Система социальной защиты безработных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 09:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является комплексное рассмотрение проблем регулирования социальной защиты безработных.
Безработица - это явление, органически связанное с рынком труда. Критерии признания человека безработным обычно устанавливаются законом или правительственными документами и могут немного различаться по странам.
Социальная защита безработных - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения.

Содержание

Введение 4
1 Основы социальной защиты безработных 6

1.1 Социальная защита безработных
6

1.2 Назначение системы социальной защита безработных
11

1.3 Осуществление социальной защиты безработных
12

1.4 Специальные органы по социальной защите безработных
19
2 Система социальной защиты безработных в разных странах 22
2.1 Система социальной защиты безработных в России 22
2.2 Система социальной защиты безработных в США 26
Заключение 28
Библиографический список 30

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать файл)

      Но  также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:

      - помощь всем безработным выплачивается в одинаковом размере;

      - помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

      - размер помощи может быть ориентирован  на величину прежней заработной  платы или же на величину  страховых взносов получателя;

      - величина помощи зависит от  потребностей получателя.

      Одинаковый  размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

      Существенное  значение имеет вопрос величины утраченного  дохода и социальной помощи14. Основных критериев здесь два:

      - социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

      - социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения;

      Первый  критерий определяет минимальную, а  второй - максимальную границу социальных пособий.

      В сегодняшних условиях такая система  порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.

      Проблема  антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

      Если  минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

      1.4 Специальные органы по социальной защите безработных

      В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

      Необходимо  развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения15. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

      Безработица является необходимым элементом  нормального функционирования рыночной экономики, ибо она обеспечивает резерв рабочей силы, необходимый  для оперативного реагирования рынка  на изменения потребительского спроса. Однако если в странах с устойчивой рыночной экономикой ее масштабы незначительны и могут снижаться до минимальных значений, то в слаборазвитых странах и государствах с переходной экономикой, к которым относится Россия, ее уровень значителен и имеет тенденцию к росту. Поэтому для государств, где безработица представляет серьезную проблему, важным является выбор той или иной политики и разработка программы действий в области занятости и защиты безработных.

      Следует заметить, что экономика каждого  отдельно взятого государства настолько индивидуальна, что о прямом копировании чужого опыта в области занятости и социальной защиты безработных не может быть и речи.

        Различают государственную активную  и пассивную политику занятости16.

      Активная  политика занятости (активная политика на рынке труда)- совокупность правовых, с организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы (обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест).

      Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда)- совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы (выплата гарантированного государством пособия по безработицы, материальной помощи, выплат доплат на иждивенцев и т.д.)

      Основными принципами государственной  политики в области  занятости17 являются:

      - обеспечение  равных возможностей  всем трудоспособным  гражданам  независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии,  политических  убеждений, национальности  и  социального положения в  реализации права на труд;

      - поддержание трудовой инициативы  граждан, содействие и поощрение  в развитии их способностей  к производительному и творческому  труду;

      - координация  деятельности в  области занятости  с другими  направлениями экономической  и социальной политики;

      - участие  профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых  коллективов, их формирований  в разработке, реализации и контроле  за выполнением мер по обеспечению  занятости во взаимодействии  с органами государственного  управления;

      - предоставление  социальных гарантий  и компенсаций безработным;

      - обеспечение  социальной защиты  в области  занятости, проведение  специальных  мероприятий для  трудоустройства  граждан, желающих работать;

      - международное  сотрудничество  в решении проблем  занятости населения, включая  профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

      Так же социальная защита безработных осуществляется с помощью службы занятости. Функции службы занятости можно посмотреть в Приложении А.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2 СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ БЕЗРАБОТНЫХ В РАЗНЫХ СТРАНАХ

      2.1 Система социальной защиты безработных в России

      В начале 1990-х годов выбор модели социальной защиты от безработицы в России был обусловлен, во-первых, внешним "подталкиванием", во-вторых, желанием создать цивилизованную систему, способную амортизировать негативные последствия экономических преобразований и снизить социальные издержки безработицы. Таким образом, изначально российская модель системы социальной защиты от безработицы была ориентирована на модель европейских стран, характеризующуюся высокой степенью социальной защищенности.

      Основные  принципы этой модели закреплены в  законе "О занятости населения Российской Федерации", принятом до начала рыночных преобразований (в июле 1991 г.) и действующем в настоящее время. В нем предусмотрено сосуществование двух систем материальной поддержки безработных - страховых пособий и социальной помощи. В соответствии со страховой системой величина пособия по безработице увязывается с размером получаемого заработка и периодом оплачиваемой занятости, предшествующим безработице. Система социальной помощи предполагает несколько видов социальных пособий по безработице: социальные пособия для тех, кто не обладает правом или исчерпал право на страховые выплаты по безработице (впервые выходящие на рынок труда или выходящие после длительного перерыва, длительно безработные); социальные пособия семьям безработных в форме ежемесячных доплат на иждивенцев, находящихся на содержании безработных граждан. Размер этих доплат привязан к минимальным социальным стандартам (минимальной заработной плате или прожиточному минимуму). 

      Формирование  рыночной экономики18 в России невозможно без действенной социальной политики. Социальная политика в переходный к рынку период должна строится на трех основных принципах: приоритетность проблем социальной защищенности населения19; повышение роли личного трудового дохода в удовлетворении социально культурных и бытовых нужд населения и ликвидация на этой основе иждивенчества; организация нового механизма финансирования социальной сферы, т.е. переход от государственного патернализма к социальному партнерству.

      Социальная  защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях - по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах.

      Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование.

      В современных условиях особую сторону  приобрели проблемы безработицы  и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив, т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.

      Законодательство  Российской Федерации обеспечивает социальную защиту в области занятости  населения20, проведение специальных мероприятий, способствующих обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор, лица, осужденные к лишению свободы и не обеспеченные работой по независящим от них причинам, лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право выхода на трудовую пенсию по старости), беженцы и вынужденные переселенцы, граждане, уволенные с военной службы и члены их семей, одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, семьи, в которых оба родителя признаны безработными, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф).

      Целевая программа21 организации временного трудоустройства безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, разработана в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Информация о работе Система социальной защиты безработных