Социальное партнерство: понятие и объективные предпосылки возникновения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Социальное партнерство — система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 1 ст. 23 ТК РФ).

Вложенные файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО.docx

— 28.15 Кб (Скачать файл)

  Правовые  нормы, регулирующие отношения социального  партнерства, в своей совокупности составляют институт трудового права, частью которого является субинститут  коллективного договора и соглашений.

  Система взаимосвязанных норм о социальном партнерстве, содержащихся в ТК РФ, иных федеральных законах, законах  субъектов РФ, подзаконных актах, составляет правовую основу социального  партнерства в сфере труда.

  Повышение роли и значения социального партнерства  как способа регулирования трудовых отношений потребовало укрепления и расширения его правовой основы. В результате в ТК РФ впервые включен  развернутый раздел II «Социальное  партнерство в сфере труда». Причем он предшествует другим разделам Кодекса, содержащим конкретные предписания  относительно государственного регулирования  трудовых отношений и их регулирования с помощью социального партнерства.

  Этот  раздел содержит наиболее существенные положения о правовом регулировании  отношений социального партнерства, которые, как и ряд других общественных отношений, входят в предмет трудового  права (см. ст. 1 ТК РФ). [3]

  Социальное  партнерство, являясь основой для  договорного регулирования трудовых отношений с помощью коллективных договоров и соглашений, входит в  метод трудового права как  лона из его неотъемлемых черт.

  Среди принципов правового регулирования  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений также названо  социальное партнерство (см. ст. 2 ТК).

  Усиление  роли социального партнерства, коллективных договоров и соглашений в регулировании  трудовых и непосредственно связанных  с ними отношений отражено не только в предмете и методе трудового  права, принципах регулирования  этих отношений, но и в разграничении  полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов  РФ. Основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений отнесены к ведению федеральных органов  государственной власти (см. ст. 6 ТК РФ).

  Раздел II ТК РФ сформирован на базе ранее  принятых законодательных актов  федерального и регионального уровней: Закона РФ от 11 марта 1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях» с изменениями  и дополнениями, внесенными в него в 1995 г.; ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»; законов о социальном партнерстве, о коллективных договорах и соглашениях, принятых во многих субъектах РФ. [5]

  Приняты во внимание Конвенции МОТ № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциации и защите права на организацию», № 98 (1949 г.) «О праве на организацию и на ведение  коллективных переговоров», № 135 (1971 г.) «О представителях трудящихся», Декларация МОТ основополагающих принципов  и прав в мире труда (1998 г.) и другие международные акты.

  ТК  РФ закрепляет положения о социальном партнерстве, распространяющиеся на всю  территорию Российской Федерации, всех работников и всех работодателей. Вместе с тем, применение этих положений  может иметь особенности в  отношении государственных служащих, работников военных и военизированных  органов и органов налоговой  полиции, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов и дипломатических представительств Российской Федерации. Эти особенности устанавливаются федеральными законами (см. ст. 28 ТК РФ).

  После введения в действие ТК РФ (1 февраля 2002 г.) названные законы (как и  все иные нормативные правовые акты) могут применяться постольку, поскольку  они не противоречат Кодексу (см. ст. 423 ТК РФ). К отношениям по социальному  партнерству, возникшим после 1 февраля 2002 г., применяются нормы ТК РФ. Если такие отношения возникли до 1 февраля 2002 г. и продолжаются после указанной  даты, то нормы ТК РФ применяются  к ним после 1 февраля 2002 г. (см. ст. 424 ТК РФ).

 

  Заключение 

  В России социальное партнерство, по существу, представляет собой трансформированную форму социально-трудовых отношений  советского времени: изменились социальные субъекты, сложились новые институты, деятельность которых регулируется принятыми в постсоветский период законами и правовыми нормами. Но между субъектами, получившими новые  названия, сохраняются в большинстве  случаев традиционные отношения; замена «директора» на «работодателя» мало что изменила во взаимоотношениях руководителей  предприятий и председателей  профкомов. Неформальные личные связи  по-прежнему остаются основным механизмом регулирования трудовых отношений, хотя существует перспектива большей  их формализации в связи с «вымиранием» старых, отлаженных связей.

    Признаваемая всеми необходимость  совершенствования правового поля  социального партнерства выдвигает  па первый план проблему улучшения  механизмов исполнения законов. Законов принято немало, но они не выполняются, и прежде всего из-за нестабильной экономической ситуации. Спад производства, кризис, разразившийся в 2008 г., не способствуют развитию системы социального партнерства. Институты социального партнерства как формы созданы, но в них отсутствует содержание, из-за кризиса сторонам уже нечего делить. Как отметил директор Московского офиса Международного бюро труда: «Социальный диалог без экономического развития недостижим».

    Усилия государства и профсоюзов, направленные на создание объединение  работодателей, выглядят как проявление  стратегии выживания. Работодатель, используя эту ситуацию, лоббирует  свои производственные и экономические  интересы в рамках институтов  социального партнерства. каждая  сторона старается выжить за  счет других.  

    Готовность профсоюзов и работодателей  идти на компромиссы не находит  адекватного отклика со стороны  государства. Уступив свое место  собственника на предприятиях, оно  не создало необходимых гарантий  осуществления трудовых прав  наемным работникам. Новые собственники, пользуясь отсутствием законов,  часто игнорируют профсоюзы в  качестве партнера, ущемляя права  трудящихся.

    Заявления работодателей о своем  понимании социального партнерства,  предполагающем диалог не только  с профсоюзами, но и с другими  объединениями, представляющими  интересы трудящихся, снижают авторитет профсоюзов как одной из сторон социального треугольника. От этого страдает система социального партнерства в целом, принципы которого Правительство декларирует, но мало что делает для их осуществления.

 

  Список  литературы 

  1. Борисов В. Есть ли в России социальное партнерство?// Человек и труд, 2009 г., №11.

  2. Журнал «Социальное партнерство» № 2 от 2007 г.

  3. Комаровский В., Садовская Е. Объединение работодателей в системе социального партнерства: опыт развитых стран и России// МЭиМО, 2007 г., № 5.

  4. Семигин Г. Ю. Социальное партнерство. М.: Издательство «Мысль», 2006 г.

  5. Социальное партнерство .М.: Издательство «Экономика», 2009 г., с. 193.

Информация о работе Социальное партнерство: понятие и объективные предпосылки возникновения