Создание и ликвидация предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 17:40, курсовая работа

Краткое описание

Порядок создания и прекращения деятельности предприятий, а также проблемы, возникающие при этом весьма актуальны для современной российской действительности. Данная курсовая работа представляет собой попытку раскрыть эти аспекты деятельности предприятий.
В первой главе рассматриваются зарождение института юридического лица, а так же правовые основы предпринимательства. Во второй и третьей главах рассматриваются порядок и способы создания и ликвидации предприятий, порядок государственной регистрации, а также проблемы, возникающие при организации и ликвидации юридических лиц.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая экорг.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

Регистрация субъектов  хозяйствования производится по месту  их нахождения после утверждения  фирменного названия на основании документов, представляемых учредителями.

Регистрирующие органы в соответствии со своей компетенцией осуществляют разнообразные функции, связанные с государственной регистрацией субъектов хозяйствования: саму процедуру регистрации, её техническое и информационное обеспечение, формирование и ведение ЕГРЮЛ.

Для государственной регистрации коммерческих организаций учредители предоставляют в регистрирующий орган:

  1. заявление по форме, установленной Министерством юстиции РФ, о государственной регистрации юридического лица, подписанное учредителем (учредителями);
  2. решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством;
  3. учредительные документы (учредительный договор, устав);
  4. документы, подтверждающие формирование в соответствии с законодательством уставного капитала коммерческой организации;
  5. документы, содержащие сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) коммерческих организаций – физических лицах;
  6. если одним из учредителей выступает иностранное юридическое лицо – документ, подтверждающий его юридический статус;
  7. справку налогового органа по месту жительства физического лица – собственника имущества (учредителя, участника) коммерческой организации о предоставлении декларации о доходах и имуществе;
  8. гарантийное письмо или другой документ, подтверждающий право на размещение юридического лица по месту жительства;
  9. платёжный документ, подтверждающий внесение платы за государственную регистрацию, и др;

Существует дифференцированная система оплаты за государственную  регистрацию. За внесение изменений  и дополнений в учредительные документы взимается сбор в порядке и размере, установленных Кабинетом Министров РФ.

При отказе в государственной  регистрации юридического лица или  индивидуального предпринимателя  сбор, уплаченный за государственную  регистрацию, возврату не подлежит. Срок государственной регистрации предприятий – пять дней со дня подачи всех необходимых документов.

До принятия решения  о регистрации уполномоченный орган  проверяет достоверность представленных данных и имеет право запрашивать  дополнительные сведения о собственниках имущества (учредителях, участниках) регистрируемых предприятий. В таком случае срок государственной регистрации может быть продлён до двух месяцев с уведомлением об этом собственника имущества предприятия.

Подача документов в  соответствующие органы и внесение платы не означает, что предприятие будет зарегистрировано. Существуют законодательные установленные основания для отказа в государственной регистрации предприятия. К ним относятся:

  1. расположение юридического лица в жилом помещении без соответствующего решения исполнительного комитета, принятого в отношении данного юридического лица;
  2. нарушение установленного порядка создания предприятия;
  3. использование юридическим лицом чужого зарегистрированного фирменного наименования
  4. несоответствие учредительных документов требованиям законодательства;
  5. непредставление полного перечня документов, предусмотренных законодательством, и др.

В случае отказа в государственной  регистрации орган государственной  регистрации обязан в месячный срок со дня подачи заявления выдать мотивированный отказ в письменном виде.

В соответствии со ст. 22 Арбитражно-процессуального  кодекса РФ (АПК РФ) арбитражному суду подведомственны дела об обжаловании  отказа в государственной регистрации  либо уклонении от государственной  регистрации в установленный срок организации или индивидуального предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Если арбитражный суд признает отказ в регистрации неправомерным, в решении суда указывается дата, с которой предпринимательская деятельность считается зарегистрированной, а соответствующие органы обязываются в установленный срок выдать предпринимателю Свидетельство о государственной регистрации.

Судебно-арбитражная практика исходит  из того, что гражданин должен быть признан зарегистрированным в качестве предпринимателя с момента истечения срока для принятия решения о регистрации.

Отказ в государственной регистрации  юридического лица или индивидуального  предпринимателя по мотивам нецелесообразности их создания не допускается.

По результатам проверки соответствия представленных документов законодательству орган государственной регистрации  вносит запись в ЕГРЮЛ и выдает вновь созданному юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю  Свидетельство о государственной регистрации установленного Министерством юстиции РФ образца.

ЕГРЮЛ является банком данных РФ о  созданных, действующих, реорганизованных и ликвидированных юридических  лицах и индивидуальных предпринимателях. ЕГРЮЛ включает реестр Регистрационной  Палаты Министерства юстиции РФ, реестры территориальных органов государственной регистрации.

Свидетельство о государственной  регистрации является официальным  документом, подтверждающим факт государственной  регистрации юридического лица или  индивидуального предпринимателя.

2.3. Основные проблемы при создании  предприятий

При организации нового юридического лица предприниматели  неизбежно сталкиваются с теми или  иными проблемами.  Проблемы при регистрации предприятий встречаются, но, скорее, это проблемы не организационного плана, а большой «свободы» законодательства.

Например, в ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусмотрено, что юридическое лицо регистрируется по месту нахождения его исполнительного органа. По ранее существовавшему правилу (до вступления в силу ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») при регистрации предприятия лицо, предоставляющее помещение для местонахождения предприятия, должно было предоставить и справку о том, что оно не возражает против нахождения на его территории определенного предприятия.

Сегодня ФЗ «О государственной  регистрации юридических лиц  и индивидуальных предпринимателей» напрямую запрещает регистрирующему органу требовать подобного рода документы. На практике используется понятия «юридический» и «фактический» адрес того или иного предприятия, хотя Федеральный Закон № 129-ФЗ такого понятия не дает. Допускается регистрация нескольких юридических лиц по одному и тому же адресу, и в результате многие предприятия регистрируются по одному и тому же адресу без должных оснований, не изжита практика недобросовестного предоставления юридических адресов исключительно для целей государственной регистрации. Таким образом, при регистрации можно указать практически любой адрес.

Другой проблемой можно назвать  то, что  нет компетентного органа, контролирующего наименование того или иного предприятия, что влечет не желательные последствия в  случае появления «двойника»

В соответствии с частью 2 статьи 13 главы IV Федерального Закона N 129-ФЗ предоставление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона, которая устанавливает, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
  3. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом или актом специально уполномоченного на то государственного органа, или актом органа местного самоуправления.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 439 от 19.06.2002 г., утверждены формы документов (заявлений, сведений, сообщений) для подачи в Федеральную налоговую службу. При этом независимо от того, лично обратился к регистратору учредитель (руководитель) или доверенное лицо, необходимо предоставить заявление (сведения, сообщение и т.п.) по установленный форме и заверенное нотариально. Нотариальное заверение вышеназванных документов должно являться гарантией их предоставления в налоговый орган действительно правомочным лицом. Однако, при действующем порядке нотариально заверяется только часть сведений заявления о регистрации, касающиеся лишь полномочий по предоставлению документов в налоговую службу, сами сведения (их смысловое содержание), будь то внесения изменений в учредительные документы, принятие новой редакции. Устава, учредительного договора и прочих изменений, заверяются лишь подписью уполномоченного лица, подающего документы на регистрацию. Указанный порядок создает почву для всевозможных злоупотреблений, при которых осуществляется государственная регистрация сведений о юридическом лице, несоответствующих волеизъявлению правомочных на то лиц. Данное утверждение подтверждается имеющейся к настоящему времени обширной судебной практикой по конкретным арбитражным делам о признании недействительными решений налоговых органов о государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, вносимых в Единый государственный реестр юридических лиц при том условии, что с формальной точки зрения налоговыми органами соблюдены все нормы действующего Федерального Закона № 129-ФЗ.

Таким образом, можно сделать вывод, что указанные выше проблемы при государственной регистрации в отношении юридических лиц, требуют немедленного разрешения, так как создают благодатную почву для всевозможного рода злоупотреблений. Например, все решения участников юридических лиц, являющихся основаниями для последующей государственной регистрации сведений в отношении юридических лиц, заверять нотариально.

3. ЛИКВИДАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Ликвидация – способ прекращения юридических лиц, причём без перехода их субъективных прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. При ликвидации юридического лица все его права и обязанности прекращаются вместе с ним. Ликвидация может быть как добровольной, так и принудительной.

Решение о добровольной ликвидации принимается участниками юридического лица или его органом, уполномоченным учредительными документами. При этом мотивы для принятия решения о добровольной ликвидации могут быть любыми. Решение о принудительной ликвидации принимает суд по требованию уполномоченного на это государственного или муниципального органа.

3.1. Основания для ликвидации юридических лиц

Ликвидация является заключительным этапом жизненного цикла  предприятия. В соответствии с мировой  практикой и ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по следующим причинам:

  1. По решению учредителей (участников) либо органа организации, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе:
      1. в связи с истечением срока, на который была создана организация;
      2. достижением цели, ради которой организация была создана;
      3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства, которые носят неустранимый характер;

Учредители (участники) организации  при прекращении её деятельности обязаны обеспечить ликвидацию этой организации в срок, согласованный с регистрирующим органом.

  1. По решению хозяйственного суда в случае:
    1. непринятия решения о ликвидации в связи с истечением срока, на который было создано предприятие, достижением цели, ради которой оно было создано;
    2. осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства, либо при систематическом осуществлении деятельности, противоречащей уставным целям коммерческой организации;
    3. признанием судом недействительной регистрации организации в связи с допущенными при её создании нарушениями законодательства;
    4. экономической несостоятельности (банкротства) этой организации, а также в иных случаях предусмотренных законодательством;

 

  1. Решением регистрирующего органа в случае:
    1. осуществления деятельности, противоречащей уставным целям организации, либо непредусмотренной её учредительными документами, либо без специального разрешения (лицензии), либо запрещённой законодательством, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями законодательства;
    2. сокрытия (занижения) прибыли (доходов) и других объектов налогообложения;
    3. нарушения сроков регистрации акций, установленных законодательством;
    4. нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда в соответствии с законодательством;
    5. наличия убытков по итогам второго и последующих финансовых годов и ненаправления организации по окончании финансового года регистрирующему и налоговому органам сообщений о причинах возникновения убытков;
    6. наличия задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды более 6 месяцев подряд с даты государственной регистрации организации;
    7. размещения органов управления организации, а также документов бухгалтерского учёта и отчётности не по месту нахождения организации;
    8. неоднократного непредставления статистической и иной обязательной отчётности в установленный законодательством срок;
    9. отсутствия движения средств на счетах в банках в течение определённого периода и ненаправления организацией банку, регистрирующему и налоговому органам сообщения о причинах отсутствия движения средств на счетах;
    10. осуществления недобросовестной рекламы и неоднократного нарушения прав потребителей;
    11. нарушения прав работников, установленных законодательством о труде;
    12. уменьшение стоимости чистых активов ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда и др;

Информация о работе Создание и ликвидация предприятий