурой. В нашей стране очень часто служба маркетинга входят в отделы сбыта и выполняют его функции.
При прогнозировании объема продаж учитывают факторы, влияющие на его объем: объем продаж предшествующих периодов; производственные мощности; зависимость продаж от общеэкономических показателей; цен, уровня личных доходов и т.д.; изучение рынка, рекламная кампания; наличие и прирост собственных оборотных средств; ценовая политика, качество продукции; конкуренция; сезонные колебания и др.
Составление бюджета продаж требует учета следующих условий: он должен отражать месячный, годовой объем продаж в натуральных и стоимостных показателях; составляться с учетом уровня спроса на продукцию организации, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов; включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем должен быть включен в доходную часть бюджета потока денежных средств.
Разработка этого плана должна быть тщательно обоснована, т.к. ее отклонение при выполнении плановых заданий окажет влияние на все качественные показатели.
Бюджет коммерческих расходов также
вначале разрабатывается
Расчет коммерческих расходов (реклама, комиссионные торговых агентов, транспортные услуги и др.) должны соотноситься с объемом продаж. Нельзя добиться увеличения объема продаж, планируя уменьшения финансирования мероприятий, направленных на стимулирование сбыта. Большинство затрат на сбыт продукции планируется в процентном отношении к объему продаж. Исключение могут составлять арендные платежи. Коммерческие расходы могут группироваться по следующим критериям – тип продукции, тип покупателей, география сбыта и др. Значительная часть коммерческих расходов составляют затраты на рекламу и продвижение товаров на рынке. Поэтому служба маркетинга должна четко определить, где, когда и как должна быть проведена рекламная кампания и сколько потратить на нее, чтобы достичь максимальной выгоды при минимальных затратах.
При составлении бюджета
Одновременно предприятиям необходимо разрабатывать план производства и бюджет производственных запасов, которые влияют на другие виды затрат.
Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж. При его разработке учитывают производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов, а также величину внешних закупок.
Важное значение имеет разработка бюджета прямых затрат на материалы. Планирование этих затрат на промышленных предприятиях хорошо разработано. Однако его точность оставляет желать лучшего из-за того, что нормативы расхода материалов обычно завышены. На большинстве промышленных предприятий установлена доплата за экономию сырья и наличие возможности использовать излишки материалов в личных целях. Ценообразование на сырье и материалы желает много лучшего.