Состояние рынка труда России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 13:40, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ российского рынка труда, выявление его особенностей.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты сущности рынка труда, его структуру;
- выявить взаимосвязь заработной платы и рынка труда;
- рассмотреть безработицу и современное состояния рынка труда в РФ.

Содержание

Введение
1. Сущность и структура рынка труда
2. Безработица как элемент рынка труда
3. Рынок труда и заработная плата
4. Состояние рынка труда России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Особенности Российского рунка труда и факторы на него влияющие.docx

— 45.72 Кб (Скачать файл)

Рассматривая по межпрофессиональным признакам, безусловными лидерами по величине оплаты выступают руководители, у которых она на 75% превышает средний уровень работников. А самый низкий уровень заработной платы это у неквалифицированных работников.

Под межсекторными  различиями подразумевается бюджетный  сектор и коммерческий. Так заработная плата в бюджетном секторе на 19% ниже, чем в коммерческом. Гимпельсон В. считает, что преимущество небюджетного сектора проявляется во всех группах, за исключением жителей сельской местности, где бюджетники имеют даже более высокие заработки. Межсекторный разрыв существенно сокращается, если рассматривать мужчин и женщин в отдельности. Отсюда следует, что он в значительной степени связан с высокой концентрацией женщин в бюджетном секторе5.

В большинстве развитых стран законодательно установлен минимум  заработной платы. Особая роль минимальной  заработной платы (МПЗ) связана с  тем, что она выполняет не только экономические функции, но и социальные функции. Поскольку рынок может  оценивать неквалифицированный  труд крайне резко, порождая бедность и значительное неравенство, то считается, что с помощью ведения гарантированного минимуму оплаты можно снизит уровень  бедности и сократить масштабы экономического и социального неравенства. Например, в США федеральный минимум  заработной платы варьируется в  пределах от 40 до 60% от средней заработной платы.

В России в последние  годы проблема МПЗ (в российской терминологии это минимальный размер оплаты труда - МРОТ) вызывает повышенный интерес. Повышение МПЗ — это инструмент, способный влиять как положительно, так и отрицательно на социально-экономическое положение в стране, затрагивать интересы работников, работодателей, все стороны рынка труда, проблемы бедности и борьбы с ней. Да, с одной стороны, это казалось бы благая цель. Но многие экономисты, например Р.И. Капелюшников, Н.Т. Вишневская, считают, что повышение МПЗ ведет к общему росту оплаты труда. Установление новой ставки МПЗ дает основание другим категориям работников настаивать на повышение оплаты своего труда. Также, резкое повышение МПЗ может стать одной из причин расширения теневой экономики. Рост издержек, вызванный увеличением минимальных ставок оплаты труда, выталкивают компании, в первую очередь предприятия малого бизнеса, в неформальный сектор.

Определение размера  МПЗ — это всегда острый политический вопрос, который детального изучения этого решения и предвидение  всех его возможных последствий. Движение в направлении динамического  роста денежной заработной платы  для российского общества важно, поскольку сложившийся уровень оплаты труда многократно отстает от развитых стран, а дифференциация заработной платы, наоборот превышает соответствующей ей уровень6. Так в начале текущего десятилетия (2000г.) среднечасовая начисленная заработная плата работников организации в российской экономике составляла 15,7 руб., а к 2006 году составила 75 руб. А, например, в США в 2006 году среднечасовой заработок работника, занятого в отраслях гражданского назначения был равен 19,29 долл. США.

4. Состояние рынка  труда России

 

В связи с мировым  финансово-экономическим кризисом, сегодняшняя картина с занятостью и безработицей во многом повторяет  ситуацию 90-х, сохраняется высокая  занятость за счет манипулирования  зарплатами, что негативно сказывается  на экономике. Характерная черта  российского рынка труда 1990-х - сверхгибкая зарплата и склонность работодателей снижать ее, но не сокращать занятость, деформируя, таким образом, рынок труда. Любой экономический кризис независимо от причин его возникновения всегда сопровождается спадом производства, связанным со снижением спроса у потенциальных покупателей, а также с нехваткой у предприятий денежных средств на реализацию проектов. Производители вынуждены экономить и сокращать производство, влача за этим ряд изменений на рынке труда.

К основным негативным тенденциям, обусловленным обвалом  мировой экономики, и оказывающим  прямое влияние на рынок труда  России, относятся:

Рост численности  безработных граждан. Уровень безработицы  в РФ в I квартале 2009 года вырос на 33.9% до 7.107 млн. человек в годовом  исчислении. Такие данные содержатся в докладе Росстата. В конце I квартала 9.5% экономически активного населения  классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной  организации труда). В государственных  учреждениях службы занятости населения  в качестве безработных зарегистрированы 2.2 млн. человек, в том числе 1.9 млн. получают пособие по безработице. Численность экономически активного населения в I квартале составила 74.8 млн. человек, или более 53% от населения страны. В численности экономически активного населения 67,7 млн. человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 7,1 млн. человек - как безработные с применением критериев МОТ.

Цифра безработицы  в 9,5% от экономически активного населения  РФ в целом по стране, как выяснилось, не мешает иметь безработицу выше 10% в пяти федеральных округах  России. Она ниже лишь в Центральном (6,6%) и Северо-Западном (7,5%) округах.

2. Активное введение  режимов неполной занятости. Более  1000 российских предприятий были  вынуждены прибегнуть к переводу  значительной части своих сотрудников  в режим неполного рабочего  времени, предоставлять им неоплачиваемые  отпуска, либо держать в простое, суммарная численность таких работником на сегодняшний день составляет 943 064 человека. В том числе:

- численность работников, находившихся в простое по  вине администрации, составила  279 891 человек;

- численность работников, работавших неполное рабочее  время, - 560 867 человек;

- численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе администрации, - 102 327 человек.

Все эти меры хоть и помогают предприятиям удержаться на плаву, сократив, таким образом, свои издержки, но все, же больше приводят к  негативным последствиям в среднесрочной  перспективе, искажая все экономические  показатели.

3. Рост задолженности  по выплате заработной платы.  Просроченная задолженность по  заработной плате, по данным  Росстата, на 1 мая 2009 года составила  9 млрд. 755 млн. руб., увеличившись  на 8,3% по сравнению с 1 апреля 2009 года. Данные получены от организаций, кроме субъектов малого предпринимательства.

Сам по себе кризис — это время освобождения экономики  от неэффективных предприятий. Поэтому  будет применяться механизм банкротства  для решения проблем, вызванных  низким уровнем менеджмента, стратегическими  ошибками в управлении, недостаточным  вниманием собственников к эффективности  их активов. Смена собственников  и менеджмента предприятий - объективный  процесс и государство не будет  ему препятствовать, оставляя за собой  задачи защиты прав работников и сохранения стратегически важных производственных активов таких предприятий в  ходе процедур банкротства.

В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в  развитие производства и создание новой  продукции, повысившие производительность труда, но попавшие в сложную ситуацию из-за отсутствия доступа к кредитам и временного снижения спроса на их продукцию, вправе рассчитывать на поддержку  государства. Кроме того государство  собирается уделить особое внимание сохранению трудового потенциала, расширяя масштабы своей деятельности в сфере  занятости, противодействия росту  безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся  под риском увольнения.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке  труда.

Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных  рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Дополнительные  бюджетные средства выделяются в  виде субсидий из федерального бюджета  на основании специальных соглашений с субъектами Российской Федерации.

Остальные средства будут перечисляться в регионы  незамедлительно в зависимости  от хода процессов, происходящих на региональных рынках труда, и, естественно, при принятии регионами дополнительных мер реагирования на возникающий риск роста безработицы.

Объем бюджетных  ассигнований, направляемых в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на оказание социальной поддержки  безработных граждан и осуществление  активных программ содействия занятости  безработных граждан, будет увеличен на 33,95 млрд. рублей, в том числе 29,8 млрд. рублей на социальную поддержку  граждан, признанных в установленном  порядке безработными.

Повышена информированность  работников и работодателей по вопросам предоставления гарантий государства  в области занятости населения, о ситуации на рынке труда в  субъекте Российской Федерации. Во всех субъектах Российской Федерации  организована работа консультационных пунктов и телефонных "горячих  линий". Для содействия занятости  безработных и незанятых граждан, а также граждан, находящихся  под риском увольнения (проживающих  во всех субъектах Российской Федерации), организована работа информационного  портала "Работа в России". Обновление вакансий осуществляется еженедельно.

По сути, это мероприятия  должны препятствовать значительному  росту численности безработных  граждан.

 

Заключение

 

В данной работе я  попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта  деятельности такого составного элемента рыночной экономики, как рынок труда. Я думаю, что из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть  в одной работе все стороны  этой проблемы.

Итак, рынок труда - это, прежде всего система, в которой  взаимодействуют работодатели, предъявляющие  спрос на рабочую силу и собственники рабочей силы, которые продают  свою способность к труду. Главной  особенностью этого рынка является специфика труда, как объекта  купли-продажи. Основными элементами механизма рынка труда являются спрос на рабочую силу, ее предложение. Рынок труда также испытывает колоссальное влияние со стороны  различных субъектов трудовых отношений: это и государство, поддерживающее интересы, как работников, так и  работодателей посредством специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, это и профсоюзы, отстаивающие интересы наемных работников. Одной из важнейших  категорий рынка труда является заработная плата. Факторами, влияющими на величину заработной платы являются социально-экономические, а также соотношение спроса и предложения на рынке труда; вводимый государством гарантированный минимум заработной платы; степень профессиональной квалификации. Также в данной работе я не могла не обойти стороной особо важные проблемы сегодняшнего рынка труда, в частности рост безработицы, спровоцированный глобальным экономическим кризисом. Резкое снижение спроса у потенциальных покупателей привело к спаду производства, а точнее перепроизводство, приведшее к перенасыщенности рынка, а также ряд других процессов происходящих на ипотечном и финансовом рынке США, привело к обвалу мировой экономики, и, соответственно, к резкому росту безработицы в большинстве стран. Наша страна не стала исключением. На данный момент безработица охватила почти четверть всей рабочей силы и составила уже 9,5%. Заработные платы тех, кто сохранил за собой место, были подвержены пересмотру.

В работе был также  поставлен вопрос о необходимой  вмешательства государства в  экономику, для стабилизации ситуации на рынке труда, в нынешних условиях финансово-экономического кризиса. В  кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической  жизни страны. Правительство с  максимальной ответственностью подходить  ко всем своим действиям, с тем, чтобы  не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий  и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет  опоры в развитии экономики на частную инициативу обеспечивается и в кризисных условиях.

Список использованной литературы

 

1. Заработная плата  в России: эволюция и дифференциация. /Под ред. В.Е. Гимпельсон, Р.И. Капельшников. – М.: ГУВШЭ, 2008. – 575 с.

2. Журавлева Г.П.  Экономика: Учебник. – М.: Экономисть, 2005.– 574с.

3. Карташов С.А., Одегов Ю.Г. Рынок труда: проблемы формирования и управления: Учебник. - М.: Финстатинфом. - 1998. - 310 с.

4.Маркс К., Энгельс  Ф. Избранные сочинения. - Т. 7. - М.: Политиздат, — 1978. - 805с.

5. Одегов Ю.Г., Руденко Г.Г., Лунева Н.К. Рынок труда: Учебник. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 898 с.

6. Рофе А.И. Рынок труда: Учебник для вузов. – М.: МИК, 2003.– 271 с.

7. Чапек В.Н., Долгодушев В.А. Рынок труда. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 251 с.

8. Альбицкая Н.  Меры по поддержки рынка труда  в Российской Федерации// Кадры  предприятия. – 2009. - №2. – С. 11-14.

9. Батяева А. Отечественный рынок труда: каноны и реалии// Мировая экономика и международные отношения. – 2009. - №2. – С. 116-121.

10. Гимпельсон В. О бедном бюджетнике замолвите слово...: межсекторные различия в заработной плате// Вопросы экономики. - 2006. №6. - С. 81-106.

11. Голубченко А.  Безработица и кризис// Финансовый  контроль. – 2009. - №4. – С. 50-54.

12. Ивантер А. Сводки с трудового фронта// Эксперт. – 2009. - №11. – С. 16-17, 19.

13. Калашников С.  Развитие рынка труда – неотъемлемый  элемент государственной политики.// Вопросы экономики. 2005. - №4. – С. 30-33.

14. Соболевская А.  Современные проблемы рынка труда  в странах Европейского союза// Труд за рубежом. – 2009. - №1. – С. 42-57.

15. Фиськова Л. Заработная плата и ее факторы// Экономист. – 2009. №1. – С. 66-71.

16. Кризис и рынок  труда России // Занимаем.ру, zanimaem - М., 2009 - 29 марта.

17. Занятость и  безработица в Российской Федерации  в I квартале 2009 года // Федеральная  служба государственной статистики  «Росстат», gks - М., 2009 - 24 апреля.

Информация о работе Состояние рынка труда России