Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 20:21, курсовая работа
Целью курсовой работы является проведение анализа и проектирование системы мотивации деятельности работников бухгалтерии организации.
Для успешного достижения цели курсовой работы в процессе его выполнения должен быть решен ряд задач:
-исследовать современное состояние хозяйствующего субъекта;
-исследовать теоретические аспекты мотивации персонала;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. История создания, цели, задачи предприятия 6
1.2. Организационная структура управления предприятием 9
1.3. Основные виды деятельности 14
1.4. Характеристика персонала предприятия 17
1.5. Организация оплаты труда 22
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОТИВАЦИИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА 26
2.1. Мотивация трудовой деятельности персонала 26
2.2. Виды стимулирования трудовой активности персонала 29
3. МОТИВАЦИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА РАБОТНИКОВ ПРЕДПРИЯТИЯ: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ 34
3.1. Выявление основных проблем в области мотивации деятельности персонала 34
3.2. Разработка мероприятий в области стимулирования труда 38
3.2.1. Мероприятия в области материального стимулирования трудовой активности 38
3.2.2. Мероприятия в области морального стимулирования трудовой активности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
Данные таблицы 3 говорят, что в структуре персонала филиала ОАО «РЖД» в г. Ижевск преобладают лица в возрасте от 30 до 40 лет. При этом следует указать, что в 2009-2011 гг. в структуре персонала филиала ОАО «РЖД» в г. Ижевск преобладали лица в возрасте от 40 до 50 лет. Но, несмотря на некоторое омоложение кадрового состава удельный вес работников старше 50 лет велик.
В результате, если предприятие не будет в ближайшие годы уделять внимание привлечению в филиал ОАО «РЖД» в г. Ижевск молодых специалистов, то через 5-10 лет предприятию будет гарантирован кадровый голод.
Классификация работников филиала ОАО «РЖД» в г. Ижевск по трудовому стажу представлена в таблице 4.
Таблица 4
Классификация работников филиала ОАО «РЖД» в г. Ижевск по трудовому стажу
Наименование |
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. |
Структура персонала, % | ||
2009 г. |
2010 г. |
2011 г. | ||||
стаж до 3 лет, чел. |
125 |
132 |
134 |
7,58 |
7,44 |
7,23 |
стаж от 3 до 5 лет, чел. |
258 |
262 |
274 |
15,64 |
14,76 |
14,79 |
стаж от 5 до 10 лет, чел. |
385 |
387 |
394 |
23,33 |
21,80 |
21,26 |
стаж от 10 до 20 лет, чел. |
458 |
468 |
471 |
27,76 |
26,37 |
25,42 |
стаж свыше 20 лет, чел. |
424 |
526 |
580 |
25,70 |
29,63 |
31,30 |
Итого |
1650 |
1775 |
1853 |
100,00 |
100,00 |
100,00 |
Данные таблицы 4 позволяют сделать вывод о преобладании в филиале ОАО «РЖД» в г. Ижевск работников, чей общий трудовой стаж превышает 20 лет. Данный факт подтверждает «старение» коллектива филиала ОАО «РЖД» в г. Ижевск.
Проанализируем динамику движения персонала за 2009-2011 годы (табл. 6). В процессе исследования расчет показателей движения персонала проводится по следующим формулам:
а) коэффициент оборота по приему кадров:
Кпр = Кприн / Ср, (1)
где: Кприн - количество принятых сотрудников;
Ср - среднесписочная численность персонала.
б) коэффициент оборота по выбытию кадров:
Кв = Кув / Ср, (2)
где Кув. - количество уволенных сотрудников;
в) коэффициент общего оборота кадров:
Кпр = (Кприн. + Кув) / Ср, (3)
г) коэффициент текучести кадров:
Кт = (Кадм. + Ксобств.) / Ср, (4)
где: Кадм. – количество уволенных по инициативе администрации
Ксобств. – количество уволенных по собственному желанию.
д) коэффициент постоянства кадров:
Кп = Кпрор / Ср, (5)
где Кпрор - количество работников, проработавших весь год.
Таблица 5
Динамика показателей движения персонала филиала ОАО «РЖД» в г. Ижевск
Наименование показателя |
Период |
Отклонение, абс. |
Отклонение, отн., % | ||||
2009 год |
2010 год |
2011 год |
2010/ 2009 гг. |
2011/ 2010 гг. |
2010/ 2009 гг. |
2011/ 2010 гг. | |
Численность на начало года, чел. |
1450 |
1650 |
1775 |
200 |
125 |
13,79 |
7,58 |
Численность на конец года, чел. |
1650 |
1775 |
1853 |
125 |
78 |
7,58 |
4,39 |
Среднесписочная численность, чел. (Ср) |
1550 |
1713 |
1814 |
163 |
101 |
10,52 |
5,90 |
Количество принятых работников (Кприн.), чел. |
320 |
263 |
230 |
-57 |
-33 |
-17,81 |
-12,55 |
Количество уволившихся работников (Кув.), чел., в т.ч. |
130 |
138 |
152 |
8 |
14 |
6,15 |
10,14 |
-по собственному желанию (Ксобств.) |
84 |
95 |
105 |
11 |
10 |
13,10 |
10,53 |
-по инициативе администрации (Кадм.) |
6 |
8 |
9 |
2 |
1 |
33,33 |
12,50 |
-по другим причинам (Кпроч.) |
40 |
35 |
38 |
-5 |
3 |
-12,50 |
8,57 |
Количество работников, проработавших весь год (Кпрор.), чел. |
1200 |
1374 |
1471 |
174 |
97 |
14,50 |
7,06 |
-коэффициент оборота по приему кадров: Кпр = Кприн / Ср: |
0,206 |
0,154 |
0,127 |
-0,053 |
-0,027 |
-25,63 |
-17,42 |
-коэффициент оборота по выбытию кадров: Кв = Кув / Ср: |
0,084 |
0,081 |
0,084 |
-0,003 |
0,003 |
-3,95 |
4,01 |
-коэффициент общего оборота кадров: Коб = (Кприн. + Кув) / Ср: |
0,290 |
0,234 |
0,211 |
-0,056 |
-0,024 |
-19,37 |
-10,04 |
-коэффициент текучести кадров: Кт = (Кадм. + Ксобств.) / Ср: |
0,058 |
0,060 |
0,063 |
0,002 |
0,003 |
3,55 |
4,52 |
-коэффициент постоянства кадров Кп = Кпрор / Ср: |
0,774 |
0,802 |
0,811 |
0,028 |
0,009 |
3,60 |
1,10 |
Как показывают данные табл. 5, за анализируемый период отмечено достаточно существенное снижение коэффициента по приему кадров, что связано со снижением темпов увеличения численности персонала по причине достижения плановой численности работников. В связи с этим, несмотря на рост числа уволенных, коэффициент общего оборота кадров за 2009-2011 гг. снизился (вырос показатель постоянства кадров).
Как установлено в ходе исследования - в 2009-2011 гг. количество уволенных работников увеличивалось, что объясняется ростом числа уволившихся по собственному желанию при некоторой стабильности числа работников уволенных по таким причинам как: призыв в армию, уход на пенсию, перевод на другие предприятия и т.д. Данный факт подтверждает рост коэффициента текучести кадров. Так, если за 2009-2011 гг. число уволенных по инициативе администрации выросло на 3 чел., число уволенных по таким причинам как: призыв в армию, уход на пенсию, перевод на другие предприятия и т.д. снизилось на 2 чел., то число уволенных по собственному желанию выросло на 21 чел.
Таким образом, на изменение коэффициента по выбытию кадров положительное влияние оказало увеличение числа уволенных по собственному желанию и по инициативе администрации.
Увольнение по инициативе администрации происходит по причине нарушения работниками трудовой дисциплины. Рост числа уволенных по собственному желанию происходит на фоне роста заработной платы и введения качественной системы материального стимулирования (3-х уровневая система премирования).
Система материального стимулирования работников ОАО «РЖД» включает две составляющие заработной платы: тарифной части и премиальной части (см. рис. 7).
Таким образом, на ОАО «РЖД» тарифная система оплаты труда применяется в следующих формах:
-сдельно - премиальная
- оплата труда находится в
прямой зависимости от
-повременно - премиальная
- оплата труда зависит от
Дифференциация и
Рис. 7. Система материального стимулирования ОАО «РЖД»
В июле 2011 года ОАО «РЖД» утверждена корпоративная система премирования, с учетом трехуровневого подхода, которая объединяет интересы компании и потребности работников.
Новая система премирования позволяет:
1. Повысить стимулирование работников за повышение безопасности движения поездов и обеспечения охраны труда.
2. Повысить материальную
заинтересованность в
Условия премирования:
1. Отсутствие крушений поездов и аварий;
2. Отсутствие событий,
связанных с нарушением правил
безопасности движения и
3. Отсутствие тяжелых
несчастных случаев и
Основные подходы в новой системе премирования. Система премирования работников филиала ОАО «РЖД» состоит из трех уровней, представленных на рисунке 8.
Рис. 8. Многоуровневая система премирования
Показатели премирования
устанавливаются исходя из задач, поставленных перед конкретным работником, производственным
участком.
Доля премии по показателям премирования
представлена в таблице 6.
Таблица 6
Распределение долей между вторым и третьим уровнями
Категория |
II уровень |
III уровень |
Рабочие |
0,2 |
0,8 |
Производственный участок | ||
Специалисты |
0,3 |
0,7 |
Руководители |
0,4 |
0,6 |
Аппарат управления | ||
Специалисты |
0,6 |
0,4 |
Руководители |
0,7 |
0,3 |
Пример: Невыполнение условия премирования.
Условия премирования:
1. Отсутствие крушений
поездов и аварий – не
2. Отсутствие событий,
связанных с нарушением правил
безопасности движения и
3. Отсутствие тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом с работником по вине работодателя – выполнено.
В этом случае право на премию отсутствует у тех работников производственного участка, по вине которых допущена авария и всех работников органа управления структурного подразделения. Премирование остальных работников производится по их показателям премирования.
Премирование работников органа управления регионального структурного подразделения (дирекции функционального филиала) и органа управления филиала будет осуществляется только по показателям III уровня.
В результате необходимо сделать вывод, что на предприятии функционирует развитая система материального стимулирования персонала. Уровень материального стимулирования персонала напрямую определяется личным трудовым вкладом работника и результатами работы предприятия. Таким образом, на предприятии действует современная система монетарной мотивации персонала.
Приступая к исследованию мотивации как функции процесса управления организацией, представим определения мотивации.
Мотивация — это деятельность, имеющая целью активизировать трудовой коллектив и каждого работающего в организации и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, сформулированных в планах [6].
Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение зависит от многих факторов, во многом индивидуального характера [8].
Опыт лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации. В то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с отсутствием поддержки со стороны персонала. Нередко руководство детально разрабатывает стратегию и доводит до сведения всех работающих причины, по которым необходимы перемены, но не детализирует, что это означает для каждого работника.
Информация о работе Совершенствование управления персоналом на предприятии