Современное состояние и перспективы развития научно-технического потенциала промышленного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 16:34, курсовая работа

Краткое описание

Изучение вопросов развития научно-технического потенциала отечественных промышленных предприятий предполагает решение проблем и задач, связанных с обеспечением экономической и технологической безопасности страны в целом. Ведь развитие науки и технологий служат решению актуальных задач социально-экономического прогресса страны и относится к числу высших приоритетов Российской Федерации [1].

Вложенные файлы: 1 файл

Современное состояние и перспективы развития научно-технического.doc

— 220.00 Кб (Скачать файл)

В результате реализации научно-технического потенциала промышленных предприятий в технологической структуре промышленного производства складываются технологические уровни, которые дифференцируются по концентрации массовых или качественных ресурсов. В итоге они выстраиваются в определенной последовательности в соответствии с их наукоемкостью и технологоемкостью, дифференцируясь одновременно по характеру используемых технологий, свойствам вовлекаемых ресурсов и выпускаемой продукции. Реализация научно-технического потенциала национальной промышленности предполагает постоянное соответствие между пропорциями распределения ресурсов в верхних хозяйственных звеньях и степенью необходимой качественной трансформации подразделений нижних уровней. Процесс экономического роста в системе многоуровневой технологии происходит как путем наращивания новых, все более высоких технологических уровней, так и путем постепенной качественной трансформации технологии нижних технологических структур производства. При этом побудительными мотивами к перестройке технологии на нижних хозяйственных уровнях служат:

а) исчерпание наиболее доступных первичных  ресурсов, необходимость более рационального  их использования;

б) возникновение больших качественных разрывов между технологиями верхних и нижних уровней: через систему промежуточных звеньев слишком низкий уровень технологии на нижних этажах хозяйственной пирамиды может сдерживать качественный рост в ее верхней части.

С понятием научно-технического потенциала предприятия тесно связано такое понятие, как инновационный потенциал, характеризующий инновационную деятельность предприятия. Инновационный потенциал предприятия предлагается рассматривать состоящим из четырех частей:

1. Задел научно-технических  (технологических) собственных и приобретенных разработок и изобретений. Причем здесь учитывается также возможность и способность предприятия или организации найти и приобрести права на использование необходимых ему разработок, а также заказать новые научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по интересующей их тематике.

2. Состояние  инфраструктурных возможностей  самого предприятия, организации, обеспечивающих прохождение новшеством всех этапов инновационного цикла, превращение его в нововведение или инновацию.

3. Внешние и внутренние факторы,  отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими частями совокупного потенциала промышленного предприятия, научно-технической организации и влияющие на успешность осуществления инновационного цикла.

4. Уровень инновационной культуры, характеризующий степень восприимчивости новшеств персоналом предприятия, организации, его готовности и способности к реализации новшеств в виде инноваций.

В процессе появления и движения технологических  новшеств в такой экономической системе ориентировочно можно выделить несколько направлений.

1. НИОКР, расширяющие круг авангардных  технологий. Переход к использованию новейших технологий оказывает положительное влияние на социальное и экономическое развитие экономики с выраженными признаками многоуровневой структуры лишь в том случае, если существуют гарантии достижения в обозримом будущем качественной сопряженности этих технологий с существующей технологической средой. В противном случае затраты на создание искусственной технологической среды могут как отвлечь существенные ресурсы, необходимые для реализации целей производств, находящихся на верхних горизонтах экономики, так и, что особенно важно, уменьшить ограниченные технические ресурсы, предназначенные для последовательной технической перестройки отраслей, находящихся на нижних уровнях технологической структуры промышленности. В этом случае новые технологии могут послужить барьером на пути очередного пересмотра социально-экономических приоритетов, задержать закономерные сдвиги в технологической и производственной структуре экономики.

2. Изменения, предполагающие развитие  передовых технологий, которые ориентированы на потребности производств и технологий не высших, а средних и низших порядков. Результатом развития этих новых технологий является поддержание равновесия в технологической структуре национальной промышленности, ее определенная консервация. Например,  ядерная энергетика, которая решает проблему энергообеспечения производства за счет увеличения объема ресурсов, а не за счет изменения способов их использования. Технический прогресс будет ориентироваться в этом случае на экстенсивное развитие. Относительное изменение такого рода нагрузки на научно-технический потенциал произойдет при изменении сложившегося механизма воспроизводства, способов распределения ресурсов.

3. Инновации, связанные с перестройкой  технологий относительно низких  порядков.

Традиционно реализация научно-технического потенциала российской промышленности связывается с отраслями оборонно-промышленного комплекса, которые включают в себя:

  • авиационную промышленность;
  • ракетно-космическую промышленность;
  • промышленность обычных вооружений;
  • промышленность боеприпасов и спецхимии;
  • судостроительную промышленность;
  • электронную промышленность;
  • радиопромышленность;
  • промышленность средств связи;
  • атомную промышленность [4].

Подобное  отраслевое деление оборонно-промышленного  комплекса (ОПК) генетически связано с окончательно сформировавшимся во второй половине 1960-х годов ведомственным делением советского оборонного комплекса. В настоящее время все более оформляется потребность перехода к межотраслевой, функциональной системе государственного управления.

Почему  в качестве примера приводится именно ОПК? Дело в том, что ОПК выступает в качестве системообразующей структуры развития научно-технического потенциала национальной промышленности. Однако его предназначение заключается в инициировании ускоренного развития инновационной составляющей других отраслевых групп  и промышленных предприятий. Для этого государство должно сформировать условия, учитывая механизм взаимодействий основных элементов национальной инновационной системы на макроуровне (рис. 2) [4].

Рис. 2. Механизм реализации научно-технического потенциала национальной промышленности (ИиР – исследования и разработки)

Успешное формирование национальной инновационной системы непосредственно зависит от развития инфраструктуры  поддержки инновационной деятельности и быстрой передачи полученных результатов научных исследований, обладающих коммерческим потенциалом, в предпринимательский сектор для производства и вывода на рынок новых наукоемких товаров и услуг.

Под инновационной инфраструктурой  понимается совокупность таких взаимосвязанных экономических субъектов, которые производят новые знания и новшества, преобразуют их в новые продукты и услуги и облегчают их продвижение на рынок.

Помимо  центров трансфера технологий (ЦТТ), инновационно-технологических центров (ИТЦ), технопарков и кластеров  наукоемкого производства, которые  формируют инновационные проекты и создают высокотехнологичные предприятия, в нее входят также объекты,  финансирующие инновационную деятельность (фонды поддержки и венчурные фонды), центры подготовки персонала и информационного обеспечения инновационной деятельности. Кроме того, необходимы конкретные меры организационного, экономического и законодательного характера в целях защиты интеллектуального потенциала и ресурсов оборонного комплекса, а также реализации потенциала научно-технических разработок и двойных технологий для обеспечения структурной перестройки экономики. Успешное решение этой задачи тесно связано с совершенствованием нормативно-правовой базы в области инновационной деятельности и, прежде всего, в области прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, а также с формированием благоприятных условий для эффективного партнерства государства с частным бизнесом в создании инновационного сектора экономики.

Государственная практика в области создания и  трансфера тexнологий в ведущих зарубежных странах является одним из главных приоритетов промышленной и научно-технической политики. Она должна быть адаптирована к процессу формирования современной наукоемкой макротехнологической структуры российской промышленности.

При этом основными целями должны являться:

• обеспечение безопасности страны в процессе инновационной деятельности, создания и передачи технологий, включая национальные, военные, промышленные и общественные интересы;

  • активное внедрение  результатов   научно-технической  деятельности и новых передовых технологий, распространение научно-технической информации о результатах научных исследований, перспективных разработках, а также повышение научно-технического, технологического, а на их основе — экономического и оборонного потенциалов страны;
  • повышение конкурентоспособности наукоемкой продукции на отечественном и внешнем рынках [4].

B последние годы в этой сфере государственного управления начали реализовываться принципиально новые подходы, более адекватные современным мировым представлениям о способах формирования приоритетов государственной научно-технической политики, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств. Так, примером научно-технических мега-проектов является создание Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) (учреждена федеральным  законом №139-ФЗ 19 июля 2007 г.) для «реализации государственной политики в сфере нанотехнологий, развития инновационной инфраструктуры в сфере нанотехнологий, реализации проектов создания перспективных нанотехнологий и наноиндустрии». Корпорация решает эту задачу, выступая соинвестором в нанотехнологических проектах со значительным экономическим или социальным потенциалом. Финансовое участие корпорации на ранних стадиях проектов снижает риски ее партнеров – частных инвесторов. Корпорация участвует в создании объектов нанотехнологической инфраструктуры, например, центров коллективного пользования, бизнес-инкубаторов и фондов раннего инвестирования. РОСНАНО выбирает приоритетные направления инвестирования на основе долгосрочных прогнозов развития, к разработке которых привлекаются ведущие российские и мировые эксперты.

Основные  принципы деятельности Корпорации:

- Реализация государственных интересов. В сфере нанотехнологий Корпорация действует в интересах Российской Федерации, является основным координатором инновационной политики, направленной на коммерциализацию перспективных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

- Коммерческая направленность. В инвестиционной сфере деятельность Корпорации направлена на достижение положительных коммерческих результатов и вовлечение частного капитала в наноиндустрию.

- Эффективность. Для достижения поставленных целей Корпорация максимально эффективно использует предоставленные ресурсы, учитывая имеющиеся ограничения и избегая неоправданных затрат.

- Региональное развитие

Корпорация  содействует развитию инновационных  процессов в сфере нанотехнологий во всех регионах Российской Федерации, имеющих и/или активно создающих условия для такой деятельности.

Публичность и открытость. Корпорация открыта для взаимодействия с любыми российскими и зарубежными структурами для достижения поставленных целей. Корпорация информирует всех участников инновационного процесса и общественность о своей текущей деятельности и ее результатах.

- Координация совместной деятельности. Корпорация координирует свою деятельность с другими институтами развития и участниками инновационного процесса в области нанотехнологий [9].

К преимуществам подобных мега-проектов можно отнести:

• Реалистичность, точечное государственное  воздействие и большой демонстрационный эффект. Предприниматели получили сигнал о том, что государство готово взаимодействовать c бизнесом на поле общих интересов и обозначило эти интересы не только c технологической точки зрения, но и c социально-экономической. Научные команды получили сигнал о том, что государство заинтересовано в финансировании экономически эффективных технологических проектов.

  • Опыт аналитической и экспертной работы, включающей в себя многофакторную оценку технологий как со стороны предложения, так и со стороны спроса, сотрудничество c промышленностью. Выработка формальных критериев, уменьшение возможностей лоббирования традиционными технократическими элитами, оторванными от современных потребностей рынка и общества.
  • Взаимодействие государства, бизнеса и науки на конкретной площадке проектного финансирования и управления. Впервые решение о расходовании значительных государственных средств принималось преимущественно неправительственными экспертами в рамках правительственной комиссии.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод, что:

  1. Советская научно-техническая  система практически распалась, выжили лишь отдельные ее фрагменты, которые либо «встроились» под новое увеличение государственного финансирования с 1999 г., либо перепрофилировавшиеся на прикладные исследования, в том числе и на зарубежных заказчиков.
  2. Слабая динамика развития научно-технической сферы страны продолжает увеличивать техническое отставание от ведущих стран мира. Невостребованность результатов НТП уже не компенсируется ростом инвестиций в промышленность и увеличением потребления природных ресурсов.
  3. За период 1992-2006 гг. в развитии научно-технической сферы РФ можно выделить два основных этапа:

Информация о работе Современное состояние и перспективы развития научно-технического потенциала промышленного предприятия