Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 10:51, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что заработная плата есть элемент дохода наемного работника, форма экономической реализации права собственности на принадлежащий ему ресурс труда. Вместе с тем для работодателя, ресурс труда для использования его в качестве одного из факторов производства, оплата труда наемных работников является одним из элементов издержек производства.
Задачей изучения вопроса является проведение исследования планирования средств на оплату труда персонала предприятия, а также изучение проблемы в области планирования оплаты труда.
Введение
1.Планирование и структура фонда оплаты труда
1.1.Организация и планирование заработной платы.
1.2.Формы и системы оплаты труда
1.3.Структура фонда оплаты труда.
2. Планирование ФОТ (на примере предприятия «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003 – 2004 гг.)
3. Состояние и пути развития оплаты труда на предприятиях в России.
3.1.Состояние оплаты труда на предприятиях в России.
3.2.Пути развития оплаты труда на предприятии
Заключение
Список используемой литературы
Рассмотрим расчет заработной платы на «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003-2004 г.г. по таблице 2.3.
Таблица 2.3.
Расчет заработной платы на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003-2004 г.г.
2003г. | |||
показатели |
ФОТ общий |
численность |
среднемесячная заработная плата |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. ППП |
12165887,92 |
5376 |
2263 |
2. Производственных рабочих |
3984551,97 |
1287 |
3096 |
3. Вспомогательных рабочих |
3380831,84 |
2184 |
1548 |
4. ИТР и служащие в том числе |
3526600 |
1925 |
1882 |
5. Руководители |
1406160 |
630 |
2232 |
6. Непромышленная группа |
287523,01 |
207 |
1389 |
Итого: |
24751554,74 |
11609 |
12410 |
Продолжение таблицы 2.3.
2004г. | |||
показатели |
ФОТ общий |
численность |
среднемесячная заработной платы |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. ППП |
12160641 |
4798 |
2534,52 |
2. Производственных рабочих |
3571327,7 |
1078 |
3312,92 |
3. Вспомогательных рабочих |
3895451,6 |
1970 |
1977,39 |
4. ИТР и служащие в том числе |
3537169,9 |
1750 |
2021,24 |
5. Руководители |
1539249 |
587 |
2622,23 |
6. Непромышленная группа |
300083,38 |
199 |
1507,96 |
Итого: |
25003922,58 |
10382 |
13976,26 |
В 2004г. заработной платы ППП на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» увеличилось по сравнению с 2003г. на 271,52 руб. или на 12%. В 2004г. заработной платы производственных рабочих увеличилось по сравнению с 2003г на 216,92 руб. или на 7%. В 2004г. заработной платы вспомогательных рабочих увеличилась по сравнению с 2003г. на 429,39 руб. или на 27,7%. В 2004г. заработной платы ИТР и, в том числе служащих увеличилась по сравнению с 2003г. на 139,24 руб. или на 7,4%. В 2004г. заработной платы руководителей увеличилась по сравнению с 2003г. на 390,23 руб. или на 17,5%. В 2004г. заработной платы непромышленной группы увеличилась по сравнению с 2003г на 118,96 руб. или на 8,6%. В общем заработной платы в 2004г. на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» увеличилась по сравнению с 2003г. на 153462.87руб. или на 1,01%.
Рассмотрим динамику заработной платы на рисунке 2.1.
Рис. 2.1. динамика заработной платы на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003-2004г.г.
Рассмотрим анализ фонда заработной платы на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003г. – 2004г.г. по таблице 2.4.
Таблица 2.4.
Анализ фонда заработной платы на предприятии «ОРМЕТО-ЮУМЗ» за 2003-2004г.г.
Показатели |
2003г. |
2004г. |
Абсолютное отклонение (+,-) |
Относительное отклонение (%) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1. Фонд оплаты труда тарифный |
15051112,7 |
15204575, 54 |
153462,87 |
101,01 |
2. Премии |
4515333,74 |
4561372,7 |
46038,91 |
101,02 |
3. Коэффициент |
2934966,97 |
2964892,3 |
29925,33 |
101,02 |
4. Заработная плата дополнительная |
2250141,35 |
2273083,8 |
22942,45 |
101,02 |
5. Фонд заработной платы общий |
24751554,74 |
25003922,58 |
252367,84 |
101,02 |
6. Заработная плата среднемесячеая и по отдельным категориям |
12410 |
13976,26 |
1566,26 |
112,6 |
ППП |
2263 |
2534,52 |
271,52 |
112 |
Производственных рабочих |
3096 |
3312,92 |
216,92 |
107 |
Вспомогательных рабочих |
1548 |
1977,39 |
429,39 |
127,7 |
ИТР и служащие в том числе |
1882 |
2021,24 |
139,24 |
107,4 |
Руководители |
2232 |
2622,23 |
390,23 |
117,5 |
Непромышленная группа |
1389 |
1507,96 |
118,96 |
108,6 |
В 2004г. ФОТ тарифыный увеличился по сравнению с 2003г. на153462.87руб. или на 1,01%. В 2004г. премии увеличилась по сравнению с 2003г. на 46038,91руб. или на 1,02%. В 2004г. коэффициент Увеличился по сравнению с 2003г. на 29925,33руб. или 1,02%. В 2004г. ЗП дополнительной увеличилась по сравнению с 2003 г. на 22942,45руб. или на 1,02%. В 2004г. ФЗП общий увеличилась по сравнению с 2003г. на 252367,84руб. или на 1,02%. В 2004г. ЗП среднемесячная увеличилась по сравнению с 2003г. на 1566,26руб. или на 12,6%. По отдельным категориям по предприятию ОРМЕТО-ЮУМЗ: В 2004г. заработной платы ППП на предприятии увеличилось по сравнению с 2003г. на 271,52 руб. или на 12%. В 2004г. заработной платы производственных рабочих увеличилось по сравнению с 2003г на 216,92 руб. или на 7%. В 2004г. заработной платы вспомогательных рабочих увеличилась по сравнению с 2003г. на 429,39 руб. или на 27,7%. В 2004г. заработной платы ИТР и, в том числе служащих увеличилась по сравнению с 2003г. на 139,24 руб. или на 7,4%. В 2004г. заработной платы руководителей увеличилась по сравнению с 2003г. на 390,23 руб. или на 17,5%. В 2004г. заработной платы непромышленной группы увеличилась по сравнению с 2003г на 118,96 руб. или на 8,6%.
3.Состояние и пути развития оплаты труда на предприятиях в России.
3.1.Состояние оплаты труда на предприятиях в России.
Заинтересованность человека в своем труде - казалось бы, аксиома. Тем не менее в России, провозгласившей в Конституции приверженность принципам рыночной социально ориентированной экономики, мы наблюдаем грабительскую эксплуатацию человека труда, которая однажды уже привела людей под знамена революции. В то время как цены на энергоресурсы в стране приблизились к мировым, цена на труд снизилась в шесть-семь раз. Резкое падение объемов производства сопровождалось ростом безработицы и деформированием рынка труда. Существенное превышение предложения рабочей силы над спросом, структурная безработица создают тяжелейший "навес" на рынок труда, позволяя работодателям удерживать уровень заработной платы на низкой отметке.
Именно обстоятельства, связанные с наличием явного и скрытого избытка рабочей силы, определяют особенность формирования системы оплаты труда на предприятиях. Не менее важно и то, что отсутствуют институты контроля за оплатой труда на предприятиях со стороны государства. И это при том, что у большинства новых собственников предприятий пока не сложилось цивилизованного отношения к оплате труда своих работников. Дополняет картину нестабильность финансирования расходов на оплату труда работников бюджетной сферы и высокая инфляция, что во многом связано с непрофессионализмом чиновников и отсутствием контроля за деятельностью естественных монополий.
В соответствии со ст. 37 Конституции РФ «каждый имеет право... на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда...». Отказ от установления на общефедеральном уровне минимального размера оплаты труда означал бы отмену одного из важнейших социальных стандартов, существующих практически во всех экономически развитых странах.
Особое значение установление МРОТ имеет для организации оплаты труда работников бюджетной сферы, поскольку тарифная ставка 1-го разряда ЕТС не должна быть ниже федерального минимума оплаты труда. Это положение четко зафиксировано в Трудовом кодексе РФ.
За федеральным уровнем государственного управления остается решение вопроса об установлении МРОТ с ориентацией на прожиточный минимум, а впоследствии - и на минимальный (а затем и рациональный) потребительский бюджет.
Чрезвычайно важным в этой связи представляется создание эффективного механизма индексации заработной платы (т.е. повышения государством и работодателями денежных доходов граждан), позволяющего частично или полностью возместить им удорожание потребительских товаров и услуг. Особенно значима индексация доходов социально уязвимых групп населения (малообеспеченных трудящихся, пенсионеров, инвалидов). Сегодня положение дел таково: денежные доходы работников государственных предприятий и организаций, а также выплаты за счет бюджетных источников индексируются достаточно регулярно, в то время как в негосударственном секторе индексация проводится далеко не в полном объеме. Здесь, увы, мы сталкиваемся с невыполнением федеральных законодательных норм.
К денежным доходам граждан, подлежащим индексации, относятся прежде всего те из них, которые не носят единовременного характера. Это - оплата труда поставкам и окладам, государственные пенсии и пособия, стипендии, суммы возмещения ущерба, причиненного увечьем в случае повреждения здоровья при выполнении трудовых обязанностей. Осуществлять действенный контроль за выполнением законодательных норм в части индексации доходов и начисленной заработной платы призвано федеральное ведомство по труду и его органы на местах.
Существенную роль в государственном регулировании доходов и заработной платы призвана играть система налогообложения индивидуальных доходов граждан. Введенная в 2001 г., она усугубляет резкое имущественное расслоение население. Вместо того чтобы перенести «тяжесть» налогов с менее обеспеченных слоев населения на более обеспеченные, нынешняя равная для всех 13%-ная ставка взимания налогов независимо от абсолютных размеров доходов создает преимущества для высокодоходных (высокооплачиваемых граждан. Такое положение не может быть признано социально справедливым и оправданным. Ни в одной из развитых рыночных экономик нет «гладкой» шкалы взимания налогов, повсюду действует принцип прогрессивного нарастания ставки налогов на индивидуальные доходы. При этом соблюдается определенная мера: как свидетельствует мировой опыт, если изымаются более 40-50% доходов, предприниматель теряет интерес к своему бизнесу.
3.2.Пути развития оплаты труда на предприятии.
Возможности для реформирования системы оплаты труда в интересах справедливого распределения жизненных благ и обеспечения достойного уровня жизни россиян существуют. В первую очередь необходимо уйти от навязанного стереотипа, согласно которому высокая заработная плата обязательно вызывает рост цен и высокую инфляцию. Этого не происходит, если снижаются издержки производства и перераспределяется предпринимательский доход. Высокая заработная плата увеличивает платежеспособный спрос, что, в свою очередь, способствует росту объемов производства. Именно такая "линия поведения" могла бы стабилизировать социально-экономическое положение в стране, увеличивая ее инвестиционную привлекательность.
Вспомним знаменитое высказывание А.Смита: "Он (работник) должен делить продукт труда с собственником капитала, который нанимает его". Но как они должны делиться? Если производство убыточно, то ответственность за это несет только работодатель. Его выгода состоит в получении прибыли, образовавшейся в результате разумного использования капитала и труда нанятого им работника, когда произведенный товар признан на рынке. Работнику же необходимо получать достаточно, чтобы содержать себя и семью, стремиться долго и продуктивно работать. Такая модель отвечает интересам и работодателя, и работника. Именно поэтому различие в их доходах не может быть слишком большим. Это зависит, конечно же, от закона, государства и общества.
В качестве примера приведем законодательно установленные нормы потребления, чтобы рассчитать прожиточный минимум для мужчин и пенсионеров. Основная еда - хлеб, картофель, молоко.
Что касается нормативов потребления промышленных товаров, то для пенсионера, например, предусматриваются две сорочки на 5 лет, три майки на 2,5 года, пять пар носков на 2 года. Для пенсионерки - одно платье из полушерстяной ткани на 6 лет и одно хлопчатобумажное - на 5 лет, две ночные сорочки на 3 года. По верхней одежде и обуви нормы установлены примерно в таких же пределах. Всего предусматриваются расходы в 1,5 тыс. руб. в месяц на человека.
Еще более унизительным является минимальный размер оплаты труда для работающего человека - 450 руб. Методики, по которым произведены расчеты данных нормативов, разработаны с ориентацией прежде всего на ограничительные "контрольные цифры" Минфина, а не на объективные потребности населения. Такими чисто математическими методами рассчитывать размер минимальной оплаты труда нельзя. Необходимо обязательно учитывать социальное значение этого вопроса и оценивать последствия, к которым ведет занижение заработной платы работников.
Информация о работе Состояние и пути развития оплаты труда на предприятиях в России