Спрос и предложение на рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 11:20, курсовая работа

Краткое описание

Рыночная экономика – это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого взаимодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой. Через эту модель быть описаны все экономические процессы. В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 63.45 Кб (Скачать файл)

1.3.Факторы, влияющие на предложение.

Неценовые факторы изменения предложения  перемещают всю кривую предложения, наиболее важные из них:

    • цены на ресурсы;
    • уровень технологии производства;
    • налоги и дотации;
    • цены на взаимозаменяемые (взаимодополняемые) товары;
    • ожидания продавцов на динамику спроса, цен, доходов и т.д.;
    • число продавцов.

Прямую зависимость между ценой  товара и количеством их поставок на рынки, которую описывает кривая предложения, можно рассматривать  как альтернативы фирм по ресурсовложению. Площадь выше кривой предложения  – это область альтернатив  со знаком «плюс», а площадь под  этой кривой – альтернативы со знаком «минус».

Каждое ресурсовложение фирмы – это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов в пользу выпуска именно этих, а не других товаров. Отказ от выпуска одних товаров ради выпуска других имеет конкретную цену, уплачиваемую за отвлекаемые в производство ресурсы. Эти издержки будут оплачены покупателем в цене готового товара, если окажется, что данный товар вообще пользуется спросом.

Только в этом смысле фирма может  констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации – это  неудачный выбор ресурсовложения, а следовательно, и предложения  в целом. В этом смысле понятие  «предложение» не тождественно понятию «количество товаров», предлагаемых для продажи по данной рыночной цене.

Основные неценовые факторы  предложения выглядят следующим  образом.

Во-первых, уровень технологии производства данных товаров. Это квалификация применяемого труда, автоматизированная техника, качественное сырье, эффективная организация производства и труда и другие условия, которые в совокупности способствуют снижению издержек выпускаемой продукции. То есть развитие технологий приводит к повышению уровня ресурсоотдачи – на единицу ресурсов можно получить больше продукции. Таким образом, с ростом уровня технологии растет производство товаров, а значит, и их предложение. Этот фактор, однако, мало влияет на те товары, при использовании которых необходим ручной труд и использование традиционных технологий.

Во-вторых, государственная налоговая политика, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и т.п. Перечисленные факторы способны существенно повлиять на уровень издержек производства, способствуя расширению или ограничению выпуска продукции данного вида. Государство, осуществляя законодательную деятельность, устанавливает правила поведения экономических агентов, взимает налоги с производителей. Налоговая политика разрабатывается не только исходя из интересов формирования государственного бюджета, но и с целью оказать то или иное влияние на производство товаров (а в некоторых случаях выплачиваются дотации), государство занимается регулированием цен и стандартизацией товаров.

В-третьих, предложение товаров во многом зависит от наличия или отсутствия на рынках взаимозаменяемых и взаимодополняемых факторов производства. Взаимозамещением можно изменить пропорции труда работников и автоматики в производстве, что также обеспечить экономию издержек.

В-четвертых, предложение товаров на рынке во многом зависит от издержек производства — производственных затрат, которые многие экономисты определяют как важнейший фактор, воздействующий на предложение. Объясняется это следующим. Производитель, если на него не оказывается экономического давления, действует, соблюдая свои собственные интересы, т.е. стремится максимизировать получаемую им прибыль (разницу между выручкой от реализации и затратами на производство). Это означает, что, принимая решение об объеме производства для предложения на рынке, производитель всякий раз выбирает такой объем производства, который обеспечивает ему наибольшую прибыль. На первый взгляд кажется, что увеличение объема производства ведет к увеличению выручки (валового дохода). Но оказывается, что каждая фирма имеет пределы своего роста. Рост фирмы и, следовательно, предложения на рынке за этими пределами ведет к увеличению издержек производства, например таких, как транспортные расходы, затраты на управление производством и реализацию продукции из-за возросших трудностей и т.д. Экономию издержек могут принести также снижающиеся цены ресурсов и факторов производства. Таким способом можно вызвать рост производства товаров.

Цены ресурсов оказывают непосредственное влияние на издержки производства и через них на объем предложения. Но величина затрат на ресурсы в экономическом смысле не тождественна сумме денежных издержек производства. Ресурсы, как правило, имеют несколько возможных сфер применения, поэтому экономист стремится учесть все альтернативные способы применения ресурсов. Например, фермер, который арендует участок земли и сталкивается с вопросом: что на этой земле выращивать — яблоки или пшеницу. Известно, что один гектар земли, отведенный под яблоки, приносит доход в 2 раза больший, чем тот же гектар, отведенный под пшеницу. Нетрудно догадаться, какой выбор сделает фермер. Но если он все же выбрал пшеницу, то в его издержки включается вся сумма упущенного им дохода от возможного использования земли под яблоки. Таким образом, в качестве затрат на ресурс должна включаться и денежная выручка от наиболее выгодного из альтернативных способов использования ресурса.

Глава 3. Степень влияния  факторов спроса и предложения и  проблемы измерения.

           3.1. Эластичность спроса и предложения.

Важную роль в изучении возможных  реакций со стороны экономических  агентов на изменение цены играет понятие эластичности.

Эластичность спроса относительно цены показывает относительное изменение объема спроса под влиянием изменения цены на один процент. Практическое значение при этом имеют не абсолютные величины, а относительные. И это понятно. Когда мы говорим, что цена на «Сникерс» поднялась на 10 рублей – это слишком существенное для «Сникерса» изменение цены, его нельзя не заметить. Оно вызывает значительное изменение величины спроса. Рост цен автомобиля «Вольво» на 10 рублей практически не ощутим для покупателей этой автомашины, поэтому изменение цены и величины спроса дается в формуле эластичности не абсолютно, а относительно.

 

Где

 

 

Также различают точечную и дуговую  эластичность.

Точечная эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса.

Дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке.

Факторы, влияющие на эластичность:

            1.Наличие заменителей: чем больше товаров-субститутов, тем эластичнее спрос на данный товар.

            2.Удельный вес товара в бюджете потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса).

          3.Размер дохода.

          4.Качество товара: является ли данный товар предметов роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из которых неэластичен).

          5.Размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

            6.Ожидания потребителя.

Эластичность предложения  по цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

 

Для понимания эластичности предложения  важное значение имеет фактор времени. В условиях кратчайшего рыночного  периода предложение совершенно неэластично. Поэтому повышение (понижение) спроса приводит к повышению (понижению) цен, но не отражается на величине предложения.

В условиях короткого периода предложение  более эластично. Это выражается в том, что повышение спроса обуславливает  не только рост цен, но и увеличение объема производства, так как фирмы  успевают изменить некоторые факторы  производства в соответствии со спросом.

В условиях длительного периода  предложение почти совершенно эластично, поэтому увеличение спроса приводит к значительному росту предложения при ценах или несущественном повышении цен.

Теория эластичности имеет важное значение для определения экономической  политики фирм.

3.2. Проблемы измерения факторов спроса и предложения.

В своей работе я уже упоминала факторы спроса и предложения, и их влияние. В данном пункте я вновь перечислю эти факторы, рассмотрю степень их влияния и проблему их измерения.

Факторы спроса:

1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, которое может быть вызвано рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрастает при каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса на данный товар и смещение кривой спроса влево. Важно так же отметить, что технологические изменения в виде появления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, создание арифмометра практически ликвидировало спрос на логарифмические линейки. Точно так же появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на грампластинки.

Потребительские вкусы является одним из самых  тяжело измеряемых факторов спроса. Причиной этому служит то, что все люди индивидуальны и обладают разными  вкусами. И от вкусов потребителей зависит  прибыль фирмы или производителя  и будущее товара, т.е. если товар  не удовлетворяет вкусам потребителей, то его производство невыгодно. Но пусть  вкусы потребителей тяжело поддаются  измерению, но на них можно влиять. Например, с помощью рекламы товара можно поднять потребительский  интерес к товару и увеличить  спрос на него. А производитель  может повлиять на спрос с помощью  технологических изменений.

2. Количество покупателей. Очевидно, что увеличение на рынке числа потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса.

Влияние данного фактора очень велико. Ведь именно от количества покупателей  зависит прибыль фирмы или  производителя. Проблема измерения  данного фактора состоит в  том, что количество покупателей  товара напрямую зависит от количества людей, вкусы и потребности которых  удовлетворяет данный товар. А как  было сказано мною раньше, потребительские  вкусы очень сложно измерять, на них можно только воздействовать.

3. Доход потребителей. Воздействие на спрос изменений денежного дохода несколько более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. По мере роста доходов потребители, как правило, начинают заменять недорогие товары их более качественными и дорогими аналогами. И, наоборот, при снижении доходов спрос на качественные и соответственно дорогие товары, падает.

В зависимости  от товара, то есть, является ли он качественным и дорогим или дешевым, данный фактор играет разную роль. Так снижение доходов потребителей вызовет увеличение спроса на дешевый товар, и наоборот.

Измерение данного фактора не является сложной  задачей. И в большинстве своем  фирмам не нужно этим заниматься. Потому что измерением доходов потребителей и просто людей живущих в стране занимается государство, а именно Госкомстат. А результаты периодически публикуются.

4. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот сопряженный продукт товаром заменителем или сопутствующим ему. Например, сливочное масло и маргарин представляют собой взаимозаменяемые товары. Когда цена на сливочное масло повышается, потребители покупают его в меньшем количестве, а это вызывает повышение спроса на маргарин. И наоборот, когда цена на масло снижается, потребители, покупают его в большем количестве, вызывая тем самым уменьшение спроса на маргарин. Обобщу сказанное: когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь.

Между тем  другие пары продуктов являются взаимодополняющими, они «сопутствуют» друг другу  в том смысле, что спрос на них  предъявляется одновременно, то есть спрос на них сопряженный. Когда  цена на бензин снижается, и вы в  результате ездите больше, увеличенный  пробег вашего автомобиля повысит ваш  спрос на моторное масло. Таким образом, спрос бензин и масло сопряжен – это дополняющие друг друга  товары. То же относится к фотоаппаратам  и пленке, видеомагнитофонам и  кассетам и т.д. Отсюда можно сделать  вывод, что когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой  на один из них и спросом на другой существует обратная связь.

Влияние данного фактора на спрос очень  велико. Так если цены на товары заменители ниже чем на данный товар, то спрос  на данный товар будет падать, а спрос на товары заменители повышаться. Измерение данного фактора не представляет труда.

5. Ожидания. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем, побуждают покупать данный товар в больших количествах сейчас, тем самым опередить повышение цен. Равным образом и ожидания увеличения доходов может заставить потребителей меньше ограничивать текущие расходы. Наоборот, ожидание падения цен и снижение доходов ведет к сокращению текущего спроса на товар. Например, сообщения метеорологов о том, что будущие холода могут уничтожить значительную часть урожая цитрусовых, провоцирует ожидания потребителей о том, что из-за предстоящей нехватки цитрусовых цена на апельсиновый сок может повыситься. Поэтому потребители начинают активно запасать апельсиновый сок.

Информация о работе Спрос и предложение на рынке