Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления.
Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика в России.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление.

Введение

Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления.

Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.

Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

 В экономической  науке есть немало неисследованного. Но, пожалуй, трудно найти другой  такой пример , когда масштабы экономического явления и степень его изученности были бы настолько несопоставимы. Эта проблема теневой экономики, которая охватывает все сферы жизнедеятельности общества.

Теневая экономика  представляет собой очень трудный  для исследования предмет; это феномен , который относительно легко определить , но невозможно точно измерить, т.к. практически вся информация , которую удается получить ученому-экономисту, является конфиденциальной и разглашению не подлежит.

Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

 

 Глава 1.

Определение теневой экономики  и формы ее проявления.

оплаты В России для обозначения рассматриваемого феномена также используются разные термины: "нелегальная", "внелегальная", "подпольная", "криминальная", "неформальная", "теневая" и т.п. Причем "теневая" и "неформальная" экономика трактуются то как тождественные, то как различающиеся понятия. Во втором случае под "теневой" понимается экономика сугубо криминальная. "Теневая" - значит разрешенная законом деятельность, которая официально "не показывается"'или приуменьшается осуществляющими ее субъектами с целью уклонения от уплаты налогов, внесения социальных взносов или от выполнения определенных административных обязанностей. Эта деятельность возможна практически во всех отраслях экономики. Проблема определения параметров "скрытого" хозяйствования близка к традиционной для статистики проблеме - обеспечить полный охват отчетностью экономических единиц.

В 90-е годы прошлого века гипертрофированных масштабов достигла теневая экономика. По разным оценкам она охватывала 25-50 процентов ВВП и 8,2-30 миллионов  человек. Сложилась высокая зависимость  частного бизнеса от властных и криминальных структур.В новых условиях, когда предпринимательская деятельность стала легитимной, отпала необходимость в том, чтобы бывшие «цеховики», «шабашники» действовали в рамках теневой экономики. Многие теневики, которые в свое время были осуждены за то, что раньше называлось экономическими преступлениями, были реабилитированы.

Специфика теневой экономики, в  первую очередь, обусловлена социально  экономической структурой того или  иного региона. Теневая деятельность в основном связана с очагами  экономической активности региона. В Москве и Санкт-Петербурге - это  кредитно-финансовая сфера, операции с  недвижимостью, в других регионах - экспорто-ориентированное сырьевое производство: Тюменская область (нефть), Кемеровская область (уголь), Красноярский край (никель, алюминий), Якутия (алмазы, золото) и др. Незаконный рыбный промысел, контрабанда, махинации с имуществом судоходных компаний процветают в портовых и приграничных городах (Владивосток, Находка, Хабаровск, Новороссийск, Мурманск, Калининград). В крупных городах вокруг промышленных гигантов сформировалась разветвленная сеть посреднических организаций, теневую деятельность которых трудно контролировать. Вынужденная внелегальная экономика разрослась в стажирующих регионах (Северный Кавказ, Центр России, Чукотка и др.).

Самые масштабные теневые операции так ли иначе связаны с действиями представителей региональной власти. В большинстве регионов сформировались свои олигархические группировки как  слияние бизнеса и власти. Согласно региональному законодательству, запрет на совмещение депутатского мандата  с предпринимательской деятельностью  распространяется только на депутатов, работающих на постоянной основе. Таким  образом, владельцы и руководители экономических структур получают важнейшие  законодательные, контрольные и  кадровые прерогативы и к тому же освобождаются от профессиональной законотворческой работы. Наличие института  совместительства в региональных законодательных  органах создает

юридическую и организационную  возможность слияния власти и  капитала. В результате законодательные  органы многих регионов находятся под  влиянием заинтересованных кругов, что  обеспечивает значительные выгоды отдельным  компаниям и отрицательно сказывается  на деятельности предприятий, не имеющих  такого влияния.

Контролируя финансовые и материальные ресурсы, представители региональной власти могут организовывать различные  каналы самообогащения. Известно, что  абсолютное большинство российских регионов дотационные, то есть существуют за счет трансфертов из федеральных бюджетных и внебюджетных фондов. Система трансфертов открывает большие перспективы для теневых операций. Хорошо известны случаи разворовывания государственных средств, выделенных на восстановление Чечни. Подобные махинации характерны и для средств, направленных для восстановления жилья и инфраструктуры в регионах, пострадавших от стихийных бедствий (Приморский край, Краснодарский край, Якутия и др.) Практически во всех российских регионах зафиксированы грубые нарушения порядка использования выделенных средств. Ряд губернаторов и вице-губернаторов предстали перед судом за злоупотребление властью.

Один из главных каналов самообогащения представителей региональной власти - выборы исполнителей подрядных работ  по проектам, предусмотренным местным  бюджетом. Имеются отработанные схемы, с помощью которых через подставных лиц происходит присвоение представителями  власти определенной части местного бюджета (завышение объема работ, превышение труда, манипуляции с ценами и т.д.). Функционируют и карманные структуры администраций: фактически частный бизнес представителей власти.

 

Зафиксированы случаи формирования в  регионах откровенно мафиозных структур. Они основаны на прямой и непосредственной связи представителей власти с криминалитетом и получении ими личной прибыли  от незаконной деятельности (игорный  бизнес, сутенерство, торговля оружием, наркотиками и т.п.). В некоторых  регионах в 90-х годах прошлого века ситуация начинала выходить из-под  контроля. Так, в Екатеринбурге в 1999 году в преддверии (местных, губернаторских, парламентских) выборов был зарегистрирован  общественно-политический союз «Уралмаш», созданный при непосредственном участии «уралмашевской» преступной группировки. В региональных законодательных собраниях есть депутаты не только с сомнительным, но и уголовным прошлым.

 

 

Глава 2.

 Механизм функционирования  теневой экономики.

Механизм  функционирования теневой экономики  можно разделить на два больших  класса. Это основной и вспомогательный  механизмы.Первый, основной, предполагает наличие “объекта эксплуатации” , при этом в роли “дойной коровы” выступает государство или крупное предприятие.

О структуре "теневой" экономической  деятельности

Нет абсолютного  разделения: "теневая" экономика - по одну сторону, легальная -по другую. Есть один хозяйственный процесс с "теневой" составляющей. При этом важно учесть следующие обстоятельства и ответить на соответствующие вопросы. В настоящее время в разряд тсневиков переходят не только сугубо криминальные элементы, но и отечественные предприниматели, не принимающие действующих правил экономической игры. Позволительно ли отождествлять тех и других или подход государства должен быть дифференцированным?

Отвечая на поставленный вопрос, следует различать по характеру  связи с производством ту часть  теневиков, которая участвует в производстве товаров и услуг, и ту, через которую осуществляется лишь перераспределение созданного продукта.

Существенно различны субъекты "теневой" экономики, их интересы. Соответствующие типажи, определяемые особенностями сфер функционирования, используемых методов и форм "теневой" деятельности, образуют своего рода пирамиду.

На ее вершине - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители, наемные убийцы, сутенеры, проститутки и прочие носители пороков современного общества; сюда можно отнести и "классически" коррумпированных представителей органов  власти и управления (берущих крупные  взятки, торгующих государственными должностями и интересами). Эти  элементы формируют своеобразную надстройку "теневой" экономики, составляющую, по различным экспертным оценкам, от 5% до 25% всей пирамиды и обладающую значительными ресурсами, силой и влиянием.

Среднюю часть пирамиды образуют "теневики"-хозяйственники. К ним следует причислить предпринимателей, коммерсантов, финансистов, банкиров, промышленников и аграриев, мелких и средних бизнесменов (в том числе "челноков"). Эти люди в перспективе способны выступать в качестве основы среднего класса нормальной рыночной экономики. Они вынуждены уходить "в тень" главным образом лишь потому, что издержки их деятельности при существующих правилах и законах экономической игры превышают соответствующие выгоды и доходы. Именно рассматриваемая средняя группа формирует ту движущую социальную силу, которая выступает и против возврата назад, и против продолжения радикально-либерального реформа-ционного курса. Это и есть "третья" сила, призванная стать одной из опор "иного" пути.

Подножие "пирамиды" представлено наемными работниками, причем и физического, и умственного (интеллектуального) труда; к ним могут примыкать  мелкие и средние государственные  служащие, в доходах которых, по имеющимся  оценкам, сегодня до 60% составляют взятки. Для этой категории лиц нерегистрируемая деятельность -вторичная (неформальная) занятость. Род их занятий сам по себе, как правило, не является противоправным, но в силу разного рода обстоятельств (правовых и экономических) эти занятия выводятся из-под действия закона "в тень". Таким образом, речь идет о потенциальных союзниках теневиков второй группы ("третьей" силы).

Конечно, деление  субъектов "теневой" экономики  на три группы условно и небесспорно (эти группы в той или иной степени  пересекаются), но провести его необходимо, ибо речь идет приблизительно о 30 млн человек экономически активного населения страны, производящих более 40% ВВП.

Общая структура любой финансово-хозяйственной  группировки, ведущей совместную “теневую”  деятельность, обычно включает:

- предприятия, осуществляющие торгово-посреднические  и  производственные операции;

- банк;

- “службу безопасности”;

- связи.

Банк позволяет оперативно переводить безналичные деньги в наличные и  наоборот, не говоря уже о других операциях.

“Служба безопасности” имеет разные формы: это и обычные охранники, и спортивные секции, финансируемые  группировкой, и “крыша” государственных  органов управления. Кроме того, большинство группировок так или иначе стремится выступать соучредителями в общественных организациях и средствах массовой информации, что расценивается как распространение заботы о своей безопасности на сферу общественного мнения.

Связи так же могут быть различными. В этом качестве выступают: обычные (прямые или дальние) родственники, бывшая совместная работа в партийных, комсомольских организациях и государственных  органах, землячества, этническая принадлежность.

Структуры “теневой экономики” в  принципе не являются в полном смысле экономическими, т.е. ориентированными на максимальное удовлетворение запросов потребителя при минимальных  издержках производителя. Они больше напоминают государство в миниатюре. Об этом свидетельствует наличие  органов, аналогичных Центробанку  и “силовым министерствам”, дублирование предприятий, которые занимаются одними и теми же операциями и т.п.

Корни разрастания теневой экономики  развивались в 80-х годах, во времена  окончательной деградации административной системы. Новое поколение политических руководителей России променяло  “власть на собственность”. Достоверного анализа на этот счет нет, однако, если принять подобную гипотезу в качестве рабочей, то этот разрушающий национальную экономику образ хозяйствования становится более понятным.

За спорами последних лет  о реформах и контрреформах, о  том, что преобразования идут плохо  или вообще остановились, общество упускает совершенно очевидную реальность - реальность формирования системы  высококриминализированных экономических отношений, характеризующихся рядом признаков.

Это, прежде всего, огромный вес “теневого” сектора, огромная роль неформальных и  внеправовых отношений.

Это образование в экономической  сфере кланов - устойчивых властно-хозяйственных  структур, имеющих “крышу” в  виде того или иного государственного властного органа, распоряжающихся  крупными суммами накопленного разными  путями капитала и ведущих широкомасштабную коммерческую деятельность. Однако из следствий возникновения подобных кланов - блокирование конкуренции  на финансовых рынках, на рынках основных групп товаров и даже во внешней  торговле.

Другое печальное следствие  формирования кланов - узкой прослойки  людей, присваивающих колоссальные доходы - обнищание огромной части  населения.

Третье следствие - деградация бюджетной  системы (на которой эти структуры  паразитируют, используя такой главный  источник сверхдоходов, как операции с бюджетными ресурсами и государственной  собственностью), рост государственного долга как вынужденное в подобных условиях средство решения финансовых проблем в обществе.

Информация о работе Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики