Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:28, дипломная работа
Цель выпускной квалификационной работы – рассмотреть организацию работы коммерческого банка с пластиковыми картами и совершенствование операций с пластиковыми картами в ВТБ.
В связи с целью работы были поставлены следующие задачи:
Рассмотреть понятие, виды пластиковых карт и их особенности;
Определить основные операции с пластиковыми картами;
Осветить российские и зарубежные платежные системы;
Проанализировать операции с банковскими картами ОАО Банк ВТБ;
Охарактеризовать зарубежный опыт использования пластиковых карт;
Исследовать проблемы развития рынка пластиковых карт в России;
Представить рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО Банк ВТБ.
Введение
1. Теоретические основы организации операций банка с пластиковыми картами
Понятие, виды пластиковых карт и их особенности
Организация работы коммерческого банка с пластиковыми картами, основные операции с пластиковыми картами
Российские и зарубежные платежные системы
Нормативное регулирование операций с пластиковыми картами
2. Анализ операций с банковскими картами ОАО «ВТБ»
2.1 Краткая экономико-организационная характеристика ОАО «ВТБ»
2.2 Особенности операций с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ» 42
3. Перспективы развития рынка пластиковых карт и рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.1 Зарубежный опыт использования пластиковых карт
3.2 Проблемы и перспективы развития и совершенствования рынка пластиковых карт. Рекомендации по повышению эффективности работы с пластиковыми картами в ОАО «ВТБ»
3.3 Пластиковые карты в условиях экономической нестабильности
Заключение
Список литературы
Приложения
Вычислительные возможности смарт-карт позволяют использовать, например, одну и ту же карту и в операциях с on-line авторизацией и как многовалютный электронный кошелек. Их широкое использование в системах VISA и Europay/MasterCard начнется уже в ближайшие год-два, а в течение десятилетия смарт-карты должны полностью вытеснить карты с магнитной полосой (по крайней мере, таковы планы...).
Помимо описанных выше типов пластиковых карточек, используемых в финансовых приложениях, есть еще ряд карточек, основанных на иных механизмах хранения данных. Такие карточки (оптические, индукционные и пр.) используются в медицинских системах, системах безопасности и прочее.
1.2 Организация работы
коммерческого банка с
Пластиковая карточка – это персонифицированный платежный инструмент, предоставляющий пользующемуся карточкой лицу, возможность безналичной оплаты товаров и/или услуги и получения наличных средств в отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах).
Принимающие карточку предприятия торговли/сервиса и отделения банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).
Особенностью продаж и выдач, наличных по карточкам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками «в долг»: товары и наличные предоставляются клиентам сразу, а средства в их возмещение поступают на счета обслуживающих предприятий чаще всего через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карточек, является выпустивший их банк-эмитент. Именно поэтому карточки на протяжении всего срока действия остаются собственностью банка, а клиенты (держатели карточек) получают их лишь в пользование. Характер гарантий банка-эмитента зависит от платежных полномочий, предоставляемых клиенту и фиксируемых классом карточки.
При выдаче карточки клиенту осуществляется ее персонализация – на нее заносятся данные, позволяющие идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карточки при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка обслуживания делает запрос платежной системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Авторизация проводится, автоматически, карточка помещается в POS-терминал или торговый терминал (POS – Point Of Sale), данные считываются с карточки, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карточки со специальной клавиатуры – секретный ПИН-код (ПИН – Персональный Идентификационный Номер). После этого терминал осуществляет авторизацию либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-line авторизация).
В случае выдачи наличных денег
процедура носит аналогичный
характер с тем лишь отличием, что
деньги в автоматическом режиме выдаются
специальным устройством –
Операции с банковскими карточками проводятся коммерческими банками, уполномоченными на совершение операции и имеющими необходимое оборудование для работы с карточками. Банковские карточки клиента выдаются физическим лицам, заключившим договор с банком. В соответствии с этим договором безналичные расчеты клиентом осуществляются с применением микропроцессорной банковской карточки.
В банковской карточке клиента всегда ведется остаток средств карточки после совершения каждой операции, и хранятся записи об операциях совершенных с применением банковской карточки в учреждениях коммерческих банков, предприятиях торговли и сферы обслуживания. Остаток средств на микропроцессорной карточке состоит из закрытого и открытого остатка, при совершении операции с которым требуется ввод личных паролей клиента, при трехкратном введении неправильного персонального кода карточка блокируется, и операции с ней не производятся. По открытому остатку совершаются только расходные операции и ввод личных паролей клиента не требуется. На каждую карточку, выданную клиенту, открывается отдельный счет. Карточка выдается на срок 12 месяцев. Клиент имеет право по своему желанию продлить срок действия банковской карточки по месту выдачи еще на 12 месяцев.
По счету банковской карточки начисляется доход, исходя из процентной ставки, установленной банком. Любое лицо, предъявившее банковскую карточку и владеющее паролями
доступа к карточке, имеет право совершать все операции с карточками.
Преимущества пластиковых карт для клиентов:
пополнение остатка средств на счете банковской карточки внесением наличных денег или перечислением средств с другого счета, открытого в том же учреждении банка, как на имя вкладчика, так и на имя другого лица;
возможность поручения предприятию о перечислении своих денежных доходов на счет банковской карточки в соответствии с договором, заключенным между организацией и коммерческим банком, выдавшим банковскую карточку;
получение наличных денег по банковской карточке в учреждениях банка и через банкоматы, обслуживающих данную карту;
оплата товаров и услуг в торговых учреждениях и предприятиях сферы услуг;
получение справки об остатке средств на банковской карточке, изменить личные пароли.
Банки, предоставляющие услуги по чиповым карточкам, также в свою очередь имеют ряд преимуществ:
новый источник доходов благодаря средствам, хранящихся на картах клиентов;
получение комиссионных с платежных операций по карточкам;
привлечение клиентов за счет предоставления нового вида услуг;
улучшение имиджа банка как организации, использующей новейшие современные технологии;
портативность, автономность и простота инстанции платежного терминала, обеспечивающие его широкое применение всюду;
безопасность – деньги с карты довольно сложно украсть;
точность расчета, отсутствие проблем с разменом и сдачей, простота обслуживания.
Преимущества, для частных лиц, имеющих пластиковые карты:[13, C.27]
безопасность расчетов и хранения средств, отсутствия больших сумм наличности в кошельке;
возможность начисления процентов на средства на карточке;
гарантия оплаты;
отсутствие проблем со сдачей;
возможность получать наличные средства с карты в любом пункте обслуживания;
конфиденциальность информации о состоянии финансовых дел клиента;
возможность осуществлять денежные переводы с помощью карточки;
материальные льготы (повышенные проценты по карт-счету, поощрения при покупке товаров в магазинах и т. д.);
возможность восстановления карточки при ее утере или краже;
миниатюрность (независимо от количества средств на карточке);
возможность получить наличные деньги в любом городе России и за её пределами, в учреждениях коммерческих банков, работающих с ПК.
Анализируя кредитные программы банков, сложившиеся на российском рынке достаточно давно, и с той или иной степенью успешности работающие в сложных экономических условиях сегодняшнего дня, можно заметить, что кредитные карты, традиционно, являются одним из самых дорогих видов займовых продуктов для потребителя. Борьба за потенциальных заемщиков, стремящихся, в свою очередь, как можно дешевле заплатить за ссуженные деньги, еще задолго до начала кризиса, вынудила кредитно-финансовые организации искать оригинальные пути мотивации для приобретения клиентами именно такого банковского продукта, как кредитные карты. Вполне обоснованным можно считать, что маркетинговые решения, хорошо зарекомендовавшие себя на Западе, начали внедряться в России: таким образом, и на нашем рынке появились кобренды.
Необходимо заметить, что
кредитные карты по совместным программам
ничем, кроме наличия дополнительных
возможностей за рамками кредитования,
не отличаются от банковских продуктов
своего класса. «Совместные карты
обладают всеми преимуществами международных
банковских карт и не предусматривают
никаких ограничений для
Наличие удобных для клиента «услуг» кредитной карты часто является основной мотивацией к ее сохранению и использованию со стороны весьма осторожного в последнее время заемщика.
Анализируя множество кобрендинговых продуктов самых разнообразных банков российского рынка, очевидно, что мотивационный подход для увеличения спроса на этот вид займовой услуги, можно разделить на две большие группы: эмоциональную и рациональную. К эмоциональной группе мотивов относятся все виды карт, дополнительным плюсом в которых является участие в тех или иных благотворительных проектах, либо удовлетворяющих потребности клиента через «прикосновения» к его увлечениям, пристрастиям (например, футболу, автомобилям).
Заемщик не просто пользуется
деньгами, но и сознает, что часть
средств будет направлена в какой-либо
известный благотворительный
Карта выпускается при поддержке FIFA и Российского Футбольного Союза. Камаль Буши, исполнительный директор по развитию карточного бизнеса и эквайринга Банка Русский Стандарт, отметил, что подобный продукт является уникальным для «футбольной России», а для клиентов это возможность прикоснуться к знаменательному спортивному событию, поддержать развитие молодежного футбола в стране. Карты по этой программе обладают рядом уникальных опций. В частности, Банк Русский Стандарт из собственных средств перечисляет фиксированный процент со всех транзакций, совершаемых при помощи этих карт, в поддержку развития молодежного футбола. Держатели карт также получают скидки при оплате картой специальной серии товаров в сети магазинов «Adidas». Активно расплачивающиеся картой заемщики, имеют возможность выиграть призы. В их числе две поездки в ЮАР на игры Чемпионата Мира FIFA 2010 (каждая поездка на две персоны). Разумеется, сохранен «льготный период» до 55 дней, отсутствует плата за выдачу наличных денежных средств в банкоматах и пунктах выдачи наличных в пределах остатка на счете, как и все остальные стандартные функции.
К картам с рациональным мотивирующим подходом к заемщику относятся все кобренды, несущие конкретную материальную выгоду для держателя. «Бонусы», как правило, приносят ощутимую пользу, но не обмениваются на деньги, хотя могут включать в себя солидные скидки, а то и полную компенсацию каких-то затрат. Примером такого сотрудничества может служить программа открытая Промсвязьбанком совместно с авиакомпанией «Трансаэро». Держатели карт «Промсвязьбанк-Трансаэро» автоматически становятся участниками программы «Трансаэро Привилегия», что позволяет им накапливать баллы, которые в дальнейшем можно обменять на бесплатный билет на выбранный регулярный рейс. Баллы начисляются от банка за безналичные операции оплаты товаров и услуг в торгово-сервисной сети и от «Трансаэро» за полеты регулярными рейсами авиакомпании. Интересные возможности кредитных карт предлагает Райффайзенбанк совместно «Малиной» – самой известной на данный момент российской программой потребительской лояльности.
Совершая любые покупки
по такой кредитной карте, клиенту
автоматически начисляются
Даже из этого, далеко не полного обзора существующих кобрендинговых проектов становится понятно, что жесточайшая конкуренция за хороших клиентов среди банков, выгодна и простым потребителям, так как, действительно, открывает новые перспективы безналичного расчета и экономии собственных средств.
1.3 Российские и зарубежные платежные системы
Крупнейшими международными организациями, объединившими под своими крышами огромное число кредитных организаций разных стран, являются VISA International, EuroCard/MasterCard и American Express. Для того чтобы стать эмитентом одной из перечисленных карт, банк или иная кредитная организация обязаны стать членом любой из этих организаций. Несмотря на то, что для приобретения банковских карт этих платежных систем необходимо произвести довольно значительные финансовые вложения, наибольшим спросом пользуются именно они.