Совершенствования системы финансового планирования на примере организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность, цели и задачи финансового планирования;
• проанализировать виды и принципы финансового планирования;
• выявить недостатки финансового планирования на предприятии и предложить пути его совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

    В зарубежной науке и практике планирования будущего корпораций принято также выделять четыре основных вида временной ориентации, или типологии составления планов.

    По  классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным, инактивным, преактивным и интерактивным. У одних плановиков преобладает ориентация на прошлое (реактивная), у других – на настоящее (инактивная), у третьих – на будущее (преактивная). Четвертый вид ориентации предполагает взаимодействие (интерактивизм) прошлого, настоящего и будущего как различных, но не разделимых видов планирования.

    Реактивное  планирование базируется на анализе предшествующего опыта и истории развития производства и чаще всего опирается на старые организационные формы и сложившиеся традиции. Такое планирование рассматривает производственные проблемы по отдельности, а не как соответствующую систему, и потому не учитывает взаимодействие целого и его отдельных частей. Кроме того, оно основывается на ошибочном представлении, что если избавиться от ненужного, то получится требуемый результат. Это планирование начинает менеджер низшего звена с перечня того, что нужно предусмотреть для предстоящих изменений. Затем разрабатывается проект отыскания и устранения причины недостатков, производится оценка затрат и результатов по каждому проекту и устанавливаются нужные приоритеты. Далее отбирается проект, предполагающий обычно расходование больших ресурсов, чем требуется в реальных условиях. Отобранный проект плана передается непосредственному руководителю, который после своей корректировки направляет его на следующий уровень управления. Передача проекта продолжается до тех пор, пока сводные планы не достигают высшего уровня управления, где происходит окончательный выбор варианта, знаменующий завершение аналитического процесса разработки внутрифирменного плана. Реактивное планирование, ориентированное на прошлое, очень часто приводит к вытеснению продуктов и услуг этих корпораций не только с внешнего, но и с внутреннего рынка, поскольку другие фирмы лучше планируют и осваивают конкурентоспособную продукцию.

    Инактивное планирование ориентируется на существующее положение предприятия и не предусматривает как возвращения к прежнему состоянию, так и продвижения вперед. Его основными целями являются выживание и стабильность производства. Свой стиль, традиции и правила инактивные организации ценят выше, чем экономичность или эффективность планово-производственной деятельности. Лучше всех существуют те предприятия с инактивным стилем управления, у которых выживание не зависит от продуктивности труда. Много примеров инактивного планирования можно найти на государственных предприятиях, в административных учреждениях, бюджетных организациях, а также в отделах обслуживания и функциональных службах различных предприятий (фирм). Инактивное планирование, ориентированное на настоящее, не способствует экономическому росту и развитию отечественных предприятий.

    Преактивное планирование направлено на осуществление непрерывных изменений в различных сферах деятельности предприятий (фирм). В своем стремлении к лучшему преактивисты опираются на все достижения науки и техники, широко применяют эксперимент и прогнозирование, но мало используют накопленный опыт. Такое планирование состоит из прогнозирования будущего и подготовки к нему и осуществляется на предприятиях «сверху вниз». Начинается оно с прогнозирования внешних условий, затем формулируются важнейшие цели предприятия и его стратегия как целостная программа их достижения. Основная трудность преактивного планирования вытекает из того факта, что чем дальше в будущее проникает прогноз, тем больше вероятная ошибка. Поэтому эффективная подготовка возможна в лучшем случае для относительно близкого будущего. Следовательно, преактивное планирование, основанное на прогнозах, может быть эффективным лишь для относительно короткого периода.

    Интерактивное планирование заключается в проектировании желаемого будущего и изыскании путей его построения. Поэтому такое планирование скорее сосредоточивается на повышении результативности со временем, его цель – максимизировать свою способность обучаться и адаптироваться или развиваться. Ускорение социально-экономических изменений делает обучение и адаптацию ключевыми моментами интерактивного планирования. Ни одну проблему как для экономики или общества в целом, так и для отдельного предприятия (фирмы) нельзя решить навсегда или надолго, и поэтому по мере ускорения изменений период действия планово-управленческих решений сокращается. Более того, решение одной проблемы создает новые, иногда и более трудные, чем решенные. Прогресс экономической науки, например, определяется в равной степени переходом как от простых проблем к сложным, так и от сложных решений к простым. Интерактивное планирование, ориентированное на взаимодействие прошлого, настоящего и будущего, направлено на повышение уровня индивидуального, организационного и общественного развития предприятия и всей страны и улучшение качества жизни людей.

    Данная  классификация видов и систем внутрифирменного планирования является наиболее полной в учебной и научной  литературе. В определенной мере она  также характеризует и основное содержание любой плановой деятельности не только на предприятиях, но и на всех других уровнях управления. Здесь представляется необходимым уточнить содержание или предмет этой деятельности с научных и практических позиций.

 

     

Таблица 1

Классификация видов планирования

п/п

Классификационный

принцип

Виды  планирования
1 Степень охвата Общее Частное      
2 Содержание  планирования Стратегическое Тактическое Оперативное    
3 Предмет (объект) планирования Целевое Планирование  средств Программное планирование Планирование  действий  
4 Сфера функционирования Планирование  
сбыта
Планирование  производства Планирование  персонала Планирование  финансов Планирование  инвестиций
5 Глубина планирования Глобальное Контурное Детальное    
6 Сроки планирования Краткосрочное Среднесрочное планирование Долгосрочное  планирование    
7 Координация местных  планов  
во времени
Последовательное Одновременное      
8 Учет изменения  данных Жесткое Гибкое      
9 Очередность во времени Упорядоченное Скользящее      
10 Уровень управления Фирменное Корпоративное      
11 Методы обновления Рыночные Индикативные (государственное регулирование)      
 

 

    

    Теория  планирования предусматривает формирование научных знаний по следующим важнейшим проблемам: методология рыночного планирования, разработка нормативной базы, механизм взаимодействия плановых нормативов и показателей, методика составления планов, стратегическое планирование, сетевое планирование, бизнес-планирование, технико-экономическое планирование, социально-трудовое планирование, финансовое планирование, оперативное планирование, экономическая оценка планов, совершенствование планирования и т. д.

    Практика  планирования предполагает освоение теории и методологии, изучение методов и способов обоснования планов, использование знаний для поиска и выбора необходимых средств и ограниченных ресурсов, обеспечивающих возможность осуществления намеченных целей и выполнения планов производственно-экономической деятельности.

    Содержание  рыночного планирования на предприятиях определяется такими взаимосвязанными внешними и внутренними факторами, как потребители и поставщики, объект и система показателей, методы и технология составления планов и т. п.

    Всякое  планирование, как процесс практической деятельности, включает обычно несколько  этапов, или стадий, основное назначение которых состоит  
в следующем:

  • формулирование состава предстоящих плановых проблем, определение системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия или фирмы;
  • обоснование выдвигаемых стратегий, целей и задач, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектирование желаемого будущего организации;
  • планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, выбор или создание необходимых средств для приближения к желаемому будущему;
  • определение потребности ресурсов, планирование объемов и структуры необходимых ресурсов и сроков их поступления;
  • проектирование внедрения разработанных планов и контроль за их выполнением.

    Приведенный порядок планирования широко распространен  на американских фирмах.

    На  отечественных предприятиях также  применяется подобная технология планирования, содержащая три основных этапа практической деятельности:

    1) составление планов, принятие решений  о будущих целях организации  и способах их достижения;

    2) организация выполнения плановых решений, оценка реальных показателей деятельности предприятия;

    3) контроль и анализ конечных  результатов, корректировка фактических  показателей и совершенствование  деятельности предприятия.

    Правильный  выбор вида, содержания и технологии внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях имеет существенное значение не только для обоснования целей и планов, но и для повышения эффективности производства и качества производимых товаров и услуг, выхода на мировой рынок.

 

2 Организация планирования  на предприятии

2.1 Организация службы  планирования на  предприятии

    Организация планово-экономической работы во многом зависит от размера и типа предприятия.

    На  малых предприятиях обычно не существует глубокого разделения управленческих функций, и высшие руководители самостоятельно определяют все детали планирования и организации производства.

    На  крупных и средних предприятиях разработка стратегических, тактических и календарных планов производится децентрализованно, с учетом принятой организационной структуры, распределения обязанностей между коллективами различных служб, соподчинения управляющих, контроля и координации всех функций организации как единого целого. Ведь именно в подразделениях сосредоточены кадры, имеющие опыт в области производства, закупок, реализации и оперативного руководства. Поэтому подразделения обычно выдвигают реальные предложения для их включения не только в календарные, но и в тактические и даже стратегические планы предприятия.

    На  практике применяют три схемы организации работ по составлению планов: сверху вниз, снизу вверх по иерархической структуре предприятия и круговой способ (встречное планирование).

    Организационно  централизованное планирование на большинстве  крупных и средних предприятий осуществляется сверху вниз. При таком подходе плановые стратегии разрабатываются на высшем уровне управления, где определяются цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития предприятия, и проводится взаимоувязка всех плановых предложений и механизма их реализации. Затем эти цели, задачи и показатели во все более детализированной конкретной форме по мере продвижения на более низкие уровни структуры предприятия включаются в планы подразделений. Это уже технологическое планирование, которое устанавливает пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции. После согласования плановых заданий с конкретными исполнителями планы окончательно утверждаются высшим руководством предприятия и доводятся до подразделений.

Информация о работе Совершенствования системы финансового планирования на примере организации