Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 08:31, автореферат
Цель и задачи. Целью диссертационной работы является разработка научных принципов и подходов, методов использования виртуальных процедур в процессе управления промышленным предприятием и на этой основе построение конкретных бизнес–моделей, призванных обеспечить качественно новый уровень системы управления субъектов хозяйствования.
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих взаимосвязанных задач:
обосновать научные категории виртуализации в качестве рабочего инструмента, которые возникли в связи с органичным включением виртуальных процедур в управленческий процесс промышленного предприятия;
выявить структуру информационного обеспечения, которая является основой построения управленческого процесса промышленного предприятия с использованием виртуальных процедур и формирования базы данных информационно-аналитического центра;
на базе уточнения существующих методик эффективности функционирования экономических систем на микроуровне, предложена авторская методика расчета затрат каждого предприятия промышленного комплекса на виртуальные процедуры путем построения экономико–математической модели формирования суммарных затрат (прямых и косвенных), позволяющая адекватно связать их с получаемым эффектом от виртуализации, а также сгруппировать субъекты по двум направлениям: информационно-аналитический центр (оттоков наличности) и покупателей продукции предприятия (притоков наличности);
разработана
классификация бизнес-моделей
показана значимость модели электронного бизнеса, с одной стороны, в качестве сегмента апробации модели Интернет-представительства промышленного предприятия, с другой – как относительно автономной модели управления предприятием на базе виртуальных процедур, в рамках которой не только осуществляются продажи продукции предприятия в электронном режиме, но и формируется имидж промышленного предприятия, элементы контроллинга, закладываются долгосрочные основы бизнес-контактов с поставщиками материальных ресурсов и потребителями готовой продукции.
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость работы заключается в том, что её положения, используемые методы, инструменты можно принять за основу при построении механизмов управления промышленным предприятием на базе виртуальных процедур. Переход от категориального подхода к моделям теоретического характера и далее к конкретным моделям (бизнес-модель промышленного предприятия, электронного бизнеса) является классическим вариантом системных исследований, методов анализа от абстрактного к конкретному.
Сконструированные бизнес-модели предприятия являются рабочим инструментом, которые можно либо без адаптации, либо при незначительной вариации использовать промышленному предприятию любой отрасли, в особенности предприятиям сахарной промышленности.
Полученные результаты исследований можно использовать в учебном процессе высших учебных заведений при изучении дисциплин «Менеджмент», «Производственный менеджмент», «Внутрифирменное планирование», а также специального курса «Инновационные методы управления на основе виртуальных экономических отношений».
Апробация результатов исследования. Основные результаты диссертационного исследования докладывались на международных, всероссийских, научных, научно-практических конференциях, семинарах: Всероссийской научной конференции "Юг России в перекрестье напряжений" (2003 г.) г. Туапсе, Международной научно-практической конференции Кубанского государственного университета "Инвестиционный потенциал экономического роста в условиях глобализации" (2004 г.) г. Сочи, Международной научно-практической конференции "Инновационная экономика в зеркале устойчивого развития" (2005 г.) г. Сочи и др.
Рекомендации соискателя по повышению эффективности взаимодействия промышленных предприятий Краснодарского края посредством виртуальный процедур использованы при организации деятельности сахарных заводов ОАО "Динсксахар", ОАО "Гиркубс", ОАО "Кореновсксахар".
Основные положения исследования нашли отражение в 10 печатных работах общим объёмом 2,51 п.л., в том числе авторских 1,59 п.л.
Структура и объём работы обусловлены логикой исследования, позволяющей последовательно раскрыть обозначенные цель и задачи исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, включающих 9 параграфов, заключения, библиографического списка из 145 наименований. Общий объём диссертации составляет 158 страниц, в неё включено 8 формул, 18 таблиц, 26 рисунков.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определяется степень разработанности проблемы, формулируется цель и задачи исследования, излагается научная новизна результатов, выносимых на защиту.
В первой
главе «Информационные
В современном
обществе Интернет оказывает настолько
значительное влияние на мировой
бизнес, что речь идет о мировой
Интернет-экономике. Влияние Интернет-технологий
на экономику сопоставимо с
На рисунках
1 и 2 приведена динамика наиболее распространённой
в настоящее время формы
Рисунок 1 — Рост годового оборота рынка электронных продаж в системе «предприятие – предприятие», млрд долл.[1]
При общих тенденциях существенного роста годового оборота электронных продаж во всех регионах земного шара следует отметить особую интенсивность этого процесса в Европе, и, как следствие, проникновение подобных тенденций на промышленные, торговые предприятия России.
Рисунок 2 — Рост электронной коммерции в системе «предприятие – потребитель», млрд долл.[2]
В диссертации рассматривается опыт ведения электронного бизнеса на предприятиях различных стран мира, в частности: компании ДЕЛЛ (Dell Computer) – лидируют в США в области производства компьютерных систем; «UBS» (Цюрих, Швейцария) – крупнейший банк Европы; «MIGROS Cooperative» (далее Мигрос) – торговых компаний Швейцарии); немецкой компании «AGI business media productions GmbH» – крупнейшего мультимедийного агентства Германии.
Анализ зарубежного опыта позволил сформулировать общие принципы интеграции информационных технологий в управленческий процесс, не зависимые от специализации предприятия. Общепринятое определение информационных технологий, как совокупности программно-технических средств вычислительной техники, приемов, способов обработки и передачи информации в конкретных предметных областях не отражает основополагающих принципов, при которых информационные технологии становятся инновационным инструментом механизмов управления на предприятии. А именно, к таким принципам автору представляется важным отнести:
многоуровневость бизнес-системы с обязательным включением её в глобальную информационную сеть;
наличие
независимых партнёров –
органичное включение в процесс управления промышленным предприятием (комплексами предприятий) в целом, созданием своих (собственных) управленческих структур с определёнными функциями в процессе управления.
формирование кооперационного менеджмента в целях координации деятельности территориально распределенных партнерских компаний;
направленность на управленческие функции промышленного предприятия;
Исходя из данных принципов, в диссертации формируются рабочие категории виртуальных процедур управления. Прежде всего, представляется важным углубление понятия виртуализации, отказ от его определения с упором на технический аспект проблемы, предполагающего, что его основой является использование компьютерной симуляции посредством Интернет. Безусловно, компьютерная симуляция является важной, но лишь технической стороной проблемы, и ещё не обеспечивает должных предпосылок применения виртуальных процедур
в управленческом процессе. Важным является органичное "встраивание" виртуальных инструментов в процесс управления с определением места, функций субъектов – носителей виртуальных процедур.
Виртуальные категории классифицируются в работе по принципам интеграции в управленческие процедуры относительно обособленных организационных структур, включающие понятие виртуального рабочего места, виртуального предприятия, интегрированных бизнес-моделей, построенных на сетевых принципах.
В частности, недостаточно отметить, что виртуальное рабочее место, которое отнесено к первой группе, представляет собой настольный или переносной компьютер с установленным программным обеспечением, необходимым для подключения к серверам корпоративной сети. Это, безусловно, так. Однако без определения того, какие конкретно управленческие задачи будут решаться на данном рабочем месте, с какими субъектами будет осуществляться координация, какой тип управленческой организации будет в результате получен, достижение эффективности применения виртуальных процедур будет весьма проблематичным.
Вторую группу категорий виртуальных процедур представляет понятие виртуальных предприятий. С авторских позиций вполне можно согласиться с определением виртуального предприятия, данного в диссертационной работе Д.А Ивановым, представляющего динамичную открытую бизнес-систему в виде совокупности временно объединенных на принципах кооперации в рамках единого информационного пространства технологических ресурсов автономных экономических агентов, способных на основании их координации и оперативного распределения производить конечный продукт или услугу. Тем не менее, следует подчеркнуть, что данное определение не может охватить все многообразные стороны этой новой категории. В частности, У. Франке считает особо важным отметить организацию проведения работ администратором базы данных по инициированию виртуальной Web-платформы, поддержанию ее деятельности и лишь затем приступить на этой основе к формированию и функционированию виртуальной организации. При формировании категорий второй группы является оправданным в рамках авторских исследований подчеркнуть ориентацию проектирования виртуального предприятия на теорию базовой компетенции. Этот элемент принят автором в качестве предпосылки использования информационных технологий в управленческом процессе.
В случае
использования виртуальных
Вторая
глава «Интегрированные информационные
структуры промышленного
На основе анализа концепций по методологии управления и планирования промышленных предприятий (И. Ансофф, К. Боумэн, С. С. Исаулова, Ф. Котлер и др.), автор провёл классификацию основных показателей управления промышленным предприятием с позиций решаемых управленческих задач (рис. 3). При расчёте показателей управления и планирования субъектов хозяйствования основываются на определении стратегии предприятия. Главным итогом маркетингового планирования является прогнозирование перспективных продаж, а управления маркетингом – каким инструментарием маркетингового микс эти продажи достижимы. Далее рассчитываются остальные показатели развития предприятия.
Отметим определённую условность данной схемы, которая вполне пригодна как рабочая гипотеза авторского исследования и позволяет сделать выводы, на которых будут основаны дальнейшие исследования.