Социальное партнерство: понятие и объективные предпосылки возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО.docx

— 28.15 Кб (Скачать файл)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Филиал  ФГБОУ ВПО «Тюменский государственный  университет»

в г.Заводоуковске 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: «Экономика труда»

на тему: Социальное партнерство: понятие и объективные предпосылки возникновения. 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 4 курса

                                                                       направление «Экономика»

                                                   группы № 281

                                                   А.А.Катунцева

                                            Проверил:

                                                           к.э.н. Е.Е.Науменко 
 
 
 
 
 
 

Заводоуковск, 2011

  СОЦИАЛЬНОЕ  ПАРТНЕРСТВО. 

  Социальное  партнерство — система взаимоотношений  между работниками (представителями  работников), работодателями (представителями  работодателей), органами государственной  власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей  по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно  связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

  Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства в тех  случаях, когда они выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями, а также в  других случаях, предусмотренных федеральными законами.

    Принципы социального партнерства заключаются в цивилизованном регулировании социально-трудовых отношений, в налаживании нормальных партнерских взаимоотношений между наемными работниками и работодателями при посредничестве государства. В мировой практике имеется богатый и проверенный временем опыт переговорной политики и двухсторонних переговорных отношений. [1]

    В России начало процессу развития  социального партнерства было  положено Указом Президента РФ  «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 21 ноября 1991 года. К концу 1990-х сформировалась определенная законодательная база: федеральные законы о коллективных договорах и соглашениях, о Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (РТК), о разрешении коллективных трудовых споров, иные нормативные правовые акты. Сложилась разветвленная система социального взаимодействия на разных уровнях: на федеральном — РТК и отраслевые тарифные комиссии; в областях и в муниципальных образованиях — региональные и территориальные комиссии; в производственных объединениях и на крупных предприятиях созданы соответствующие (двухсторонние) комиссии.

    Первое отраслевое соглашение  было заключено в 1992 году Независимым профсоюзом работников угольной промышленности. Территориальные соглашения к середине 1990-х годов действовали во всех регионах страны. Ежегодно профсоюзами, входящими в ФНПР, заключалось более 120 отраслевых и территориальных соглашений. Иное положение сложилось непосредственно в трудовых коллективах, где коллективных договоров было сравнительно немного. [4]

    В ряде отраслей экономики ощущалась нехватка субъектов трудовых отношений. Особенно объединений работодателей, которые в основном не были заинтересованы в установлении прочных партнерских отношений. К 1996 году лишь 20 % отраслевых тарифных соглашений были заключены с объединениями работодателей, а подавляющая их часть была подписана с федеральными министерствами, их департаментами и другими ведомствами, не располагавшими необходимыми экономическими, финансовыми и властными полномочиями. Такое положение снижало эффективность социального партнерства.

    Незаинтересованную позицию по отношению к социальному партнерству заняло правительство Российской Федерации, не сделав его одним из приоритетных направлений своей деятельности.

    Важное значение имела активизация  деятельности Российской трехсторонней  комиссии по регулированию социально-  трудовых отношений, образованной  в начале 1992 года. Спустя год президентским указом ей был придан статус постоянного органа системы социального партнерства в России, а в мае 1999 года Президентом РФ был подписан Федеральный закон о Российской трехсторонней комиссии.

    За 1992–2001 годы Комиссией было подготовлено и заключено восемь генеральных соглашений, рассмотрено около 400 вопросов, связанных с заключением генеральных соглашений и контролем за их выполнением, экспертизой проектов законодательных актов и федеральных программ, предотвращением трудовых споров и конфликтов. За этот же период более двухсот раз собирались на свои заседания рабочие группы РТК Однако многие постановления так и не были реализованы. Постепенно функции РТК были сужены, ее лишили права организовывать трехсторонние консультации по вопросам социально- трудовых отношений и отстранили от принятия решений, обязательных для рассмотрения федеральными властями. Все это снизило статус РТК. Комиссия не смогла решить проблему невыплаты долгов по заработной плате, разобраться с вопросами о доходах и уровне жизни населения. [2]

    Вместе с тем на основе Генерального  соглашения 1996 года была принята Комплексная программа по созданию и сохранению рабочих мест на 1998–2000 годы. Она внесла значительный вклад, в частности, в реформирование налоговой системы, проведение протекционистской политики по отношению к отечественным производителям.

    Одновременно с подготовкой и подписанием Генеральных соглашений на федеральном уровне велась работа по заключению отраслевых тарифных соглашений, особенно касающихся оплаты труда. По данным Министерства труда и социального развития РФ, за период с 1992-го по первую половину 1998 года было заключено 385 отраслевых тарифных соглашений на макроуровне.

    Социальное партнерство получило  широкое развитие в ряде базовых  отраслей народнохозяйственного  комплекса РФ.

    Важную роль в формировании системы социального партнерства играли региональные соглашения, заключаемые в субъектах РФ. По важнейшим направлениям этих соглашений разрабатывались конкретные программы: содействия занятости населения, социальной поддержки малообеспеченных граждан, их обязательного медицинского страхования и др.

    Следует признать, что степень эффективности социального партнерства на региональном уровне далеко не одинакова. Успешно реализуется система социального партнерства в Москве, особенно после принятия Городской думой закона «О социальном партнерстве». В конце 1990-х годов в столице действовало 16 городских отраслевых соглашений и соглашения в семи административных округах. Опыт Москвы в развитии социального партнерства послужил основой для разработки и принятия соответствующих нормативных актов в Туле, Новосибирске, Ставрополе, Мурманской, Брянской и Сахалинской областях. В Петербурге благодаря региональному соглашению удавалось сдерживать рост безработицы, обеспечивать стабильную ситуацию на рынке труда. [5]

    Сложившаяся и законодательно закрепленная за последние годы в России система регулирования социально-трудовых отношений хотя и смогла адаптироваться к новым экономическим условиям, тем не менее еще не сумела в полной мере сбалансировать интересы наемных работников и работодателей, стабилизировать социальную ситуацию как в стране, так и в отдельных ее регионах. Пока систематически нарушаются трудовые права наемных работников, согласие и нормальный диалог не могут состояться.

  Развитие  системы социального партнерства  создает возможность достижения относительного баланса интересов  работников и работодателей на основе сотрудничества, компромисса, ведет  к социальному консенсусу. Оно  служит действенным инструментом сочетания  экономической эффективности и  социальной справедливости.

  В индустриально развитых странах  социальное партнерство принимает  различные формы. Так называемая корпоративистская система предполагает использование специальных органов, процедур и механизмов. Она получила распространение в Австрии, Швеции, Японии, ФРГ, Швейцарии, Нидерландах. В  Австрии, например, социальное партнерство  реализуется посредством широкой  сети консультативных советов и  комитетов, паритетных комиссий как  на общенациональном, так и на отраслевом уровнях. В странах, где специальные институты социального партнерства отсутствуют, действует так называемая плюралистическая система (Великобритания, США, Канада). Здесь согласование противоречивых интересов осуществляется на уровне всего общества с помощью обычного политического процесса (партий, парламентов, профсоюзов) и развития сотрудничества работников и работодателей на уровне отдельных компаний.

  В России система социального партнерства  еще только делает первые шаги. Главное - не задействованы механизмы, обеспечивающие реализацию достигнутых соглашений. Вместе с тем в отдельных отраслях (например в угольной) выполнение отраслевых тарифных соглашений уже привело  к некоторому улучшению материального  положения рабочих и росту  производства.

  Из  многообразия отношений по социальному  партнерству ТК РФ выделяет отношения  в сфере труда и формулирует  легальное отделение понятия  «социальное партнерство». [1]

  Если  формулировать юридическое понятие  социального партнерства, то к понятию, приведенному в ТК РФ, необходимо добавить следующее.

  Урегулированные нормами трудового законодательства взаимоотношения между субъектами социального партнерства — работниками (их представителями), работодателями (их представителями), органами государственной  власти, органами местного самоуправления становятся правоотношениями социального  партнерства.

  Субъектами  социального партнерства в сфере  труда выступают:

  1) работники;

  2) работодатели;

  3) представители работников;

  4) представители работодателей;

  5) органы государственной власти;

  6) органы местного самоуправления.

  Правовое  положение каждого из них отличается принадлежащими им в сфере социального  партнерства правами и лежащими на них обязанностями.

  Работники и работодатели — стороны социального  партнерства, действующие через  своих полномочных представителей (см. ст. 25 ТК РФ), являющихся участниками  отношений социального партнерства. Они действуют от имени и в  интересах представляемой стороны.

  Также участниками отношений по социальному  партнерству выступают органы государственной  власти (точнее — исполнительной власти) и органы местного самоуправления (также  исполнительные).

  Органы  исполнительной власти представляют государство  в отношениях социального партнерства. В этом своем качестве они выполняют  определенную задачу: отстаивают интересы государства, общества, субъекта РФ при  решении вопросов, связанных с  регулированием на социально-партнерской  основе трудовых и непосредственно  связанных с ними отношений.

  Органы  местного самоуправления, будучи участниками  отношений социального партнерства, выражают и отстаивают в этих отношениях интересы муниципального образования.

  Органы  государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами  социального партнерства лишь в  тех случаях, когда они выступают  в качестве работодателей или  их представителей, уполномоченных на представительство законодательством  или работодателями (при заключении соглашений), а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами (см. ч. 2 ст. 23 ТК РФ).

  Однако, поскольку представитель действует  от имени представляемого и в  его интересах, он самостоятельной  стороной социального партнерства, по сути, не является. Статья 25 ТК РФ к  сторонам социального партнерства  относит только работников и работодателей.

  Государство в лице правотворческих органов  определяет правовое положение сторон и участников отношений социального  партнерства, порядок реализации их прав и осуществления обязанностей, т. е. регулирует нормами права эти отношения.

  Государство оставляет за собой решение вопросов, наиболее значимых для работников и  работодателей — установление минимальных  социально-трудовых гарантий, предоставляя все больший простор для регулирования  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений на основе социального  партнерства. В связи с этим существенно  повышается роль установления условий  труда на основе договоренностей  между работниками и работодателями, обеспечения согласования их интересов  в сфере труда.

Информация о работе Социальное партнерство: понятие и объективные предпосылки возникновения