Система налогообложения организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 20:08, курсовая работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Система налогообложения организаций ……..…. 4
1.1. Общая характеристика системы налогообложения………………….……… 4
1.2. Характеристика, классификация и роль налогов в экономической системе. ……………… 9
1.3. Условия установления налогов и сборов. Элементы налогообложения……………………….11
Глава 2. Анализ влияния налогообложения на конечный результат деятельности организации (на примере музея).......………….... 29
Глава 3. Решение задач…………………………………………………………..32
Заключение ………………………………………………………………….. 35
Список использованной литературы ………………………………………. 37

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Налоговый период — календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Порядок исчисления налога. В соответствии с НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы в наличной или безналичной форме либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

В необходимых  случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Налоговые льготы. Это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. По общему правилу не допускается установление льгот, имеющих индивидуальный характер.

Налоговые льготы могут быть предоставлены при  установлении не только федеральных, но и региональных, местных налогов. Налоги не могут иметь дискриминационного характера и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

 

В соответствии с НК РФ налогоплательщиками и  плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом к организациям относят:

  • российские организации — юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и смету. Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации);
  • иностранные организации — иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств,  международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Российские организации, не обладающие статусом юридического лица, налогоплательщиками (плательщиками сборов) не являются, в то время как для иностранных организаций это условие не является обязательным; для иностранных организаций достаточно обладать гражданской правоспособностью в соответствии с законодательством иностранного государства. Также нужно отметить, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов), а исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов в порядке, предусмотренном НК, по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Тогда как филиалы и иные обособленные подразделения международных организаций, созданные на территории РФ, являются самостоятельными налогоплательщиками (плательщиками сборов);
  • физические лица — граждане Российской Федерации, иностранные граждане (лица, обладающие гражданством других государств), лица без гражданства;

 

•   физические лица — налоговые резиденты Российской Федерации — физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году (независимо от того, подряд ли не менее 183 дней в календарном году такое лицо находилось на территории Российской Федерации или выезжало, а потом въезжало в страну, независимо от того, было ли такое лицо зарегистрировано по месту 
жительства или пребывания);

 

Обязанности налогоплательщиков. В соответствии с НК РФ налогоплательщики обязаны:

 

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных НК РФ;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

 

Налогоплательщики- организации и индивидуальные предприниматели — обязаны также письменно сообщать в налоговый  орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

• об открытии или закрытии счетов — в десятидневный срок;

•  обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;
  • о реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно  установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах.

 

 

 

 

 

 

Права налогоплательщиков. Налогоплательщики (организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате налогов) имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию, т.е. сведения о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления 
    и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также о полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, сведения о формах налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Информация должна быть предоставлена в документальной форме;
  • получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам применения   законодательства  субъектов   Российской   Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
  • для отдельных категорий налогоплательщиков  законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. Налогоплательщик вправе как воспользоваться налоговыми льготами, так и отказаться от них либо приостановить их использование на один или несколько налоговых периодов;

 

• налогоплательщики вправе получать отсрочку, рассрочку, по уплате налога, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности;

 

• сумма излишне уплаченного налога, как и излишне уплаченные либо излишне взысканные суммы пеней и штрафов, полежат зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщиков по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику. Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога, пеней, штрафов не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. Зачет осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое, как правило, выносится в течение пяти дней. Заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат суммы производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате;

 

• налогоплательщики вправе представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях;

 

• налогоплательщик вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения в письменной форме с указанием идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) по исчислению и уплате налогов. В целях налогового контроля налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков. Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки;

  • налогоплательщик вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • налогоплательщик вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты, приказы, инструкции, акты налоговых проверок и т. п. и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, или в суд, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд;
  • налогоплательщик вправе требовать соблюдения налоговой тайны. Требования соблюдать налоговую тайну могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент и в любой форме;
  • налогоплательщик вправе требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, обратившись в налоговый орган или в его вышестоящий орган либо в суд.

Перечень  прав налогоплательщиков, указанный  в ст. 21 НК РФ, неполный.

Налогоплательщики также вправе:

  • в установленных случаях и в установленном порядке переходить на условия специального налогового режима (ст. 18 НК РФ);
  • самостоятельно исчислять сумму налогов (ст. 52 НК РФ);
  • ходатайствовать о списании безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК РФ);
  • передавать имущество в залог для обеспечения обязанности по уплате налогов (ст. 73 НК РФ);
  • выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НКРФ);
  • запрещать доступ в жилые помещения помимо воли проживающих там физических лиц (ст. 91 НК РФ);
  • требовать   учета   обстоятельств,   исключающих   привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение либо смягчающих его ответственность (ст. ст. 109, 111, 112 НК РФ);
  • требовать применения правил о давности привлечения к ответственности или о сроке давности взыскания налоговых санкций (ст. ст. 114, 115НКРФ).

Плательщики сборов имеют те же права, что и  налогоплательщики.

Ответственность налогоплательщиков. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) ответственность, предусмотренную НК РФ:

  • за уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117 НКРФ);
  • нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ);
  • нарушение срока представления налоговой декларации и иных документов (ст. 119 НК РФ);
  • неуплату или неполную уплату налога (ст. 122 НК РФ);

2) ответственность, предусмотренную УК РФ:

  • за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организаций или физических лиц (ст. 194 УК РФ);
  • уклонение организации от уплаты налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды (ст. 199 УК РФ).

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с  перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут и дополнительные обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

 

НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ

 

Налоговыми  агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. В соответствии с НК налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, однако эта обязанность может быть возложена на налогового агента, и тогда обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом. Например, налоговыми агентами могут выступать работодатели, удерживающие суммы налога у налогоплательщика и перечисляющие их в бюджет и внебюджетные фонды.

Информация о работе Система налогообложения организаций