Современные тенденции и особенности развития розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 12:58, контрольная работа

Краткое описание

Коммерческая деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг.

Содержание

Современные тенденции и особенности
развития розничной торговли ……………………………………………3 стр.

Практическая часть ………………………………………………………..13 стр.

Используемая литература………………………………………………….17 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

экономика организации (предприятия).docx

— 55.99 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Современные тенденции и особенности

 развития розничной торговли ……………………………………………3 стр.

 

  1. Практическая часть ………………………………………………………..13 стр.

 

  1. Используемая литература………………………………………………….17 стр.

 

 

 

Современные тенденции и особенности развития розничной торговли

 

Коммерческая  деятельность представляет собой часть предпринимательской деятельности на товарном рынке и отличается от нее по большому счету лишь тем, что не охватывает сам процесс изготовления товара или оказания услуги. В широком смысле любая организация, предлагающая на рынок продукты труда своих работников, а, значит, участвующая в процессе обмена, может быть отнесена к категории субъектов продажи. Важно учитывать, что, если данный субъект предполагает получение доходов от продажи (сбыта) товаров или оказания услуг, превышающих по размеру затраты на их создание, то его деятельность принято квалифицировать как коммерческую. Аналогичным образом формируется и представление о деятельности по приобретению сырья, материалов и изделий для производства товаров и оказания услуг. 
 Все предприятия, организации и учреждения, действующие на товарном рынке, можно условно подразделить на две основные группы: коммерческие и некоммерческие. К числу коммерческих относятся практически все предприятия сферы материального производства (заводы, фабрики), значительная часть предприятий производственной инфраструктуры (транспортные и торгово-посреднические предприятия, предприятия связи и др.) и непроизводственной сферы (бытовые услуги, индустрия развлечений и т.п.), почти все субъекты рынка ценных бумаг.

Предметом коммерческой деятельности является купля-продажа товаров. Однако в самом широком смысле слова  следует в качестве товара рассматривать  не только произведенные материально-вещественные объекты, но и услуги, и даже объекты  интеллектуальной собственности. Товар  как объект коммерческих операций (сделок купли-продажи) обладает потенциальной  и реальной полезностью. 
 Потенциальная полезность товара (услуги и т.п.) или способность какого-либо продукта труда удовлетворять индивидуальные конкретные потребности с учетом доступности по цене определяется двумя его неотъемлемыми характеристиками: качеством и ценой. Соотношение между ними, сложившееся в той или иной рыночной ситуации, дает возможность потенциальному потребителю решать принципиальный вопрос – нужен ли и доступен ли ему данный предлагаемый товар? 

Реальная полезность товара появляется в момент его приобретения потребителем (реализации продавцом), т.е. в результате обмена.  
 Предпосылками того, чтобы потенциально полезный товар стал реально полезным для покупателя служат:

  • наличие у данного товара потенциальной полезности, соответствие его потребительских свойств существующим запросам, т.е. наличие внутреннего фактора, оказывающего воздействие на предварительный выбор покупателя; 
  • наличие у продавца достаточного количества потенциально полезного товара в нужном месте и в нужное время или внешние условия для реализации выбора. 

  Создание условий для реализации потенциальной полезности товара является важнейшей задачей коммерческой деятельности. Именно для этих целей и формируются соответствующие службы сбыта, накапливаются материальные запасы, создаются торгово-посреднические фирмы.  
 Основные разновидности коммерческой деятельности полностью отражают ее сущность. Во-первых, речь идет о снабжении предприятия необходимыми для него сырьем, материалами и изделиями. Работа, связанная с их закупками, включает следующие основные операции:

  • планирование материальной потребности; 
  • организация приобретения ресурсов и доставка их на предприятие; 
  • регулирование размеров материальных запасов; 
  • организация и контроль потребления ресурсов на предприятии необходимо выполнять специальными подразделениями. 

В типовых ситуациях им (подразделениям) присваиваются такие  названия:

  • отдел материально-технического снабжения (обеспечения); отдел производственной (производственно-технической и производственно-технологической комплектации); 
  • служба комплектования оборудованием строящихся объектов. 

  В современных условиях, когда в профессиональный лексикон коммерсанта входят все новые термины и понятия, в данной роли могут выступать подразделения по управлению материальными ресурсами и логистике. Служба закупок предприятия обычно занимается и вопросами получения необходимой коммерческой информации. 
 Необходимо выделить сбыт готовой продукции (услуг). Функцию сбыта выполняет специальная служба предприятия, которая организует формирование партий отгрузки, занимается продвижением товара на рынок, осуществляет поиск и оформление отношений с покупателями (клиентами). В современных условиях успех этой деятельности в большой степени зависит от профессионализма сбытового персонала и поэтому основной технологией работы службы сбыта становится маркетинг. 
 В отдельную категорию следует выделить торгово-посреднические операции на потребительском и промышленном (бизнес) рынке, имея в виду, прежде всего, оптовую и розничную торговлю. Участие посредника в процессе товародвижения во многих случаях является необходимым условием заключения сделки купли-продажи, так как обеспечивает более широкий доступ потребителей к товару. Более того, на потребительском рынке покупатель, почти всегда, может приобрести товар только через посредника (розничного торговца), так как фирмы-изготовители практически никогда не работают с физическими лицами. 
 Коммерческая деятельность всегда связана с выполнением операций по доведению материальных ресурсов от поставщиков до потребителей. К таким операциям относятся:

  • у изготовителей – подготовка продукции к отправке, отгрузка, отпуск и ее документальное оформление; 
  • на складах посреднических и транспортных предприятий в процессе движения продукции – ее приемка, хранение, формирование комплектных партий, отгрузка; 
  • на складах предприятий-потребителей – приемка продукции по количеству и качеству, хранение, доведение приобретенных материалов до высокой степени технологической готовности к производственному потреблению, отпуск и доставка материалов к рабочим местам. 

  Учитывая вышеизложенное можно еще раз подчеркнуть, что коммерческая деятельность – широкое и сложное понятие. Это комплекс приемов и методов, обеспечивающих максимальную выгодность любой торговой операции для каждого из партнеров при учете интересов конечного потребителя. 
 Главная цель коммерческой деятельности – получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг. 
 Содержание основ коммерческой деятельности включает такие направления:

  • Закупка материально-технических ресурсов промышленными предприятиями и товаров оптово-посредническими и др. торговыми предприятиями.
  • Планирование ассортимента и сбыта продукции на промышленных предприятиями.
  • Организация сбыта продукции предприятиями- изготовителями.
  • Выбор наилучшего партнера в коммерческой деятельности.
  • Организация оптовой продажи товаров и коммерческое посредничество.
  • Розничная торговля как форма коммерческо-посреднической деятельности.

  Коммерческие отношения могут развиваться в условиях экономической свободы субъектов деловых отношений, которая предполагает владение капиталом и умение управлять финансами, ориентацию на извлечение максимально возможной для складывающихся условий прибыли и наиболее выгодные способы ее капитализации, умение управлять коммерческим риском, формирование таких организационных структур коммерции, которые способны приспосабливаться к меняющимся условиям, восприимчивость к изменениям в потребностях рынка, полное равноправие партнеров. В тоже время нельзя считать экономической свободой в коммерческой деятельности полную независимость от интересов и действий субъектов рынка, поскольку в ряде случаев для достижения каких-либо стратегических целей необходим компромисс с деловыми партнерами. Кроме того, свобода коммерческих взаимоотношений может ограничиваться условиями внешней среды, коммерческой тайной и другими объективными факторами. 
 Розничная торговля - любая деятельность по продаже товаров или услуг непосредственно конечным потребителям для их личного некоммерческого использования. 
 Крупнейшие розничные фирмы – это, прежде всего сети универмагов со смешанным ассортиментом и сети универсамов.

Будь то продажа одному из общественных классов или массовому  рынку, с течением лет розничные  торговцы усвоили мысль о том, что они действуют в условиях стремительно меняющейся среды. Вчерашние  формулы розницы могут не сработать  сегодня и уже наверняка не сработают завтра.

Современному розничному торговцу необходимо внимательно следить  за признаками перемен и быть готовым  к переориентировке своей стратегии - и лучше раньше, чем позже. Однако принятое решение об изменении стратегии не так-то легко выполнить.

При описании типов розничных  предприятий, функционирующих на данный момент в России, можно классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное  внимание к ценам, характер торгового  обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов. Типы розничных торговых предприятий  перечислены в таблице 1.

 

Таблица1 
Различные способы классификации предприятий розничной торговли. 

Предлагаемый товарный ассортимент

Относительное внимание к  ценам

Характер торгового обслуживания

Принадлежность магазина

Разновидность концентрации магазинов

1.Специализированный магазин 
2.Универмаг 
3.Универсам 
4.Магазин товаров повседневного спроса 
5.Комбинированный универсам, универсам широкого профиля, торговый комплекс 
6.Розничное предприятие услуг

1.Магазин сниженных цен 
2.Склад-магазин 
3.Магазин-демзал, торгующий по каталогу

1.Торговля с заказом  товара по почте или по телефону 
2.Торговые автоматы 
3.Служба заказов со скидкой 
4.Торговля вразнос

1.Корпоративная сеть 
2.Добровольная сеть розничных торговцев и кооператив розничных торговцев 
3.Потребительский кооператив 
4.Объединение держателей привилегий 
5.Розничный конгломерат

1.Центральный деловой  район 
2.Региональный торговый центр 
3.Районный торговый центр 
4.Торговый центр микрорайона


  

  По всему миру насчитываются миллионы розничных торговых точек самых разных размеров и форм. Поскольку разным потребителям нравятся разные формы торговли, возможно одновременное существование и преуспевание предприятий с разными уровнями услуг для потребителей. В таблице 2 представлено четыре уровня обслуживания и указаны торговые заведения, обычно практикующие эти уровни в России. 
 
Таблица2 
Классификация розничных торговцев по показателям объема услуг для потребителей 

 

 

СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛА УСЛУГ

 

 

РОСТ ЧИСЛА УСЛУГ

Самообслуживание

Свободный отбор товаров

Ограниченное обслуживание

Полное обслуживание

 
Отличительные черты

1.Минимальное число оказываемых услуг 
2.Привлекательность цен 
3.Торговля основными товарами постоянного спроса 
4.Торговля товарами повседневного спроса

1.Ограниченное число оказываемых услуг 
2.Привлекательность цен 
3.Торговля основными товарами постоянного спроса 
4.Торговля товарами повседневного спроса

1.Небольшое разнообразие услуг 
2.Торговля товарами предварительного выбора

1.Широкое разнообразие  услуг 
2.Торговля модными товарами 
3.Торговля товарами особого спроса

 
Примеры

1.Розничные магазины-склады 
2.Бакалейно-гастрономические магазины 
3.Магазины сниженных цен 
4.Предприятия посылторга 
5.Торговые автоматы

1.Магазины сниженных цен 
2.Галантерейные магазины 
3.Предприятия посылторга

1.Торговля вразнос 
2.Универмаги 
3.Продажа по телефону, почте, Интернету 
4.Галантерейные магазины

1.Специализированные магазины 
2.Универмаги


  При описании типов розничных предприятий, функционирующих на данный момент в России, можно классифицировать их на основе нескольких исходных параметров: предлагаемый товарный ассортимент, относительное внимание к ценам, характер торгового обслуживания, принадлежность магазина и разновидность концентрации магазинов.

Сложившаяся за период проведения реформ система розничной торговли имеет следующие характерные  черты:

  • значительно развитую мелкорозничную сеть, включая уличную торговлю;
  • большую долю мелкооптовых и розничных рынков;
  • низкий удельный вес крупных магазинов (супермаркетов, гипермаркетов и т.п.).

  Под методами продажи понимают совокупность приемов и способов реализации товаров покупателям.

Информация о работе Современные тенденции и особенности развития розничной торговли