Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 16:36, курсовая работа

Краткое описание

Теневая экономика представляет интерес прежде всего с точки зрения всего влияния на протекание большинства обычных, ”нормальных”, экономических явлений процессов: формирование и распределение дохода, торговли, инвестирования и экономического роста в целом. Это влияние теневых отношений в России настолько велико, что совершенно очевидна необходимость их анализа.

Содержание

Введение
Глава 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления.
Глава 2. Механизм функционирования теневой экономики.
Глава 3. Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики.
Заключение.
Список использованной литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика в России.docx

— 30.27 Кб (Скачать файл)

Четвертое следствие - перераспределение  национального дохода в пользу элитной  группы. Мы видим, как оно растет, в то время как народнохозяйственные сферы, обеспечивающие благосостояние большей части населения (здравоохранение, образование и т.п.) приходят в упадок.Пятое следствие - утечка российских капиталов за границу.

Вся эта система сегодня устойчиво  воспроизводится, причем главный механизм ее воспроизводства связан с тем, что сформировавшиеся кланы фактически диктуют свои условия в принятии общегосударственных экономико-политических решений. А те предприятия, которые, как и полагается в рыночной экономике, работают на свой страх и риск, законопослушны и исправно платят налоги, не имея “крыши”  во властных структурах и правоохранительных органах, обречены на банкротство.

О том, что весь госаппарат подчиняется  интересам избранных кланов, свидетельствует  правительственная политика бюджетного наращивания, государственного долга, а также приватизационная политика, которая явно делается по заказу конкретных коммерческих структур. В этой ситуации весь бюджет направлен на обслуживание соответствующих интересов. Фактом является, с одной стороны, огромный перерасход бюджетных средств по сравнению с законодательно установленными лимитами на обслуживание госаппарата, на предоставление казенных ссуд. С другой - постоянно недофинансирующиеся расходы на социально-культурные нужды, здравоохранение и оборону.

Реальные решения связаны с  очень серьезными усилиями, в том  числе с политическими. Действительно  реалистичный рецепт - продвижение  по пути демократизации всех социально-экономических  процессов, повышение ответственности  исполнительной власти перед парламентом, усиление судебной системы и правоохранительных органов в целом, жесточайшая  борьба с коррупцией в госаппарате.

Легализация теневой экономики  становится необходимым фактором для  обеспечения жизнедеятельности  отечественного производства. Средний  слой “теневой экономики” сейчас заинтересован  в легализации своих доходов  законными способами. Если государство  посредством изменения действующих  норм и законов проведет амнистию в отношении тех средств, которые  были выведены из-под налогообложения, российская экономика получит значительные инвестиции. Все понимают, что из экономического кризиса без инвестиций не выйти. А кризис, в свою очередь, наиболее остро проявляется в  инвестиционной сфере: Объем капиталовложений сокращается быстрее, чем производство, на протяжении всего хода социально-экономических  преобразований. В 1995 году при спаде  промышленности на 4-5% капиталовложения из всех источников финансирования уменьшились  на 17% по сравнению с 1994 годом и  составили всего около трети  от уровня инвестиций в 1991 году[2].Государство  стоит перед выбором: либо пойти  на экспроприацию теневого капитала и получить крохи, поскольку укрыт  он с большими предосторожностями, либо объявить этому капиталу амнистию и на выгодных для него условиях стимулировать его вложение в  российскую экономику.

Рассчитывать на иностранных инвесторов, кредиты и помощь международных  финансовых институтов, конечно, можно, но это ли главные источники инвестирования.

 

Глава 3.

Создание правовых экономических  условий по сокращению теневой экономики.

Практически ни у кого не вызывает сомнения, что существующая налоговая  система - это тормоз для дальнейших финансово-экономических преобразований. НЭП в свое время легализовал  скрытые капиталы. Существенную роль при этом сыграла разумная налоговая  политика: налог составлял 25% дохода частника. Это позволило ему развернуться, причем прежде всего в сферах, работающих на потребителя. Когда же власть решила вытеснить частника, налоги стали повышаться: сначала до 30%, а затем, с переходом к индустриализации и массовой коллективизации, - до 90% и более.Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Как представляется, проблема легализации  теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

 

- благоприятные для бизнеса  изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

- четкое разграничение капиталов  криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном Кодексе.

- формирование нового отношения  к отечественным предпринимателям, в том числе к “новым русским”, проживающим за рубежом, отношения  на основе эффективной программы  репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

- укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной  из мер демонстрацию эффективной  защиты населения от финансовых  мошенничеств, защиты сбережений, капиталов  и самого института частной  собственности;

- Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Отмывание “грязных” денег и  легализация теневых капиталов - это отнюдь не одинаковые процессы, хотя криминалисты зачастую их отождествляют, понимая под криминальным доходом  любую экономическую выгоду, полученную в результате нарушений. “Грязный” бизнес захлестнул российскую экономику. Свыше трех тысяч организованных преступных группировок специализируются на “отмывании” доходов, половина из них организовала для этого собственные легальные хозяйственные структуры. В этих целях путем насилия и шантажа установлен контроль над десятками тысяч субъектов рынка. Современные теневики получают доходы не только от преступной деятельности, но и в результате совершения хозяйственных, финансовых, таможенных нарушений.

Уголовная ответственность за легализацию  незаконных доходов находится над  нами уже с 1 января 1997 года, времени  вступления в силу нового Уголовного Кодекса Российской Федерации. Но его  статья 174 не в полной мере отражает многообразие и опасность такого рода операций. Кроме того, одних  уголовно-правовых мер явно не достаточно. Необходимы, как показывает международный  опыт, согласованные меры административного  и финансового контроля за денежными  и имущественными операциями юридических  и физических лиц и соответствующее  законодательство.

Мировым экономическим сообществом  признано, что одной из самых больших  угроз безопасности бизнеса становится использование банковской системы  для совершения крупномасштабных финансовых преступлений, сокрытия и “отмывания”  денег, добытых преступным путем. Криминальные круги эффективно используют в своих  интересах традиционную закрытость банковской информации от внешнего контроля, стремление финансовых институтов любой  ценой привлечь клиентов. Абсолютизация  банковской тайны, долгие годы служившая  на благо банковского дела, оборачивается  сегодня своей изнанкой, противоположностью.

Цивилизованные банковские сообщества понимают необходимость налаживания  контактов с контролирующими  органами в интересах как собственной безопасности, так и безопасности всей экономической системы. Если отечественные банки и другие кредитные институты не оценят серьезность ситуации - вседозволенность при отсутствии надлежащего контроля,- они могут оказаться отсеченными и изолированными от мирового финансового сообщества (как это произошло, например, с некоторыми странами Персидского залива).

В большинстве развитых стран приняты  и совершенствуются системы мер  по предупреждению и пресечению использования  финансово-кредитных институтов в  преступных целях. Новый законопроект “О предупреждении легализации (“отмывании”) доходов, полученных незаконным путем” учитывает опыт стран с развитой банковской системой и российскую специфику. В законопроекте закладывается  подробная схема противодействия  легализации доходов, полученных преступным путем, определены правомочия госорганов. Он позволяет поставить под контроль легальными, правовыми средствами широкий  спектр доходов, ускользающих от налогов  и пополнить бюджет.

Когда особо крупные средства ставятся под контроль государства и общества, организованная преступность лишается свой мощной экономической основы.

 

 Заключение.

 

 Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

1. “Теневая экономика” / Бунич  А.П. , Гуров А.И. и др. / М.: Экономика, 1991.

2. Яшин А. “Противостояние” / “Экономика  и жизнь”, № 41, 1996.

3. Пономарев П. “Теневой лик  банковской тайны” / “Экономика  и жизнь” , № 39, 1996.

4. Исправников В.О. “Теневой  капитал: конфисковать или амнистировать?”  / “Экономика и жизнь” , № 24, 1996.

5. Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” / РЭЖ , № 4, 1996.

6. Величенков А., Куликов В. “Теневые пирамиды реформируемой экономики” / РЭЖ , №№ 8-9, 1996. 1. Неформальная экономика и гибкий рынок труда: теория и практика в ФРГ: Научно-аналитический обзор. М., 1987.

7. Исправников В.О., Куликов В.В. "Теневая" экономика в России: иной путь и третья сила. М.,1997.

8.Де-Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М., 1995.

9. Как продолжить  реформы в России? М., 1996.

10. Исправников В.О. "Теневые" параметры реформируемой экономики // Российский экономический журнал, 1996, № 8.

7. Пансков В. “Налоги и налоговая политика - 96” / РЭЖ , № 1, 1996.

[1] Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” (РЭЖ №4 1996 год стр.21)

[2] Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика”  (РЭЖ №4 1996 год стр.20)

[3] Яшин А. “Противостояние” (“Экономика  и жизнь”, №41, 1996 год)

[4] Ореховский П. “Статистические показатели и теневая экономика” (РЭЖ №4 1996 год стр.19) 2.2 Грубые формы и методы теневой экономики.

 


Информация о работе Создание правовых экономических условий по сокращению теневой экономики