Совершенствования системы финансового планирования на примере организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 20:44, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - исследование методов финансового планирования и разработка рекомендаций по совершенствование системы финансового планирования на примере организации.
Задачи курсовой работы:
• раскрыть сущность, цели и задачи финансового планирования;
• проанализировать виды и принципы финансового планирования;
• выявить недостатки финансового планирования на предприятии и предложить пути его совершенствования.

Вложенные файлы: 1 файл

планирование.doc

— 296.50 Кб (Скачать файл)

    Такая организация построена на централизации важнейших решений в области планирования на высшем уровне управления предприятием, вместе с тем, она допускает определенную самостоятельность филиалов, цехов и других подразделений в разработке календарных планов на базе показателей, единых для всего предприятия.

    Планирование  снизу вверх осуществляется от планов на местах через планы подразделений к общему плану путем согласований, объединений и корректировок. При этом участки, цехи составляют подробные планы, которые объединяются на верхней ступени, образуя в итоге общий единый план предприятия.

    Встречное планирование объединяет оба предыдущих способа. В процессе, происходящем сверху вниз, осуществляется предварительное планирование по главным целям и составление общего плана на уровне управления предприятием. На более низких уровнях этот план конкретизируется. Затем начинается обратный ход планирования снизу вверх. При этом в план встраиваются более эффективные решения и устраняются разногласия между частями единого объекта планирования. В соответствии с обстоятельствами, может быть осуществлен многократный итеративный процесс согласования плана. Такая организация планирования имеет два существенных преимущества:

  • устраняется порочный круг: не зная вышестоящих целей, нельзя принимать обоснованные решения по нижестоящим целям, планам и альтернативным вариантам действий;
  • вклад в планирование производится всеми подразделениями объекта и требует знания общего плана по предприятию в целом.

    Функциональные  службы по планированию на многих средних по размеру предприятиях выделяются в самостоятельные подразделения, подчиненные вице-президенту по экономике и финансам (рис. 1). 
 

Совет  
директоров
  Президент  
(исполнительный директор)
 
 
 
Вице-президент  
по экономике и финансам
 
   
 
Главный бухгалтер  
 
Менеджер  
по финансам
 
 
Начальник планового отдела  
 
Менеджер по производственным и информационным системам
 
 
Главный экономист  
 
Менеджер  
по труду
 
 
Менеджер по нормированию  
 
Плановики в  произ- 
водственных цехах
 

Рис. 1. Примерная организационная структура  
планово-экономической службы предприятия

    Аппарат, осуществляющий внутрифирменное планирование, включает функциональные подразделения  на разных уровнях управления предприятием. Поскольку планирование – это основная функция управления, то высшим звеном системы планирования можно считать совет директоров, который принимает решения по наиболее важным проблемам стратегии и тактики предприятия.

    В функции планового отдела входит разработка перспективных и текущих  планов, согласование их с производственными подразделениями, корректировка и уточнение плановых показателей, контроль за их выполнением и систематический анализ работы предприятия и его подразделений.

    Менеджер  по планированию анализирует бюджет предприятия, информацию о состоянии отрасли, имеющиеся и необходимые ресурсы. Важным аспектом планирования при этом является тщательная оценка исходных данных.

    В производственных подразделениях функции  планирования выполняют службы оперативного и текущего планирования и контроля, в задачу которых входит составление планов на смену, сутки, неделю, месяц, квартал и год с учетом ограничении и общехозяйственных целей (рис. 2).

    Функции плановых отделов во многом зависят  от типа предприятия.

    Наиболее  подробно при непосредственном участии  работников производственных подразделений разрабатывается годовой план предприятия. В нем детализируются помесячно планы производства и сбыта, а также устанавливаются задания для низовых уровней управления в нормо-часах трудовых затрат  и расходов сырья на единицу товара.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рис.2. Основные элементы плановой работы  
на среднем по размеру предприятии

    Цикл  годового планирования деятельности предприятия, в зависимости от особенностей его  построения, включает систему взаимосвязанных  мероприятий. Фрагмент такого плана приведен на рис. 3. 

Срок Мероприятия Ответственный
Март  – июнь
  • Изучение рынка и конкуренции, оценка ценовой существующей среды
  • Уточнение рыночной, ассортиментной и финансовой стратегий
  • Утверждение целей, показателей  
    и приоритетов
  • Отдел маркетинга
 
  • Плановый  отдел  
    и высшее руководство
  • Высшее руководство
 

Рис. 3. Фрагмент примерного графика планирования  
деятельности предприятия
 

    Функции планового отдела на большинстве отечественных  предприятий.

    В отечественной практике планирование носит децентрализованный характер и рассредоточено практически по всем функциональным отделам предприятия. Руководство работой по экономическому планированию на предприятии, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства, осуществляет планово-экономический отдел (ПЭО). Он же организует проведение комплексного экономического анализа деятельности предприятия, принимает участие в разработке мероприятий по ускорению темпов роста производительности труда, эффективному использованию производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов, повышению рентабельности производства. Важнейшими задачами ПЭО также являются организация и совершенствование хозяйственного внутрипроизводственного расчета, разработка цен на продукцию и услуги предприятия.

    В состав планово-экономического отдела могут входить следующие структурные подразделения (секторы, бюро, группы):

  • технико-экономического планирования;
  • себестоимости;
  • цен;
  • экономического анализа;
  • учета и статистики;
  • калькуляции;
  • нормативов и др.

    Планово-экономический  отдел взаимодействует со следующими подразделениями предприятия: главной бухгалтерией, отделами главного конструктора, метрологии и стандартизации, технического обучения, рационализации и изобретательства, главного технолога, главного механика, главного энергетика, сбыта, маркетинга, организации труда и заработной платы, капитального строительства, материально-технического обеспечения и т. п., а также со всеми основными, вспомогательными и обслуживающими цехами.

    Основные  функции ПЭО:

    1. В области планирования

    1.1. Организация и общее руководство  разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия:

    • подготовка предложений для утверждения  руководством предприятия о порядке, сроках и участниках разработки проектов планов;

    • распределение производственной программы  между цехами и службами предприятия;

    • рассмотрение обоснований и расчетов к проектам планов структурных подразделений  предприятия;

    • обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб предприятия;

    • разработка планов предприятия в  целом.

    1.2. Планирование производственно-хозяйственной  деятельности структурных подразделений предприятия:

    • доведение годовых и квартальных  заданий цехам и службам по установленному перечню показателей;

    • участие в разработке годовых, квартальных  и месячных программ вспомогательных и непроизводственных цехов;

    • рассмотрение цеховых планов, их проверка, внесение необходимых корректировок.

    1.3. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных подразделений в случае изменения производственно-хозяйственной ситуации.

    2. В области организации  планово-экономической  работы

    2.1. Подготовка необходимых материалов  для рассмотрения проектов планов, итогов работы предприятия и цехов в различных органах управления предприятием.

    2.2. Организация хозрасчета на предприятии:

    • разработка системы хозрасчетных показателей  цехов и служб в соответствии со спецификой их работы;

    • контроль за внедрением и совершенствованием хозрасчета в подразделениях предприятия;

    • участие в разработке положений  по материальному стимулированию.

    2.3. Организация работы по нормированию  и ценообразованию на предприятии:

    • систематизация нормативных затрат на изготовление продукции;

     составление нормативных калькуляций, контроль за внесением в них всех текущих изменений;

    • участие в разработке прогрессивных  плановых технико-экономических норм и нормативов и доведение их до цехов, отделов и служб предприятия;

    • разработка совместно с другими службами предприятия, в соответствии с действующим законодательством, проектов оптовых и розничных цен и тарифов и представление их на утверждение;

     разработка и представление на утверждение внутризаводских цен;

    • подготовка заключений по проектам оптовых цен на поставляемую продукцию предприятию;

    • разработка ценников, применяемых при  планировании и учёте;

     анализ цен, выявление убыточных и высокорентабельных изделий, разработка мероприятий по ликвидации убыточности, в случае необходимости – внесение предложений о пересмотре цен на высоко рентабельные изделия, подготовка и представление для утверждения новых цен всех необходимых материалов.

    2.4. Организация разработки мероприятий  по эффективному использованию производственных мощностей основных и оборотных фондов, материальных и трудовых ресурсов, по использованию всех резервов производства.

    2.5. Организация разработки мероприятий  по выполнению и перевыполнению установленных плановых заданий.

    3. В области анализа  и оперативно-статистического  учета

    3.1. Контроль за выполнением цехами  и службами предприятия годовых,  квартальных, месячных, декадных  и суточных планов и заданий.

    3.2. Организация и руководство работой  по комплексному экономическому  анализу производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

    3.3. Представление необходимых обобщающих  материалов и справок по результатам  анализа производственно-хозяйственной  деятельности предприятия.

    3.4. Контроль за правильностью производимых  соответствующими службами и цехами предприятия расчетов экономической эффективности внедрения новой техники, рационализаторских предложений и других организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства, надежности и качества продукции, развитие специализации и кооперирования, механизацию инженерного и управленческого труда.

    3.5. Организация статистической отчетности  предприятия:

    • сбор необходимых материалов, обобщение, подготовка и представление статистической отчетности в сроки и по формам, установленным директивными органами;

    • контроль за качеством статистической отчетности на предприятии;

Информация о работе Совершенствования системы финансового планирования на примере организации